Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ярославская область
  2. Каждый дождь пешеходные переходы в Ярославле тонут. Как это изменить — отвечают общественники, дорожники и чиновники

Каждый дождь пешеходные переходы в Ярославле тонут. Как это изменить — отвечают общественники, дорожники и чиновники

Юлия Тарковская, Марина Седнева

Осенью внимание горожан и туристов в Ярославле смещается с колоколов древних храмов под ноги. Из-за дождей пешеходные переходы превращаются в мини-озера и каналы. Вода заполняет пешеходную и проезжую часть, людям приходится пробираться через подтопления по газонам и вдоль заборов, огибать лужи по длинной траектории, рискуя попасть под машину. «7х7» разбирался, кто и что именно должен сделать, чтобы комфортно ходить по городу пешком можно было даже в сезон дождей.

Что случилось

«Дорога сделана на высоком уровне», — сказал мэр Ярославля Владимир Волков в октябре 2020 года. С ним согласился директор департамента городского хозяйства Ярослав Овчаров: «Нареканий у нас нет». Речь идет об улице Пушкина, которую отремонтировали по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги». Без учета подготовки проектно-сметной документации работы стоили 20 млн руб.

Начало осени 2021 года показало, что в сильные дожди пешеходный переход через улицу Пушкина возле перекрестка с улицей Собинова превращается в заполненный водой канал. Между тем это район зоны ЮНЕСКО — рядом сквер и площадь Волкова, одна из центральных в городе.

Улицу Пушкина в центре Ярославля отремонтировали в 2020 году по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги»

Улицу Пушкина в центре Ярославля отремонтировали в 2020 году по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги»

Дожди топят пешеходные переходы и за пределами центральной части Ярославля. Один из примеров — перекресток улицы Папанина и проспекта Машиностроителей, который ремонтируют по нацпроекту в 2020–2021 годах.

Пресс-служба подрядчика, группы компаний «ЕКС», в комментарии 76.ru объяснила потоп «обильным количеством осадков», с которым не справилась ливневая канализация. Дорожники добавили, что по проекту сделали коллектор и ливневку, но на выездном совещании с муниципальным предприятием «Ремонт и обслуживание гидросистем» (РиоГС) решили строить новый дождеприемный колодец близ перехода и менять профиль дорожной части на съезде.

Ремонт проспекта Машиностроителей, который чиновники должны были принять еще 1 августа, стоит 156,8 млн руб. Дополнительные работы на перекрестке с Папанина в проект не входят.

Пешеходный переход на перекрестке проспекта Машиностроителей и улицы Папанина в Заволжском районе Ярославля после дождя

Пешеходный переход на перекрестке проспекта Машиностроителей и улицы Папанина в Заволжском районе Ярославля после дождя. Скриншот из группы «Ярославль LIVE»

Внимание чиновников и подрядчика к подтоплению пешеходной зоны на Машиностроителей привлекли горожане и общественники, которые выкладывали снимки и видео с места в социальные сети. А то, что дорогу еще не приняли, могло повлиять на решение о дополнительных работах.

Потоп на перекрестке Пушкина и Собинова ярославцы будут наблюдать как минимум до 2024 года. Это следует из ответа пресс-службы мэрии Ярославля на запрос «7х7»:

— Мероприятия по устранению подтопления будут учтены при подготовке проектно-сметной документации на ремонт автомобильной дороги по улице Собинова.

Почему переходы тонут

По словам пресс-службы мэрии, причина луж на пешеходных переходах и тротуарах Ярославля — «выпадение большого количества атмосферных осадков в виде дождей».

— Вся ливневая канализация в городе находится в исправном состоянии, — утверждают чиновники.

Координатор общественного проекта «Дороги Ярославля» Темур Абдуллаев рассказал «7х7», что водоотведение в городе устроено просто: есть асфальт, дождеприемник или ливневый колодец и трубы, по которым вода с дорог уходит в канализацию. Даже если дорогу сделали по ГОСТам, лужи не исчезнут мгновенно, и это нормально. Но чтобы вода стекала в дождеприемник, нужны уклоны асфальта.

По мнению Абдуллаева, первыми об уклонах забывают проектировщики, вторыми — подрядчики, которые работают по проекту, третьим — заказчик, то есть муниципальная власть. В итоге вода стоит.

Ярославцы понимают техническую сторону проблемы. Но не знают, как можно изменить ситуацию. Горожанка Валентина решила, что будет выкладывать в сторис видео с затопленными пешеходными переходами и отмечать на них аккаунт мэрии. Жительница центрального района Наталья считает, что «из-за того, что власти принимают некачественную работу, единственное, что можно сделать, — купить себе резиновые сапоги».

Резиновые сапоги пригодятся всем, кто выходит на улицы Ярославля в межсезонье

Резиновые сапоги пригодятся всем, кто выходит на улицы Ярославля в межсезонье

«Халатное отношение и низкий кадровый потенциал»

Мнение заместителя директора подрядной организации «Восток Запад Транзит», которая выиграла контракт на ремонт дорог во Фрунзенском районе Ярославля, Олега Чумичева расходится с позицией мэрии об исправной ливневой канализации. В беседе с «7х7» Чумичев сказал, что городу не хватает ливневок, а те, что есть, не справляются с объемами воды. На вновь отремонтированных дорогах, в свою очередь, «нет низинки, куда нужно стекать воде, на 300 метров стоит один дождеприемный колодец».

Директор Института инженеров строительства и транспорта ЯГТУ Алексей Игнатьев тоже говорил о нехватке ливневых колодцев. С его точки зрения, нужно или копать больше ливневок, или приподнимать переходы по примеру «лежачих полицейских».

Общественник Темур Абдуллаев считает, что проблему надо решать на стадии проекта. Проектировщики должны осмотреть дорогу, сделать снимки и по каждому конкретному отрезку улицы решать, куда и как потечет вода. Но, упомянул Абдуллаев, чаще всего специалисты берут архивные проекты 60-х годов и обновляют их с учетом актуальной цены на асфальт. Бывает и так, что проектом занимается не городская служба, а наемный подрядчик, который не может учесть специфику местности. Когда проект рассматривает государственная экспертиза, все внимание уходит на проверку коррупционной составляющей.

Подход дорожных подрядчиков Темур Абдуллаев описал так: «10 сантиметров асфальта сняли — 10 положили».

Перекресток Большой Октябрьской и улицы Чайковского в центре Ярославля

Перекресток Большой Октябрьской и улицы Чайковского в центре Ярославля

— Подрядная организация делает так, как у нее получается. Проблемы с лужами возникают из-за халатного отношения и низкого кадрового потенциала, — отвечает на это Олег Чумичев.

Как представитель подрядчика Чумичев тоже считает, что у заказчика «очень слабая служба технического надзора», а проекты «не всегда хорошие»: иногда рабочим приходится самим делать съемку и думать, куда уводить воду с дороги.

Как вернуть сухие переходы

Председатель общественного совета при департаменте городского хозяйства Лев Размолодин в комментарии «7х7» сказал, что самое важное — соблюдать технологии и эксплуатационные характеристики во время проектирования, чтобы они соответствовали ГОСТу:

— Это простейшие подходы, которые не стоят ни копейки. Замерить уклоны, соблюдать их и при приемке работ проверить.

Темур Абдуллаев несколько лет от имени «Дорог Ярославля» настаивает на том, чтобы уровень пешеходных переходов немного приподняли. В этом его позиция перекликается с мнением Алексея Игнатьева из ЯГТУ. У предложения есть дополнительный плюс — водители будут тормозить у переходов, что сделает движение на дорогах безопаснее.

Общественник верит: реализовать идею можно за пару лет, потому что «пешеходных переходов, которые топит постоянно, не так уж и много». Поднять уровень перехода сможет даже небольшая организация. Главное — выделить деньги. Абдуллаев затруднился определить конкретные цифры.

Порой ярославцам приходится обходить большие лужи по проезжей части, вода с которой стекает на пешеходную инфраструктуру

Порой ярославцам приходится обходить большие лужи по проезжей части, вода с которой стекает на пешеходную инфраструктуру

Олег Чумичев сомневается, что подрядчики смогут качественно поднимать пешеходные зоны на дорогах. Он настаивает на дополнительных дождеприемных колодцах. Но на это тоже нужно время — раскопать дорогу, поставить трубы, соединить их с действующей ливневой системой — и деньги. Дорожник не смог назвать примерную цену таких работ, хотя уверен, что технически они реальны.

В июле 2021 года мэр Владимир Волков в своем Telegram-канале написал: «Нет ничего проще, чем упрекать мэрию за состояние дорог в городе. Если почитать, что пишут критики, то складывается впечатление, будто появлению хороших дорог препятствует лишь зловредность мэра. Но так ли это?»

— Мы заинтересованы в том, чтобы у нас были идеальные дороги, тротуары и озеленение. <...> Наша главная задача — максимально эффективно использовать каждый рубль. И мы с ней справляемся, — заключил глава города.

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БлагоустройствоСобытияЯрославская область