Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Люди устали бояться». Как менялась ситуация с заболеваемостью COVID-19 в регионах после выборов

«Люди устали бояться». Как менялась ситуация с заболеваемостью COVID-19 в регионах после выборов

Фото из архива «7х7»

Осенью 2021 года Россию накрыла «четвертая волна» COVID-19. При этом цифры по заболеванию значительно превышают показатели прошлого года — в три-четыре раза. Большой скачок заболевших начался после единого дня голосования. Некоторые обвиняли российскую власть в манипуляциях со статистикой. По официальным данным, если в начале и середине сентября в сутки заболевало 19–20 тыс. человек в день, то в октябре — на 5–10 тыс. больше. После выборов в регионах усилили контроль за соблюдением противоэпидемических мер. Обязательную вакцинацию ввели там, где ее не было, например в Воронежской и Рязанской областях. Псковский губернатор и вовсе не исключил введения локдауна. Корреспонденты «7х7» поговорили с медиками из четырех регионов и узнали, как в сентябре менялась ситуация с заболеваемостью коронавирусом.

Владимирская область

Еще до выборов владимирский губернатор отложил введение QR-кодов, сертификатов о вакцинации, ПЦР-тестов или справок о перенесенном коронавирусе для клиентов общепита, бассейнов и кинотеатров. Журналисты связали решение с невыполненным планом по вакцинации. В Роспотребнадзоре отметили, что в регионе на 80% вырос порог заболеваемости ОРВИ. На неделе до выборов ведомство ежедневно сообщало о более чем 150 заболевших COVID-19. К 19 сентября в медучреждениях региона из 1349 коек для таких пациентов было свободно 174 (менее 13%). При этом на неделе после выборов порог заболеваемости коронавирусом превысил отметку в 170 и 180 человек в сутки. К 27 сентября чиновники увеличили фонд до 1776 коек, из которых свободными осталось 272 (менее 16%).

В региональном департаменте здравоохранения сообщили, что готовятся к подъему заболеваемости и уже открыли ковидный госпиталь в одной из больниц Владимира. В ведомстве назвали эпидситуацию «напряженной». А представитель департамента образования не увидел оснований для массового перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение. Подъем заболеваемости действительно случился. С конца сентября в регионе ежедневно растет число заболевших. По данным на 22 сентября, заразившихся было 158 человек, на 7 октября — 239. В октябре в регионе из-за коронавируса запретили проведение массовых мероприятий с количеством участников более 500 человек.

В октябре повторилась ситуация, когда скорая привезла пациентку с тяжелой формой COVID-19 к зданию администрации Владимирской области. Женщину не смогли разместить в больнице из-за нехватки мест. Аналогичная ситуация произошла в июне.

«Сначала мы стояли у больницы скорой помощи, там полтора часа ждали места, потом у шестой больницы. Примерно в 20:00 приехали к администрации. Мы не хайпили, как люди думают, мы просто стояли и ждали», — объяснили свой поступок сотрудники скорой. Медики рассказали журналистам, что ситуация с реанимационными местами «даже хуже, чем летом».

Виктория Заливохина

Виктория Заливохина. Фото из личного архива

В конце сентября фельдшер станции скорой помощи Владимира Виктория Заливохина подтвердила «7х7», что в регионе растет число заболевших COVID-19. По ее мнению, это может быть связано с сезонным приростом респираторных вирусных инфекций из-за снижения иммунитета у граждан. Фельдшер рассказала, что из-за роста заболеваемости коронавирусом бригадам скорой помощи приходится везти пациентов на дальние расстояния, потому что мест в больницах не хватает. Медик сама столкнулась с ситуацией, когда ей отказывали в госпитализации пациента.

— Старший врач сказал мне, что везти пациента некуда, и предложил вернуть того домой. Я отказалась, потому что это нарушает приказы и пациента в его состоянии нужно было госпитализировать. После моего отказа начались долгие переговоры со старшим врачом и со стационарами. Место нашли.

Той ночью не только нашей бригаде пришлось «выбивать место» для пациента.

Следующей смене повезло еще меньше — мест не оказывалось даже в областных стационарах, судя по личным разговорам сотрудников. Наш главврач на связи, но все понимают, что проблема лежит намного глубже, — рассказала Заливохина.

Псковская область

Перед выборами псковский губернатор Михаил Ведерников заявил, что в регионе за неделю заболеваемость COVID-19 выросла на 6%. Причиной этого он назвал начало учебного года и возвращение отпускников. На 13 сентября в регионе подтвердили 97 новых случаев инфекции. Через неделю глава региона сообщил, что рост заболеваемости составил уже 15%. К 21 сентября за сутки коронавирус выявили у 130 человек. Десятки классов в школах перевели на дистанционное обучение, но чиновники отметили, что стремительного роста распространения COVID-19 нет.

Псковские журналисты выяснили, что регион вышел на третье место в России по коэффициенту распространения коронавируса. После этого чиновники отменили сельхозярмарку, а губернатор сообщил о превышении июльских показателей по заболеваемости COVID-19. К 24 сентября заболевание инфекцией подтвердили еще у 139 человек. На фоне двухнедельного роста заболеваемости коронавирусом губернатор заявил об ужесточении контроля за соблюдением противовирусных требований. Он добавил, что коечный фонд в области расширили до 630 коек, свободными из них осталось 15%. Из-за коронавируса отменили чемпионат по дворовому футболу на кубок губернатора.

В конце сентября губернатор заявил о возможном введении локдауна в регионе из-за неблагоприятной эпидситуации. С 4 октября школы и колледжи в муниципалитетах и райцентрах, где уровень заболеваемости превышает средний по области, перевели на дистанционное обучение до 11 октября. 7 октября в регионе выявили 203 новых случая коронавируса.

Артур Гайдук

Артур Гайдук. Фото пресс-службы псковского отделения партии «Яблоко»

Врач скорой помощи из Пскова и депутат областного собрания Артур Гайдук рассказал «7х7», что медики не знают реального числа заболевших коронавирусом, но по росту нагрузки на скорую можно сделать вывод, что их число растет. По его словам, в 2020 году в пик заболеваемости COVID-19 на скорой периодически «висело» в очереди до 100 необслуженных вызовов. В то же время к концу сентября 2021 года число таких вызовов в очереди порой достигает около 40. При этом Гайдук заявил, что заболеваемость начала расти еще в конце лета, поэтому он не связывает ее с выборами. Одной из причин роста заболеваемости коронавирусом, наряду с ослаблением иммунитета и ростом заражений ОРВИ, врач считает «расслабленность» людей, которые перестали носить маски.

— Люди устали бояться, привыкли к ситуации и перестали использовать средства индивидуальной защиты.

Например, в автобусах Пскова большинство пассажиров не носят маски. В то же время необходимость их использовать — это не блажь врачей или чиновников. Это действенный способ замедлить рост эпидемии. Когда во время Второй мировой войны бомбили прифронтовые города, то со временем жители привыкали к этому и не прятались в бомбоубежища, думая: «Убьют так убьют». Но от этого опасность для жизни только возрастала, — сказал Гайдук.

Костромская область

После весеннего спада заболеваемости коронавирусной инфекцией (в мае в области фиксировалось не более 30 новых заражений в день) с середины июня начался рост заболеваемости COVID-19. С середины июля до середины августа число заражений держалось на пиковых значениях (от 133 до 138 новых случаев в день). С 16 августа начался спад заболеваемости, с 29 августа в день фиксировалось менее 100 новых заражений.

Главный санитарный врач Костромской области Александр Кокоулин 31 августа заявил об улучшении эпидситуации:

«По последним данным индекс Rt [отношение числа заразившихся за последние четыре дня к числу заразившихся в предыдущие четыре дня] составляет 0,87. Это неплохой показатель. К слову, индекс держится ниже единицы на протяжении последних пяти недель, но заметное снижение по приросту заражений зафиксировано в последние две недели. По сравнению с предыдущим подъемом, который был осенью 2020 года, несколько изменился состав болеющих. Активнее всего сейчас болеют лица в возрасте от 50 до 65 лет и от 30 до 49 лет».

До 21 сентября число заболевших не превышало 90 человек в день, после начался постепенный рост заболеваемости — с 25 сентября фиксировалось более 100 заражений в день. При этом в сентябре в регионе значительно снизились темпы вакцинации: если за первые две недели августа вакцинировалось почти 15 тыс. жителей, то за две предвыборные недели — менее 6 тыс.

На первом после выборов оперативном совещании 21 сентября губернатор Сергей Ситников распорядился усилить контроль за соблюдением антиковидных ограничений, чтобы не допустить дальнейшего распространения инфекции. На следующий день областная ассоциация врачей обратилась к жителям области с призывом соблюдать противоэпидемические меры, делать прививки и не вызывать скорую помощь без острой необходимости. В октябре число ковидных коек в Костромской области увеличили до 1300 из-за роста числа тяжелых случаев COVID-19. В областной администрации сообщили, что 93% из них уже заполнено. По данным на 7 октября, в регионе заболело еще 140 человек. В этот же день вышло постановление главного санитарного врача, в котором он ввел обязательную вакцинацию от COVID-19 для 80% сотрудников ряда сфер деятельности (в июльском постановлении охват обязательной вакцинации составлял 60%).

Как рассказал корреспонденту «7х7» руководитель ассоциации врачей врач-хирург Сергей Титов, осенью на заражения коронавирусом накладывается рост сезонной заболеваемости ОРВИ.

— Я тут проехался на автобусе — все без масок, я в маске был один. В Индии, которую мы считаем страной третьего мира, 70% населения привилось. А у нас все такие грамотные, продвинутые, а верят каким-то бабушкам и интернету.

Мы — страна, которая обладает одной из лучших вакцин, даже не одной из лучших, а лучшей. Нужно вакцинироваться, а не слушать всякое мракобесие.

Люди думают, что они проскочат между струйками дождя. А вариантов всего два: заболеть и попасть в реанимацию с тяжелыми последствиями либо вакцинироваться, третьего не дано, — сказал Титов.

Ярославская область

Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов 24 сентября указал на необходимость введения новых коронавирусных ограничений из-за ухудшения эпидемиологической обстановки. В своем посте он также призвал граждан прививаться. В Ярославской области, по данным оперштаба, за неделю с 17 по 24 сентября выявили 1331 заболевшего, 44 человека умерло. Начиная с 22 сентября в регионе ежедневно заболевало коронавирусом более 190 человек. На 7 октября выявили 221 новый случай.

В октябре правительство Ярославской области рекомендовало организациям перевести сотрудников на удаленный режим работы. Власти сообщили, что ужесточили проверки соблюдения масочного режима в торговых центрах, магазинах, в транспорте и других общественных местах. Людям старше 65 лет, кто еще не вакцинировался и не переболел коронавирусом в последние шесть месяцев, рекомендовали сохранять самоизоляцию.

По словам губернатора, чтобы достигнуть коллективного иммунитета, нужно привить в регионе около 800 тыс. человек. Сейчас вакцинировалось только 47% населения. В Ярославской области открыли 2972 койки для больных коронавирусом. По словам Миронова, это больше, чем на пике пандемии в 2020 году. Он добавил, что большая часть коек уже занята заболевшими.

Фото пресс-службы департамента здравоохранения Ярославской области

Корреспондент «7х7» на условиях анонимности пообщался с врачом одной из ярославских больниц. Он уверен, что смертность от ковида сейчас чуть меньше, чем летом, но к концу осени уровень смертности может достичь показателей прошлого года или даже стать хуже.

— Один из примеров: половину больницы имени Семашко, ее хирургическое отделение, открыли — выписали всех пациентов [с ковидом], потому что их стало меньше. Но прошло две недели, количество заболевших стало расти, и хирургическое отделение снова переквалифицировали в ковидное. То есть все возвращается на круги своя, летальность растет, — прокомментировал собеседник «7х7».

Он не исключил возможности искажения статистики о смертности:

— Диагноз, который ставится непосредственно после вскрытия, имеет несколько рубрик. Первая — это непосредственная причина смерти, а вторая — прочие важные состояния, которые оказали влияние. Допустим, пациента кладут в ковидное отделение с положительным мазком, с симптомом дыхательной недостаточности. После смерти на вскрытии выявляется, что пациент умер не от поражения легких, а от обширного инфаркта миокарда. В таком случае инфаркт пойдет в первую рубрику, а коронавирусная инфекция — во вторую. И этот случай уже может не попасть в основную статистику летальности от ковида.

Другой случай, более манипулятивный по словам врача, — когда пациент поступает в ковид-отделение с поражением легких, но методом ПЦР вирус не выявляется. После смерти на вскрытии обнаруживаются признаки COVID-19, но если результат ПЦР отрицательный, медики не могут написать в причине смерти, что пациент умер от COVID-19. Врач добавил, что если по результатам вирусологического исследования коронавирусная инфекция неподтвержденная, то в статистику эта смерть может не попасть.

— Данные свидетельств о смерти, которые выдаются родственникам, могут отличаться разительно от данных протокола вскрытия, которые формируются после всех исследований. Что я хочу сказать: ПЦР-тест мог быть взят неправильно, он мог испортиться, результаты исследований могли быть скомпрометированы. И все манипуляции со статистикой могут происходить гораздо позже смерти пациента, в том числе через несколько месяцев и даже через год, когда формируются глобальные результаты. Мы каждый день можем наблюдать такие случаи, — заключил собеседник.

Над текстом работали Иван Журавков, Александра Яшаркина, Алексей Уханков, Юлия Полушина

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Владимирская областьВыборыЗдравоохранениеКоронавирусПсковская областьСобытия