Горизонтальная Россия
Собирается ежемесячно 43 260 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Вторая жизнь московских троллейбусов

Вторая жизнь московских троллейбусов

Георгий Красников
Георгий Красников

В качестве одного из немногочисленных положительных последствий уничтожения московского троллейбуса называли такой, что теперь уж регионы, вечно страдающие от нищеты, получат нормальные московские троллейбусы. Смогут обновить свой парк, не вкладывая большие средства. Но действительно ли так все хорошо, и такой подход - это плюс? Давайте разберемся.

Вторая жизнь московских троллейбусов

Действительно, если первые московские троллейбусы шли преимущественно на порезку, то уже начиная с 2017 года, их начали раздавать нуждающимся регионам. Города оплачивают только стоимость транспортировки, а сами машины им отдаются даром. Так делают не только с троллейбусами: автобусы и трамваи раздаются в города всей России точно так же.

К чему же это приводит? Действительно, бесящаяся с жиру Москва постоянно обновляет свой парк, в то время как в регионах порой еще ходят транспорты с 90-х, а то и с советских времен, при том не самых поздних. БКМ-321 2012 года в таких условиях будет, конечно, намного новее, чем перелатанный Зиу-682 1985 года выпуска. Раз новее, значит, всяко лучше, ведь так? Не совсем! И вот почему.

Бывший "москвич" на улицах Вологды, на последнем оставшемся маршруте. В Москве он был в первом парке и колесил по северо-западу.

Бывший "москвич" на улицах Вологды, на последнем оставшемся маршруте. В Москве он был в первом парке и колесил по северо-западу.

1. Б.у. все же - не новый транспорт. У него обязательно будут какие-то болячки и слабые места. А значит, постоянные выходы из строя гарантированны.

2. В Москве, как известно, использование общественного транспорта очень агрессивное. Автобусы и троллейбусы ушатывают здесь очень быстро, а реагенты, которыми зимой посыпают дороги, очень хорошо разлагают кузов, который начинает гнить уже к середине первого десятка эксплуатации. В итоге машины приходят в парки регионов уже поломанными и подгнившими.

3. Современные троллейбусы - очень сложные в эксплуатации. Они напичканы электроникой, сложными приборами. У слесарей, чинивших всю жизнь кувалдой ЗиУ-9, часто просто нет опыта и квалификации их обслуживать. Кроме того, проблемы с запчастями: если в Москве их полно, и можно всегда что-то найти не в своем парке, так в соседнем, то в маленьком городе брать их неоткуда - и это часто приводит к постановке троллейбусов под забор.

Доходит до смешного: машина может выйти из строя из-за какой-нибудь сломавшейся микросхемы. Которую в Москве бы смогли и починить и заменить, но тут ни то ни другое не могут сделать.

А техника, повторюсь, уже попользованная, не новая. Будь троллейбусы новые - на них бы была гарантия от завода, ну они бы и не ломались так часто. Персонал успел бы обучиться работе с ними, и контакт с производителем бы был. А теперь даже часто и непонятно где эти микросхемы заказывать.

Московские "ОПТИМЫ" в депо Костромы в ожидании реновации. Запустить их планируют в течение 2021 года.

Московские "ОПТИМЫ" в депо Костромы в ожидании реновации. Запустить их планируют в течение 2021 года.

4. Часто под приход бэушных машин списывают надежные и привычные ЗиУ. И это может привести к катастрофе. Подарки из Москвы могут по приходу нормально работать, но начать массово ломаться через год-два. А к тому моменту своих надежных уже не останется - все порезали. И такая система может и вообще закрыться окончательно.

5. Чаще, конечно, деповские руководители понимают такой сценарий и сохраняют для него рабочий запас надежных ЗиУ. Но в любом случае экс-москвичи приживаются на новом месте куда хуже, чем у себя дома. Порой из всей партии в 20–30 машин, на линию удается выпустить не более десятка, а то и вообще единицы. Из 78 переданных Рязани машин, работает сейчас только 8–10.


 

В некоторых хозяйствах москвичей даже и запустить не смогли. Они как стояли в депо так и стоят с самого прибытия из Москвы. Так, например, было в Орле и Черкесске.

Парк в Черкесске. Видно несколько московских машин, которые ни разу не выходили даже на обкатку.

Орёл нахватал себе "гармошек" еще в 2018 году. Но на линию они тут тоже так и не вышли, и, судя по всему, не выйдут.

Стоят гниют в неизменной позе на территории депо уже четвертый год, и никто не собирается ничего с ними делать.. Зачем брали, спрашивается?

Печалит и город Балаково, куда ушел и бывший музыкальный "Синий троллейбус". Тут, в отличие от Орла, немного машин смогли-таки выпустить на маршруты, но ненадолго.

Вторая жизнь московских троллейбусов

Из 20 машин на линию удалось вывести 4–5. И те постоянно ломаются. "Синего" (теперь он 284-й) среди них нет, он простаивает в депо.

Вторая жизнь московских троллейбусов

Чтобы вы понимали уровень местных управлений. Как правило, для них даже космосом является настройка электронного табло. То, что в Москве идет обязательным пунктом в инструкции, здесь вообще никого не волнует. То же самое я видел и у экс-московских автобусов в других городах. Конкретно этому троллейбусу смогли оживить табло по личной инициативе водителя, у которого есть друг в одном из московских парков, тот ему прислал специальную флешку и проинструктировал как ее запустить. Что-то высокотехнологичное продвигается там только так.

Вторая жизнь московских троллейбусов

Часть машин в Балаково даже не получила еще местных номеров. Впрочем, если мы посмотрим сейчас, то увидим, что из строя вышли вообще все экс-московские машины. Так что ситуация снова идентична орловской. А в Москве бы они могли до сих пор прекрасно ходить и возить пассажиров!

Вторая жизнь московских троллейбусов

Наиболее благополучным городом в плане приема московской техники является Ростов-на-Дону. Но и тут ситуация не очень хорошая - выпустить на линию удалось лишь небольшой процент. Часть троллейбусов сразу становится "донорами" запчастей в таких случаях.



Нельзя, конечно, не упомянуть и положительные примеры. Вот, например, Ульяновск. Тут еще с 2018 года есть несколько московских подарков разных моделей, и большая их часть успешно работает на линии. На фото бывший московский модернизированный ЗиУ из 6-го парка, который одним из последних проходил ремонт для запуска. Сейчас он уже чистый и свежепокрашенный в оранжевый цвет.

Вторая жизнь московских троллейбусов

Все это благодаря главному инженеру - энтузиасту, который всей душой болеет за троллейбус и хочет, чтобы он ходил. Даже сложно представить сколько всего у нас до сих пор работает в стране только благодаря вот таким неравнодушным людям. В большинстве же мест никому ничего не надо. И страшно представить что будет, когда вот это поколение, которое еще хоть как-то разбирается в предмете и болеет своим делом, уйдет.

Сейчас Ульяновск получил еще 30 троллейбусов из Москвы. Думаю, скоро они все уже тоже окажутся на маршрутах.

Бывший ВМЗ 6-го парка на ульяновском 5-м маршруте.

Бывший ВМЗ 6-го парка на ульяновском 5-м маршруте.

Или вот другой вдохновляющий пример - Кострома. Город взял в Москве 30 "Оптим" из которых в Костроме уже 8. Взял "Оптимы" как раз с расчетом, что там все понятно в плане запчастей и нет сложной электроники. Машины пришли в конце года, но денег у управления запустить их сразу очень мало. Тем не менее директор "горит" тем, чтобы их все доделать и запустить. Сам лично проводит время на восстановлении троллейбуса (на фото - он!), вместе с коллегами тратит свое нерабочее время, чтобы сделать хорошо.

Троллейбус проходит полный ремонт: обновление кузова, замена электропроводки и множество других мелочей. В планах к концу года выпустить на линию 8 московских машин, на одну у них уходит примерно 1,5 месяца. Для костромского предприятия с 20–25 машинами это большое подспорье, которое они, надеюсь, грамотно реализуют.

Вторая жизнь московских троллейбусов

Примеры директора костромского депо вдохновляют, но то, что оживить экс-московскую технику получается только там, где есть инициатива снизу, это очень грустно. Сегодня она есть - завтра нет. Увы, так это все идет на самотек и приводит к проблемам, описанным выше. И получается, что значительная часть этих троллейбусов в Москве могла бы работать и работать, а на новых местах она сразу или через какое-то время встает гнить под забор.

Вторая жизнь московских троллейбусов

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
9 фев
Антон Абатуров
Антон Абатуров
Минусы и плюсы общественного транспорта в Кирове
Мнение
2 фев
Любовь Мосеева-Элье
Любовь Мосеева-Элье
Управление калужского троллейбуса — нарушитель конституционных прав пожилых?
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ТранспортФото

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!