Собирается ежемесячно 35 486 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Вклад мусульман в развитие Москвы

Вклад мусульман в развитие Москвы

Андрей Бабушкин
Андрей Бабушкин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Москва, 9 сентября 2021 года
Рекомендации круглого стола (приняты за основу)

«Вклад московских мусульман в прошлое и настоящее нашего города, благополучие российской столицы»

Соблюдение межрелигиозного мира и согласия между жителями г. Москвы невозможно без уважения к представителям всех религий. Однако в основе уважения должно лежать знание человека о том вкладе, который представители данной религии внесли в позитивные достижения в сферах истории, культуры, научных и хозяйственных достижений обеспечении мира, стабильности и развития.

В России практикующие мусульмане составляют около 7% населения.

В этом плане огромен тот вклад, который внесли в историческое прошлое Москвы представители исламского мира.

Так, Юрий Долгорукий был приглашен в Москву волжским булгарином Степаном Кучкой (в Волжской Булгарии ислам был принят в 922 году). Еще до создания Москвы как города находившиеся на ее территории поселения торговали с арабским миром, о чем свидетельствуют археологические находки на территории Москвы и вокруг нее в виде кладов арабских дирхемов, относящиеся к VII–IХ веках.

Кучково располагалось в районе современной Сретенки, которое долгое время носило название Кучкова поля. Слово "Кучка", возможно, восходит к словам тюркского корня "кучюк" — 'маленький, небольшой', или, как и имя Кучум, к «кучу» – 'перемещение, переезд, кочевье'. Жена Юрия Долгорукого и мать Андрея Боголюбского была дочерью половецкого хана Аепы Осениевича.

Вхождение в середине XIII веке Владимирского и других княжеств Северо-Восточной Руси в Золотую Орду ("Улус Джучи") открыло новый период в истории Москвы, когда начинается постепенное ее возвышение среди других русских городов. Как писал Н. М. Карамзин, "Москва... обязана своим величием ханам". Особенностью политического режима, основанного на Яссе, стало постепенное прекращение кровавых междоусобных войн между княжествами.

Московский князь Юрий Даниилович (1281–1325) в 1317 году вступил брак с сестрой хана Узбека Кончакой, благодаря чему он был удостоен великокняжеского ярлыка – особого разрешения хана на правление. После подавления восстания в Твери Москва стала основным партнером и союзником Орды на Руси. Прозвище «Калита» также имеет татарское происхождение.

При хане Узбеке (1312–1342) ислам становится государственной религией Золотой Орды, что способствует формированию на территории Руси культуры веротерпимости. Благодаря этому, в отличие от стран Западной Европы, костры инквизиции на Руси не запылали.

Тюркско-мусульманское происхождение имеют названия улицы Балчуг, старейшей московской улицы рядом с Кремлём, Арбата, Таганки, Большой и Малой Ордынки, Китай-города, Измайлова, Басманной улицы, Большого и Малого Толмачевских переулков, Большого и Малого Татарских переулков, Кадашевской набережной, Татарова (на территории нынешнего района Крылатское), Татарникова (на территории района Бутырского), Сабурова (одно – в районе Москворечье, второе – в Южном Медведкове).

В ордынский период в Москве были заложены каменные здания соборов и монастырей, появляется ямская служба, снижается интенсивность междоусобиц между князьями.

В 1365 году на месте, где располагалась резиденция ханских послов, митрополитом Московским Алексием был заложен Чудов монастырь. Эту землю, принадлежавшую лично хану, Алексию подарил хан Джанибек ибн Узбек за то, что тот исцелил любимую жену хана Тайдулу от слепоты. О хане Джанибеке летописец писал: "Был сей царь Джанибек Узбякович добр ко христианству... и много льгот сотворил земле русской".

В 1498 году на московский престол взошел царь татарского происхождения Борис Годунов, который, согласно господствующей версии, являлся потомком мурзы Чета, приехавшего на службу к московскому князю в 1330 году. Когда Борис Годунов был еще главой правительства при царе Фёдоре Иоанновиче, его стараниями в России в 1489 году было введено патриаршество.

Башкирская конница воевала в знаменитом ополчении К. Минина и Д. Пожарского в момент освобождения Москвы от интервентов - польских панов. В грамоте уфимскому воеводе Фёдору Андреевичу Алябьеву от царя Алексея Михайловича говорится, что башкиры «в московское разорение были под Москвой и после де московского разорения были в нашей службе под Новым Городом на Бронницах с боярином с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, а после де того были они на нашей службе в полку у боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского».

Как отметил президент России, взрыв Кремля в Москве при отступлении французов из Москвы в 1812 году предотвратила башкирская конница князя Кудашева. За меткость башкирские воины получили от наполеоновских генералов название "северные амуры". В память о мусульманах, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, в 1820 году открылась историческая мечеть на ул. Татарской в центре Москвы.

Кабардинский князь Мурза Урускан стал основателем рода Куденетовичей-Черкасских, основавших село Князь-Черкасское, известное нам сегодня как Останкино. Его внук Алексей был канцлером Российской империи, а правнучка вышла замуж за Петра Шереметьева.

Огромную роль в обороне Москвы 1941 года на важнейшем Волоколамском направлении сыграла сформированная в июне-августе 1941 года из советских граждан Казахской ССР и Киргизской ССР 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И.В. Панфилова, остановившая войска фельдмаршала Ф. фон Бока.

В книге Александра Бека «Волоколамское шоссе» повествование ведется как рассказ старшего лейтенанта командира батальона Панфиловской стрелковой дивизии Героя Советского Союза Бауржана Момыш-Улы, который является главным героем книги.

В 1996 году по инициативе Р. Д. Баязитова в районе Отрадное был создан уникальный межконфессиональный комплекс «Новый Иерусалим», где рядом друг с другом находятся суннитская и шиитская мечети, синагога, буддийская ступа, православные церковь и часовня. 

В настоящее время в Москве в качестве постоянных жителей проживает не менее 1,5 млн мусульман. В своей повседневной жизни они сталкиваются с рядом проблем. Так, отсутствие достаточного количества легальных мечетей приводит к открытию мечетей нелегальных, что облегчает пропаганду экстремистских идей, прикрывающихся исламом.

Известны случаи, когда мусульманским девушкам запрещают по месту работы или учебы носить хиджаб. Между тем если паранджа не свойственна российскому исламу, то хиджаб (одежда, закрывающая тело женщины, кроме лица и кистей рук) характерен для российской исламской традиции.

Закрыта мусульманская передача на канале «Россия», которая шла всего лишь 15 минут и воспитывала российских мусульман в духе мира.

Большую тревогу вызывает и то, что экспертизу исламской литературы проводят лица, которые либо не являются специалистами, либо относятся к исламу необъективно.

Имеют место необоснованные обыски и изъятие литературы и техники у активистов исламских организаций.

Вместе с тем следует отметить активную роль Русской православной церкви, которая ведет активный диалог с мусульманским миром.

По итогам обсуждения участники круглого стола рекомендуют:

  1. Отметить важный вклад, который мусульмане внесли и вносят в прошлое, настоящее и будущее развитие города Москвы.
  2. Считать необходимым создание в г. Москве мечети в каждом административном округе, а также наличие своего храма у каждой зарегистрированной религиозной конфессии.
  3. Считать необходимым создание мусульманских молитвенных комнат в каждом СИЗО УФСИН России по г. Москве.
  4. Органам прокуратуры и Роскомнадзору принимать достаточные меры надзора и контроля, направленные на недопущение нагнетания в СМИ антиисламской истерии, исламофобской пропаганды.
  5. Департаменту культуры обеспечить наличие в музеях предметов материальной культуры московских мусульман.
  6. Органам прокуратуры, Следственного комитета России, ГУ МВД по г. Москве, ФСБ, судам обеспечить привлечение к экспертизе исламской литературы и процессам, на которых рассматриваются вопросы исламского экстремизма, специалистов из ДУМ, ДУМЕР, Союза исламоведов, централизованных религиозных организаций мусульман, исламских образовательных учреждений, имеющих соответствующее образование.
  7. Отмечать главные исламские праздники на стадионе «Спартак» или другом крупном спортивном объекте.
  8. Восстановить пятничную исламскую передачу на канале «Россия».
  9. Открыть в Москве высшее учебное заведение для подготовки исламских священнослужителей.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
2 ноя 2020
3
Татьяна Фролова
Татьяна Фролова
Требуется переосмысление отношения человечества к религии
Мнение
9 июн 2020
Алексей Соколов
Алексей Соколов
Борьба за право заключенных-мусульман на свободу религии в колониях Свердловской области принесла первую победу на национальном уровне
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияРелигия
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!