Нас вот тут часто критикуют, что мы против электробусов как таковых. На самом-то деле - ни разу нет. Ну давайте признаем, что в целом технология-то хорошая. Да и сами машины, что приходят в Москву, вполне себе удобные и комфортные. И действительно, в последнее время их часто ставят туда, куда надо.
Маршрут 778 связывает Басманный и Красносельский районы с Рижским вокзалом. Идет по Третьему транспортному кольцу, где никогда не ходили троллейбусы.
Вот скриншот из доклада Дениса Фролова с Круглого стола об электробусах в Мосгордуме. Здесь представлено для каких целей оптимальны разные типы электробусов.
В Москве активно внедряется второй тип с ультрабыстрой зарядкой. Предполагается, что они в перспективе должны заменить автобусы и троллейбусы. И действительно, справедливости ради надо сказать, что уже довольно много было заменено именно исконных автобусных маршрутов. Электротранспорт появился в тех местах, где никогда не был! Буквально на днях появился электробусный маршрут в Крылатском - 832.
Но какую интересную особенность я заметил. Абсолютно все экс-автобусные линии, на которых теперь работают электробусы, удовлетворяют тем критериям, что на слайде с доклада. Пока таких маршрутов - семь (не считая ночного, но о нем отдельно напишем). Все они короткие, с малым выпуском, большая часть имеет социальную направленность и большой межрейсовый отстой!
Единственный очень частый маршрут - 791. Но у него полное время оборота - всего 24 минуты! После такого круга можно довольно быстро подзарядиться и ехать дальше. На остальных маршрутах интервалы - от 10 минут и более. А три маршрута из семи (649, 778 и Sk1) вообще ходят раз в 20–30 минут.
Обратите внимание, что ни одного реально длинного и загруженного автобусного маршрута типа 774, 688 или 605 они не перевели на электробусы!
К чему я это все. Да к тому, что в "Мосгортрансе", в общем-то, не дураки сидят. Там люди, имеющие реальный опыт работы с этими электробусами, и они лучше нашего понимают, где такая техника наиболее пригодна. Понятно, что с троллейбусами у них приказ и нет другого выхода, но, когда встает выбор среди автобуса, в ход идут именно такие малозначимые короткие линии.
Обратите внимание, что троллейбусы они заменяют электробусами совершенно любые: и длинные, и короткие, и загруженные, и недогруженные, и частые, и редкие. По идее, если бы действительно такие электробусы были оптимальными, как нас пытаются убедить, их бы также ставили и на длинные автобусные маршруты. Почему нет? Но этого не происходит.
Потому что объективно электробусы на таких линиях не смогут работать без потери качества. А если нужно сохранить качество, это сразу встает в копеечку. Так вот обслуживание одного маршрута №76 обходится нам ежегодно в лишние 272 млн руб.
Ночной электробус Н3 - это интересный случай. Но, опять же, получасовые интервалы позволяют потратить время на зарядку. После такого пробега батарею заряжать где-то 20–25 минут, и это можно подкорректировать расписанием. А представьте, если интервал у маршрута такой длины две-три минуты - то тогда нужно будет ставить одновременно 8–10 зарядок и заряжать одновременно столько электробусы. К слову сказать, пока там они ходят вместе с автобусами, то есть электробус вообще по прибытию на Уссурийскую может не торопиться особо в рейс.
Так что вот, как это ни забавно, но то, что замена троллейбусов электробусами - это вред, доказывает своей программой сам "Мосгортранс". В принципе, если бы троллейбусы просто хотя бы оставили бы в покое, а только бы заменяли на электробусы вот эти полусоциальные автобусы типа 649, 778 и 832, ну так это бы было вообще прекрасно. Только бы все рукоплескали!
Но что мы видим? Буквально сегодня в группе «Москвичи за троллейбус» видим следующую новость:
19:28, Осенний бульвар д. 38: слабое напряжение при зарядке электробусов от зарядных станций. Электробусы на маршруте 832 следуют с увеличенными интервалами.
UPD. Кроме того, сегодня были задержки по маршрутам 107 (зарядная станция не работала из-за грязного токоприемника на электробусе (налипание снега)) и Т17 (не работали зарядные станции в течение 1 часа 40 минут).
UPD2. Видно, что стабильность работы электробусов зависит от погодных условий. В то же время по троллейбусам сегодня не было ни одного сбоя.
Столько было претензий к троллейбусам, что они и так ломаются, и сяк встают, а электробусы, типа, лучше. Но, как видим, это еще более капризная и подверженная внешним воздействиям технология. Ради замены дизеля был бы хоть какой-то смысл эти капризы терпеть, а когда меняют один электротранспорт на другой, менее стабильный, это выходит полная ерунда.
Ну а тем временем нас покидает еще один маршрут. 31 января 2020 года - последний день работы 24 троллейбуса. Легендарного маршрута, существующего обособленно, проходящего по Басманному району, Лефортово, одна из немногих оставшихся действующих линий в старой Москве... Интересно, кстати, что 24-й с самого пуска практически никогда не менялся, ходит от Красных ворот до Лефортово аж с 1956 года! И при этом никогда ни с кем не шел совместно. Но Собянину же плевать на такие мелочи...
Не стесняются уже ничего! Можно вот так просто заменить троллейбус... даже не на электробус и даже не объяснять ничего, типа и так все нормально.
Москва вам этого не простит. Равно как и "Букашки", и 15, 31 по бульварам, и всего остального.
да все нормально.
это относительно новая технология. по чему никто не говорит об обледенении контактной сети - видели чешет рогатый с дикими искрами - почему никто не говорит о ресурсе подвесной сети и ресурсе графитовых вставок?
да 2-3 дороже машина, но не требует контактной сети и её обслуживания, меньшее количетво расходников.
потом загрузка завода заказом. причем это новье. тоесть появлется опыт выпуска такой продуции.
почему меняют тролли - да все правильно - так проще - хоть персонал немного в теме.
в общем - пускай пробуют пока вроде все неплохо.
я тоже думал будет боее элегатное решение, но делают в лоб. и кстати тоже есть приимущества - например выше безопасность, не нужна хоть кая-та сеть.
Это все, конечно, замечательно, но в провинции еще не скоро такое будет