Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия
  1. post
  2. Горизонтальная Россия

Как Хакасия выбирала главу

На сайте опубликовали доклад «Голоса» о том, как Хакасия выбирала главу. Эта кампания, несомненно, войдет в историю и поэтому заслуживает такого подробного изложения.

11 выводов, которые мы сделали:

  1. Кампания по выборам главы Хакасии изначально носила срежиссированный характер и не соответствовала стандартам свободных и честных выборов. Подбор кандидатов осуществлялся органами исполнительной власти с использованием «муниципального фильтра», что публично признавали в ходе кампании даже должностные лица.
  2. Анализ расходов кандидатов позволяет утверждать, что никто из них не планировал в первом туре составить реальную конкуренцию действующему (на тот момент) главе республики Виктору Зимину, который к концу августа израсходовал на свою кампанию около 19,5 млн рублей. Для сравнения: Валентин Коновалов (КПРФ) к тому же сроку потратил лишь 276 тысяч рублей, Александр Мяхар («Справедливая Россия») — 116,5 тысяч, а Андрей Филягин (Партия Роста) — 30,5 тысяч рублей. Агитационная активность кандидатов соответствовала уровню расходов.
  3. Средства массовой информации не выполнили свою функцию по объективному и всестороннему освещению выборов и программ кандидатов, не обеспечили соблюдение принципа равенства прав кандидатов. По данным системы «Медиалогия», в первом туре (период с 4 июня по 10 сентября) Виктор Зимин упоминался в российских СМИ 11 458 раз, а Валентин Коновалов — почти в 5,5 раз меньше (всего 2 139 раз). Во втором туре, до отказа Зимина от дальнейшего участия в выборах, ситуация изменилась, но действующий глава по прежнему получал в 1,5 раза больше упоминаний, чем его конкурент (8 383 раза против 5 704). Кроме того, во втором туре сохранилась тенденциозная подача информации. Деятельность многих республиканских СМИ была направлена на подрыв доверия и уважения к избирательному процессу и продвижение в угоду политической конъюнктуре альтернативных выборов в рамках акции «Народный глава».
  4. Характер кампании кардинально изменился во втором туре. Это выражалось в более активной агитации со стороны Валентина Коновалова, получившего уверенное лидерство в первом туре выборов.
  5. Отказ Виктора Зимина от участия в выборах со ссылкой на проблемы со здоровьем не подтвержден реальными фактами, которые скорее свидетельствую об обратном. Экс-глава региона после снятия своей кандидатуры еще некоторое время продолжал руководить регионом, а после этого получил назначение на высокую должность в РЖД. Отказ от намерения взыскать с него компенсацию расходов на организацию несостоявшегося 23 сентября повторного голосования создает предпосылки для превращения этой технологии по затягиванию выборов в повсеместную.
  6. Последовательные отказы от участия во втором туре выборов трех кандидатов носили спланированный и управляемый характер. Их задачами было искусственное затягивание сроков кампании, демобилизация сторонников Валентина Коновалова, дискредитация итогов голосования и, в конечном счете, воспрепятствование избранию «неугодного» для власти кандидата для создания в последующем возможности по проведению новых выборов — уже с участием только что назначенного врио главы республики Михаила Развожаева.
  7. Продление сроков избирательной кампании в связи с последовательным отказом от участия в выборах всех соперников создает для основного кандидаты проблемы с финансированием кампании, поскольку законодательство предусматривает лишь однократное увеличение максимального размера расходования средств избирательного фонда на 10% в связи с выходом кандидата во второй тур. Однако в сложившейся в Хакасии ситуации победивший кандидат фактически был вынужден работать и тратить средства избирательного фонда на протяжении четырех «вторых туров», три из которых так и не состоялись.
  8. Кампания по голосованию за «Народного главу» носила очевидный агитационный характер против кандидата Валентина Коновалова, и была организована при злоупотреблении административным ресурсом. Почти все общественные организации, чьи представители поучаствовали в кампании «Народного главы», оказались получателями бюджетных средств. Кроме того, о поддержке движения «Народный глава» высказался ряд должностных лиц, включая мэров Абакана и Саяногорска. Глава столицы республики Николай Булакин в нарушение законодательства по телевидению агитировал избирателей голосовать против кандидата от КПРФ. В кампании «Народный глава» приняли участие и члены избирательных комиссий.
  9. Проведение в день выборов параллельного голосования за неофициальных кандидатов на должность главы региона по сути подменяло собой реальные выборы, вело к их дискредитации.
  10. В этой ситуации система избирательных комиссий, продемонстрировавшая честность при подсчете голосов в первом туре выборов главы Хакасии, не смогла выступить беспристрастным и последовательным арбитром во время агитационной кампании в рамках второго тура. Реакция на деятельность движения «Народный глава» резко контрастирует с официальной реакцией избиркомов на кампанию с призывом бойкотировать выборы, которая проводилась в период президентской кампании. Движение «Голос» в связи с этим вынуждено констатировать наличие двойных стандартов в деятельности системы избирательных комиссий, что противоречит декларируемому принципу их непредвзятости.
  11. В день голосования 11 ноября была выявлена технология, позволяющая организовывать массовые фальсификации путем подмены списков «мобильного избирателя» для организации многократного голосования одних и тех же лиц. Эта проблема носит системный характер — технология может применяться по всей стране, включая назначенные на 16 декабря выборы губернатора Приморского края, если не будут приняты срочные меры. Сохранение «Мобильного избирателя» в неизменном виде будет ставить под сомнение итоги любого голосования, на которых будет использоваться этот механизм.

 

Оригинал

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных