Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Курская область

«За рубль продается, а желающих купить нет!»

Курский художник, галерист и краевед Олег Радин — о сохранении исторического облика города

Жители Курска 8 февраля отметили 75-ю годовщину освобождения от немецко-фашистской оккупации. К этой дате в курской частной художественной галерее «АЯ» открылась выставка «Сотворение мира», в основу которой лег документальный фильм «Освобождение Курска» из российского архива кинофотодокументов. Выставку создали художник-галерист Олег Радин и историк-краевед Виктор Крюков. Они много лет выпускали краеведческий альманах «Курская летопись». О том, с чего начинали курские краеведы, и о проблемах сохранения исторического облика Курска Олег Радин рассказал в интервью «7x7».

 

«Хочется всмотреться в лица людей того времени»

— Олег, почему вы представили на выставке именно кадры из фильма?

— Девять минут и три секунды кадров архивной кинопленки. Казалось бы, такое малое количество времени, а столько эмоций, столько чувств, как будто смотришь целый художественный фильм! Почему мы сделали именно раскадровку? Потому что хочется рассмотреть детали. Всмотреться в лица тех людей, того времени. Почувствовать ту атмосферу, которая была в Курске 75 лет тому назад.

 

Жители Курска на похоронах командира 322 стр. дивизии Степана Перекальского

 

— Кроме кадров из фильма вы включили в экспозицию экземпляры газет, которые издавали как советские, так и оккупационные власти, листовки тех лет, фотографии, которые сделали и немцы во время оккупации.

— Надеюсь, что у тех, кто увидит нашу выставку, у тех, кто полистает нашу летопись, не возникнет мысли сказать, что «немцы были хорошими ребятами», что «они пришли нас осчастливить».

 

Газета фашистских оккупантов «Курские известия»

 

«Город нашего детства»

— Долгие годы, кроме творчества, выставок, собирания раритетов, так или иначе связанных с Курском, ты издавал книги об истории города. Толстые. С уникальными фотографиями.

— Да, и в том году моя работа была отмечена высшей краеведческой наградой. Губернатор вручил мне премию имени Гордеева как лучшему краеведу.

— Власть, получается, тебя обласкала.

— Нет. Я считаю, не обласкала, а пришло понимание того, что мы делаем правильное, хорошее дело. А самое главное в том, что мы ни у кого не просим денег. Потому что, я считаю, когда приходишь с протянутой рукой или хребет свой сгинаешь — это неприятно не только для того, кто это делает, но и для тех, у кого просят. Мы ни у кого ничего не просим.

— Как ты стал книгоиздателем? Первая книга, кажется, называлась «Город нашего детства»?

— Да, вышла в 2012 году, шесть лет назад. Толчком или, так сказать, серьезным моментом для создания этой книги послужили склейки фотографий домов Курска 1954–1956 годов, переданные мне Вадимом Шуклиным, сыном Алексея Григорьевича Шуклина, который был главным архитектором Курска, по его проекту построен наш Дом Советов. То есть все дома от площади Перекальского по улице Ленина до улицы Гайдара были сфотографированы, и получилась «склеечка». Мой большой друг, историк-краевед и соавтор Виктор Крюков проделал немыслимую работу — все фотографии были соединены. Если какого-то дома не хватало, то мы его находили и вставляли. То есть воссоздали центр Курска середины 1950-х. А потом пошли дальше. После улицы Ленина пришел черед улицы Дзержинского. По всем домам, по всем заведениям, которые там были. Получилась такая книга. Серьезная.

 

«Сохранившиеся дома по пальцам можно пересчитать»

— Из того, что в той книге, что сегодня осталось в городе?

— Из той книги по пальцам можно пересчитать, что осталось.

— За эти шестнадцать лет практически все снесли?

— Нет, не за эти годы. Потому что в основе лежит восстановленный Курск после войны. Пятидесятые. Хотя, мы немного углубились и в более поздний период. В итоге получился букварь «Город нашего детства».

 

Георгиевская аптека перед сносом. Фото из архива Олега Радина

 

— Сейчас сносят дом по улице Горького, 16. Говорят, не имеет никакой архитектурной ценности.

— Если говорить с точки зрения ценности для архитектуры, ценен же был дом, где находилась Георгиевская аптека? Ценен был и в списке памятников архитектуры значился. А «Летний театр» в Первомайском саду? Я считаю, что два этих замечательных дома были просто «убиты». Это были знаковые здания. Я в детстве из Казацкой слободы бегал [в аптеку] за лекарствами. Входишь — с левой стороны были два общих отдела. Прямо — рецептурный. Справа — касса интересная. А про «Летний театр» так вообще говорить нечего. Там постоянно какие-то спектакли, какие-то народные театры, какие-то выступления были. Одно время там был и клуб коллекционеров Курска. В шестидесятые, когда строились «хрущевки», дома сносили и не обращали внимания, представляют или не представляют они архитектурную ценность.

 

Снос летнего театра. Фото из архива Олега Радина

 

Можно ли сохранить памятник за рубль

— Но тогда решали жилищный вопрос для пролетариата, для рабочих заводов. Сегодня зачем сносить?

— Ну да, решили каким-то образом. А я объясню: самая главная причина… Ругать администрацию вроде и неправильно. Дело в том, что у них денег нет. Нет денег для того, чтобы сохранять эти здания, чтобы ремонтировать, чтобы заниматься восстановлением. Это все ясно и понятно.

— Говорят, что можно, скажем, за рубль продать, и пусть его восстановит кто-то там из бизнесменов. Это должна быть политическая воля администрации или кого?

— Я думаю, были бы деньги у администрации на эти вещи, они бы занимались. И архитекторы, и люди бы поддерживали. Другой момент — ведь те люди, которые хотели бы вложить свои деньги, сохранить фасад здания дома, где, предположительно, жил Малевич, и сделать рядом с ним что-то, таких людей попробуй найди! За рубль продается, а желающих купить нет! Объясняю, почему. Куда вкладываются деньги? Для того, чтобы построить или развлекательный центр, или какую-нибудь торгующую организацию. На месте этого дома кто что может построить? Ресторан не построишь. Магазинов — навалом. О кафе — и говорить нечего. Кроме того, что нет денег, так нет и людей, желающих сделать так, как надо. Их нет!

 

Стадион «Динамо». Фото из архива Олега Радина

 

«Книгопечатанием я больше заниматься не буду»

— Какой выход?

— Выход? Я лично выхода не вижу.

— Будут сносить, будут строить высотки?

— Не знаю, что будут строить. Я, понимаю, что это неправильно. Теряется облик Курска. В принципе, он уже утерян. Есть другой способ — смотри, сколько у нас восстановлено храмов? Сколько построено новых? Ведь на это собирались деньги. Кто-то каким-то образом скидывался? Создавались фонды? Вот так же можно и какие-то отдельные дома сохранить. Но для этого нужна инициатива. Не только со стороны власти, но и со стороны курян. Каких-то конкретных людей. Опять же, говорю, что те люди, у которых есть деньги, которые могли бы что-то построить, — они построят только то, что им принесет выгоду.

 

 

— Ты начинал издавать книги на народные средства. Собирали же?

— Все, что мы издавали и издаем — это все некоммерческие варианты. И в этом процессе участвуют подписчики. Соберем какое-то количество денег. Не хватает? Мы берем в долг или еще где-то и издаем. Вот почему сейчас пятый выпуск «Курской летописи» я посчитал последним. Пока тайм-аут месяцев на пять. Но, по всей видимости, книгопечатанием я больше заниматься не буду.


Материалы выставки «Сотворение мира» легли в основу пятого выпуска краеведческого альманаха «Курская летопись», который галерея «АЯ» выпускала на собственные средства и частные пожертвования. «Пусть кто-нибудь другой продолжит это дело», — сказал Олег Радин корреспонденту «7x7». Работу по сохранению историко-культурного наследия Курска художник намерен продолжать.

Вадим Медовщиков, фото и видео автора, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.