Собирается ежемесячно 35 707 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. 30 лет спустя. Как восстановление старинной часовни в Коми объединило в 1990-е годы разных людей и почему они снова ее реставрируют

30 лет спустя. Как восстановление старинной часовни в Коми объединило в 1990-е годы разных людей и почему они снова ее реставрируют

Мария Старцева, фото из личного архива Сергея Павлюшина
Введенская часовня

Будучи студентом, Владимир Гончаров в 1990 году поехал на практику в деревню Отла в Коми - восстанавливать Введенскую часовню ХIХ века. Там он познакомился с инициаторами реставрации - Александром Панкратовым и Сергеем Павлюшиным. Сейчас Гончаров работает учителем истории, Панкратов преподает в вузе информатику, а Павлюшин стал замначальника управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия, но уже 30 лет их объединяет общее дело — сохранение народного деревянного зодчества. В прошлом году они продолжили реставрировать ту самую часовню, при восстановлении которой подружились в 1990-х.

 
Введенская часовня. Историческая справка

Реставрационная романтика

Сергей Павлюшин увлекся народной архитектурой еще в СССР, когда был студентом. Ему нравилось ездить по деревням, окунаться в сельский быт в окружении природы, а больше всего — находить уникальные образцы деревянного зодчества. В 1988 году Павлюшин вместе со студентами Сыктывкарского университета поехал в Архангельскую область, где они восстанавливали храмы ХVIII–ХIХ веков в деревнях Малошуйка и Верховье. За этой поездкой последовали другие экспедиции по местам,  где сохранились деревянные памятники истории. Одним из них стала Введенская церковь, которая к середине 1980-х годов начала разрушаться.

— Почему именно она? У нас вообще в Республике Коми не так много объектов деревянного зодчества осталось. А это одна из старейших. На дверном наличнике часовни сохранилась надпись «1838 г. Строитель Алексей Лапинъ. Мастер А. Л.», — пояснил Сергей Павлюшин.

Сейчас он – заместитель начальника управления по охране объектов культурного наследия в Коми. По его словам, в 1980–1990 годы были популярны реставрационные отряды, когда – люди разных возрастов и профессий – выезжали в северные села и деревни восстанавливать деревянные церкви, часовни и колокольни под руководством опытного мастера. Большинство энтузиастов, которые сейчас ремонтируют Введенскую часовню, познакомились именно тогда и стали друзьями.

— Во второй половине 1980-х годов Министерство культуры Республики Коми заказало проект реставрации часовни, его подготовил московский архитектор-реставратор Евгений Шутов. По этому проекту мы в течение нескольких летних сезонов сначала со студентами, а после с ними же, выпускниками вузов, реставрировали эту часовню. Вместе с ними ее восстанавливали преподаватели, ученые – люди разных профессий и возрастов, которые в этом труде находили отдохновение и даже романтику. Места там красивейшие!  — рассказал Павлюшин.

 

Введенскую часовню волонтеры восстанавливали с перерывами почти десять сезонов, до 1998 года. Учитель истории Владимир Гончаров вспоминает то время с ностальгией. Он согласился пройти практику на реставрации часовни под руководством Сергея Павлюшина, когда учился в Сыктывкарском университете:

— Конечно, когда мы ее восстановили 30 лет назад, она была вся свеженькая. Все блестело, все только-только сделанное, она была как вновь созданная. Мы поменяли тогда только фундамент и крышу. Сказать, что это новодел был — нельзя. Это все-таки идет соблюдение технологий. Делали, как полагается, работали даже старыми инструментами, которые на тот момент сохранились еще. Мне как студенту было очень интересно. Сейчас, конечно, грустнее, потому что и деревня стала гораздо меньше, и людей стало меньше.

Я застал то время, когда там бабушки были, которые мало того, что родились до революции, они выглядели даже, как те бабушки из сказок! Со своей культурой, языком, обрядами, традициями.

А сейчас ты видишь работу своих рук, видишь, что все еще стоит, так приятно, что столько лет продержалась. Это такое ностальгическое и грустное соприкосновение с молодостью.

 
 
 
Владимир Гончаров на реставрационных работах в 1990-еВладимир Гончаров на реставрационных работах в 1990-е
Укладка гонта (кровельный материал)Укладка гонта (кровельный материал)

Как волонтерам помогает вся деревня

Возобновить реставрацию Введенской часовни друзья-волонтеры решили летом 2020 года во время одного из своих походов по северу, когда увидели, что ей снова требуется обновление. В такие поездки по северным регионам они отправляются ежегодно, планированием маршрута обычно занимается Александр Панкратов. Он же составляет карту утраченных и сохранившихся памятников архитектуры.

— Он доцент РУДН, раньше преподавал математику, сейчас информатикой занимается. И он каждый год готовит походы, ждет, когда наступит момент, чтобы выбрать маршрут и отправиться по стране. Он вносит свой вклад в сохранение истории. Зачастую просто прийти, зафиксировать на карте, отметить – это уже многое значит, — рассказал Владимир Гончаров.

Цель поездок - увидеть, что уже утрачено, а что еще можно спасти.

— Смотрели не только часовню, но и близлежащие деревни, в которых сохранились чудесные образцы народного зодчества, как культового, так и гражданского. Смотрели амбары, бани, ледники. И мы уже где-то к 2015 году увидели, что у часовни пора отдельные участки крыши менять, — пояснил Сергей Павлюшин.

Сергей Павлюшин (вверху) и Александр Панкратов (внизу) на реставрации часовни. 2020 год

Сергей Павлюшин (вверху) и Александр Панкратов (внизу) на реставрации часовни. 2020 год.

Приступить к восстановлению часовни удалось сразу: требовался редкий материал для реставрации – широкий тес, который было сложно найти даже в 1990-е. Поиском такой доски занялся отец Антоний, который служит в Рождественско-Богородицкой церкви в соседнем селе Онежье (к этой церкви приписана Введенская часовня). В 2020 году тес был изготовлен по спецзаказу и доставлен в Отлу.

Летом прошлого года волонтеры поменяли кровлю над трапезной. С жильем, едой и инструментом им помогли местные жители. Желающих поддержать реставраторов-энтузиастов было так много, что это выглядело, как соревнование, говорит Владимир Гончаров, - кто сможет помочь больше: приносили картошку, угощали урожаем с огорода, каждый вечер топили баню.

— Мы жили в другой деревне, километрах в семи от часовни. Утро наше обычно начиналось с того, что кто первым проснулся, тот и ставит воду: нужно завтрак готовить. У нас, как правило, щи да каша — пища наша. Там есть, конечно, русская печка, но мы такими сложностями не заморачиваемся. Приготовили, потихонечку проснулись, поели. Собрали инструмент, который нужно. приезжаем на объект: открываем часовню, смотрим, достаем инструменты и начинаем работать. Два человека вверху и два внизу, потому что нужно носить и подавать требующиеся предметы. Так как ехать далеко, обедаем там же: берем с собой еду с термосами, — рассказал Владимир Гончаров о буднях реставрации в деревне.

По его словам, во второй половине дня работается продуктивнее:

— Бывает, собираемся где-то до пяти вечера работать, а на деле можем и до восьми. Молодые вообще работали, пока рука видит, где рубить.

 
 
 
Кровля трапезной до реставрацииКровля трапезной до реставрации
Обновленная кровля трапезной Обновленная кровля трапезной
Кровля трапезной (вид сверху)Кровля трапезной (вид сверху)

Остальные работы пришлось оставить на 2021 год, так как обычно у волонтеров есть только неделя. Работать можно и дольше, но есть проблема — выбрать промежуток времени, когда у всех совпадает время отпуска. В этом году работу реставраторов облегчила миниэлектростанция: ее дали на время работ местные жители, чтобы можно было пользоваться электроинструментами. 

— В восьмом часу мы заканчиваем и едем в свою деревню. К этому времени хозяин дома, в котором мы гостим, уже натопил баню, и так каждый день: идите помойтесь, попарьтесь, отогрейтесь. После ужинаем, обсуждаем планы на следующий день: спорим, конечно, дискутируем над вариантами, как лучше все сделать. Оставшееся время читаем, потому что там в доме хорошая библиотека. Вместе сидим, песни можем попеть, Александр у нас хорошо играет на гитаре. Печку топим, это обязательное дело. И такой ритм изо дня в день, не устаешь. Почему-то в городе, когда домой приходишь, то устаешь, а тут как-то все умиротворенно, это особое состояние. Здесь выходных не надо, всегда хорошо, - говорит Владимир Гончаров.

В 2021 году они частично обновили колокольню и очистили от мха и лишайника главку и купол храма. По словам Сергея Павлюшина, за 30 лет часовня покрылась лишайником, наиболее пострадавшие части кровли колокольни пришлось заменить:

— Работали и новые волонтеры и те, кто восстанавливал часовню 30 лет назад. Некоторые тогда были студентами, а теперь это уже  ученые со степенями.

В 2022 году волонтеры хотят поменять часть кровли в храмовой части часовни и отремонтировать крыльцо.

— Есть у нас идея сделать резные столбы. Мы как-то были в этнографической экспедиции и прошли одну деревню, в которой сохранились старые дома, украшенные резьбой, в том числе крыльца. По логике того, что люди одной культуры украшали одинаково, мы тоже думаем в этом стиле сделать крыльцо часовни, — пояснил Владимир Гончаров.

 
 
 
Ярус звона до реставрацииЯрус звона до реставрации
Обновленный ярус звона Обновленный ярус звона

«Пришло время отдавать»

Волонтеры считают такие часовни и другие деревянные памятники связующим звеном между прошлым и настоящим, которое помогает жителям понять, кто они и откуда пришли.

— К сожалению, теряется фантастическое количество объектов, которые можно назвать памятниками народного деревянного зодчества. У нас было так, что с экспедициями архитектурно-этнографическими проходили по деревням, фиксировали уходящее. Картина очень печальная. В деревне Кони стояла часовня, чем-то похожая на нашу, но постройки начала ХХ века – там кровля дала течь, купол храма рухнул, колокольня развалилось. Рядом в Туръе еще в 1980-е годы стояли огромные купеческие дома, двухэтажные, я еще застал их. А сейчас идем там - и пустота вокруг. Тут и отдельные граждане из местных прикладывают свою руку – скупают покинутые жителями дома, пилят еще крепкие, годные для жилья избы на дрова. Исчезают целые улицы старинных сел и деревень. И вместе с этим, к сожалению, культура сыпется, — рассказывает Сергей Павлюшин.

— Каждый из нас живет своей жизнью, суетится, но это все суета суетная и пролетает она моментально. А здесь ты прикасаешься к истории, причем это то, что рядом, под боком. Тот же Алексий Лапин, который эту часовню возводил, он же тут, в Коми родился, — добавляет Владимир Гончаров.

Александр Панкратов (слева), Сергей Павлюшин (в середине)

Александр Панкратов (слева), Сергей Павлюшин (в середине)

Реставрируют энтузиасты все за свой счет.

— Ты берешь-берешь, а ведь настает время, когда нужно отдавать. Отдавать свое умение, свое мастерство. Отдавая, ты от этого больше получаешь, как бы это было ни странно. На Руси всегда какие-то дураки были, которым нужно больше всех. Если брать именно эту часовню, то за нее взялись люди, которые заняты образованием, связаны с историей, с культурой.

Естественно, нам жалко все это утратить. Людям нужна какая-то идея. Зачем ты живешь? Что ты хочешь сделать? Какой ты? Откуда ты идешь?

Вспомните нашу летопись, откуда пошла земля русская? Летопись писалась в 11 веке и уже тогда людей волновало, откуда они произошли и куда они придут, - говорит Владимир Гончаров.

Сергей Павлюшин сравнивает любовь к исторической архитектуре с любовью к человеку:

— За что вы любите человека? Трудно, наверное, объяснить. Но не в малой степени за красоту – душевную, телесную… Так и здесь, важно, чтобы не только мы, но и следующие поколения увидели красоту рубленных нашими предками храмов, изб, амбаров, которые на фоне живой природы создают фантастический по красоте образ родины. Участвуя в сохранении нашего храма, мы получаем эстетическое удовольствие и удовлетворение от результатов своего труда. Именно это объединяет меня и моих коллег, и мы вернемся сюда еще не раз.

Материалы по теме
Комментарии (61)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Так
18 авг 12:28

Как понимаю, село с коми населением. Но почему у автора в тексте печь в доме у местных жителей "русская"? Я сам вырос в коми селе, и в доме у нас были ещё такие печи, которые здесь названы "русскими", но в семье их называли или "ыджыд пач" - большая печь, или "пӧжасян пач" - печь для выпекания/выпечки. Никогда не слышал, чтобы печь называлась "роч пач" т.е. русская печь. Печи, похоже, "обрусели по типу "русских" пельменей, "русской" зимы в Сыктывкаре, "русского" кокошника, "русской" лайки у охотника-зырянина и т.д.

Таку
18 авг 13:52

Думаешь дикий, лесной народ, вылезший из земляных нор, сразу приступил к изготовлению "ыджыд пач"? Дудки. Пришла цивилизация в Северный край со своими знаниями и смышлёные зыряне быстро переняли у русских всё самое нужное, в том числе и как построить печь. Потому она и "русская". Ну элементарные вещи не знаете, 21 век на дворе.

Так
18 авг 15:15

Дедок из Дежнево, если было так, как пишешь ты - зыряне переняли печь от русских, то печь и назвали "роч пач" - русская печь, но почему-то нет в их языке понятия "роч пач". Понятие "русская печь" имеет место быть только в русском языке - это перевод-калька на русский язык из книг европейских путешественников по территории России, описываващих на своём языке устройство для отопления помещения и тепловой обработки пищи в избах российских крестьян. Как известно, для европейцев все россияне - россияне, т.е. русские, и печи, и пельмени, и зимы в Сыктывкаре, и кокошники, и лайка у охотника-зырянина тоже.

Ага
18 авг 16:18

Единственное устойчивое понятие со словом "роч" - это роч акань - русская кукла - купленная у русского купца кукла, изготовленная на фабрике в русском городе. И, главное, с лицом на голове из фарфора или, позднее, пласмассы. Коми традиционные куклы делались "без лица": не выводились глаза, нос, рот - не дай бог, чтобы лицо оказалось похожим лицо своего человека - морта, и тогда душа этого живого человека могла перейти кукле, а живой человек - лишиться души.

Таку
18 авг 16:26

Ну нет в истории землян ни " зырянской" печки, ни "коми" печки, есть, как ты пишешь: "Большая печь" и " Печь для выпечки", на коми кыв, но это всего лишь описание "Русской печи", не додумались зыряне назвать печь "русской" - "роч", ибо габариты и функционал русской печки привели зырян в неописуемый восторг, восхищение и трепет, поэтому первое, что бросилось в глаза и получило название "Большой" для выпечки т.к до этого зыряне умели делать только маленькие печки, даже не печки , а очаги без труб, где дырка в крыше служила вытяжкой дыма. Курная изба.

Так
18 авг 17:46

Дедок из Дежнева, ты, конечно, пытаешься выглядеть умным и всезнающим, но у тебя не получается. В "черной" бане, к примеру, "дырка" делалась в стене, а не в крыше. И в курной избе, думаю, дым уходил через отверстие в стене. Очаг даже в курной избе горит не круглые сутки, и дырку, чтобы не остудить жилище, затыкали, а делать это удобней, когда дырка не в крыше, до которой еще нужно дотянуться, а в стене. Потом через дырку в крыше в случае дождя жилище будет заливать, зимой же - талой водой.
"Черную" баню я еще застал в раннем детстве. По соседству с нашим домом жил уже тогда пожилой мужчина, бывший красный партизан. Так вот он предпочитал такую баню, и до конца своих дней держал баню, которую топили по-черному, единственную, пожалуй, в селе.

Алексей.
18 авг 18:18

В баньке, та в которой са уна, не пач, а пывсян гор, очаг обложенный камнями. Да, у меня такая.

Алексею с точкой
18 авг 20:07

Никогда не топил, никогда не парился в черной бане. С ней больше, видимо, хлопот с уборкой от сажи, поэтому и стали устраивать печи с трубой.

Алексей.
18 авг 21:39

Сажа это не плесень, от неё польза есть. Да, баня настоящая та в которой са уна.

Таку
18 авг 19:23

Курная изба - изба без дымохода. Дым выходил через окно, дверь, отверстия в стене или дымницу в кровле.
Я вот не тороплю тебя с ответом, а ты всё одно попадаешь в просак(по Михолкову). Нравится оно тебе чё ли?

Так
18 авг 20:38

Дедок из Дежнева, дымница и есть труба в пределах чердака и возвышающаяся устьем над кровлей, только деревянная, но никак не дырка в крыше.

со Стефаном
23 авг 20:47

пришли ассимилированные славянами и ордынцами финно-угры мокшы( коренное племя на территории Москвы) и эрзя ( коренные рЯзанцы ) , чему они могли научить коренных коми-зырян ?

научили
24 авг 07:06

духовным скрепам , которые сами приняли от Золотой Орды в походах на Царьград

Самсонов Юрий
24 авг 09:24

Стефан, согласно летописям, учил зырян грамоте, учил не есть конину и белок.

Ижемский край
24 авг 10:16

Многому чему научились зыряне. Есть основания думать, что зыряне ели сырое мясо и рыбу. Юрий Самсонов совершенно прав, из преданий видно, что зыряне ели лошадиное мясо. После того, как св. Стефан просвятил св.крешением жителей селения Гам и отправился дальше в верх по Вычегде, они обратились к старым, поганым обычаям и когда он возвратился говорили с усмешкою: "Стефан. Стефан. Мы опять едим кобылятину!"
Ушли в прошлое дикие нравы зырян, даже до вонючей рыбы, коми посола, редко найдёшь "охотников".

Так
24 авг 11:15

Дедок из Дежнева сначала написал комментарий от имени Юры Самсонова, а потом размещает пост со своими рассуждениями по поводу содержания комментария от якобы Юры. Прием, использовался и используется до сих пор Кремлем: сначала организуют публикацию в иностранном СМИ, а потом обсуждают "что о нас пишут".

Юрию Борисовичу Со
24 авг 14:58

Юра, ник " Так" тебе не идёт, не надоело придуриваться? Ведь уже за 60-т.

Так
24 авг 16:06

Дедок из Дежнева, ты часто себя ведешь так, словно тебе и 30-ти ещё нет. Ага, прочел твой комент Юрию Борисовичу, и сразу же поверил, что комментарий от якобы "Юры Самсонова" написан не твоей рукой.

РуССкому-на-Дежневе
24 авг 11:22

Дедок из Дежнева, а случай с орловскими крестьянами, описанный в очерке "Загон" Николаем Лесковым, не хочешь прокоментировать? Недавно на 7х7 Коми был комментарий с описанием реакции русских крестьян на тогдашние инновации от барина. Неужели комментарий от якобы Юры Самсонова значимей?

РуССкому-на-Дежневе
24 авг 11:48

А вот шведы, народ по всем показателям более продвинутый по сравнению с россиянинами, от традиционного сюрстрёмминга отказываться не собираются. Дедок из Дежнева, это твои представления о должном дикие, а не нравы зырян.

Русскому-на -Дежневе
24 авг 15:08

Шведская вонючая рыба сюрстрёмминг это всего на всего туристический бренд. Эдакая шведская фенечка под лозунгом: "Ты не был в Швеции, если не попробовал сюрстрёмминг!" (к тому же это совсем не дешевая туклятина, после которой туристы испытывают рвотный рефлекс). Коми люди намного умней шведов, им и в голову не могло прийти сделать брендом Республики Коми вонючую, подтухшую рыбу под брендом, к примеру, "Печорский коми посол".

РуССкому-на-Дежневе
24 авг 15:39

Дедок, самому себе адресовать комментарии не к лицу. Будь мужчиной. Пиши под своими "фирменными" никами (они всем известны), раз уж желаешь быть анонимом.

Ага
24 авг 10:24

К коменту от 24 авг 09:24
Семитские народы вот свинину не потребляют, а некоторые мясо любых животных с когтями: мясо кролика, зайца, медведя. А тюркские народы, наоборот, предпочитают конину. Следует ли расценивать как недоработку Стефана?

Так
24 авг 14:58

Слышал, что зэки в колониях, в том числе и ухтинских, едят мясо собак. Мало кто из них кореец, больше всё православные, но ведь не отказывают себе удовольствия полакомиться лакомством корейцев.
А давай ещё вспомним практику уголовников времен ГУЛАГа брать в побег живых "консервов". Не Дедок ли из Дежнева не раз писал, что только с приходом в Коми заключенных туда пришла культура, а до них зыряне были дикими?

Ага
24 авг 17:01

Не верь своему папке, зеки не ели и не едят в колониях мясо собак. Причина проста, там не может быть собак, кроме служебных. Если тебе папка скажет, что служивые люди давали ему съесть щенка служебной собаки тоже не верь, твой папка брехун.

РуССкому-на-Дежневе
24 авг 18:15

Мне кажется, порядки в колониях ты знаешь лучше, чем обычные люди, не из системы. Не поэтому ли ты на "заслуженном отдыхе", не смотря на свои сравнительно молодые годы? И не трогай моего отца, он ещё подростком получил медаль за труд в годы войны, в отличии от дедов некоторых, за коллаборационизм оказавшихся на северах. А еще и был отличным стрелком в армии - за успехи в стрельбе отпускали в отпуск. Был начальником цеха на предприятии, последние годы перед пенсией работал в райкоме партии.

Так
24 авг 18:51

Служил, к стати, он в Польше, в оккупационных, как их тогда называли, войсках. А дядя, брат мамы,- в Германии, был водителем, правда при демобилизации немецкие права отобрали, и здесь ему по новой пришлось отучиться и сдавать на права.

Отцы и дети
24 авг 19:34

Читаешь тут некоторых писак и понимаешь как обмельчал мужик. Многие знают и помнят А. Кустова, бывшего блогера, писавшего от своего имени, с открытым забралом. Человек любил свою маму, гордился ей, посвящал ей посты, носил шапочку связанную матерью и видна была любовь сына к матери, открытая и чистая, как утренняя роса.
А вот вам другой, наглядный пример, трусливый аноним "Так", который пишет о герое отце и думаешь, как же так может опуститься, обмельчать человек, что бы бояться или стыдиться, уж не знаю, написать реальную фамилию своего отца? Хотя, с другой стороны, а можно ли верить "откровениям" анонима? Ведь соврёт, не дорого возьмёт, потому он и аноним.

аноним
24 авг 19:59

Анонима верить нельзя, анонимы лжецы априори.

РуССкому-на-Дежневе
24 авг 20:29

К коменту от аноним от 24 авг 19:59

Дедок из Дежнева, не суди всех по себе. Ты не только аноним, но и пишешь, как правило, под чужими никами.

РуССкому-на-Дежневе
24 авг 20:55

К коменту от 24 авг 19:34причем повторный. Дедок, не понял о каком герое ты говоришь? Ёрничаем, так ? Или честно трудиться - уже героизм? А не называю фамилию потому, что не хочу, чтобы ты своими руками и ртом касался к нашей фамилии. Кустов Андрей вот не брезгливый, а меня от тебя, бывает, тошнит. Тем более представляю, какую публику в Коми привозили из западных областей и республик Союза после войны.

Ага
24 авг 21:18

Оказывается он мог оскорбиться от того, что автор комментария посчитал, что Дедок недостаточно тщательно моет руки и рот.

РуССкому-на-Дежневе
24 авг 20:36

К коменту от РуССкому-на-Дежневе от 24 авг 18:15
Ага, зэков привезли на стройку с высоким забором и колючкой, да с вышками по углам, а собаки свободно там шастают. Так, что верю зэкам, отмотавшим срок, а не тебе, Дедок из Дежнева.

коми патриот
24 авг 21:15

Зеков привозили благодаря нашему национальному герою Д. Батиеву. Это с его челобитной в Москву начался завоз дармовой рабочей силы в Коми АССР.

РуССкому-на-Дежневе
24 авг 21:35

Дедок, тебе ещё не надоело постить-репостить эту чущь?

Так
25 авг 11:43

К коменту от 24 авг 17:01

Помнится, несколько лет назад на 7х7 Коми появлялся некто с никнеймом "Кинолог". Очень может быть, что это был Дедок из Дежнево. По стилю и содержанию комментариев не отличимы.
Судя по реакции Дедка из Деднева на пост от "Так" от 24 авг 14:58 служба эта ему знакома и не безразлична.

Так
25 авг 14:07

Правда, Дедок из Дежнева всеми правдами и неправдами открещивается, что служил в системе ФСИН. Но судя по его же репликам, порядки в системе ФСИН ему известны более, чем знает их обычный, не из системы, человек.

Так
24 авг 09:43

К комментарию от 23 авг 20:47
Ассимилированные не славянами, а оккупационным государством и церковью. Неоткуда было взятся стольким славянам, чтобы ассимилировать местное население - массового переселения славян с запада на земли угро-финнов не было.

Мойша на Севере
18 авг 17:20

Термин "русская печь" есть (если чуть подумать) только у русских. Тролль немножко узко-плоско мыслит.
А заумствования на тему "Единственное устойчивое понятие со словом "роч"" звучат тупо. Все равно, что сказать: "Единственное устойчивое понятие со словом "немецкий" - это немецкий автомобиль"...

Так
18 авг 18:12

Мойша, не умничай. У тебя не получается.

Так
18 авг 19:13

Мойша, я, в отличии от Дедка из Дежнева, не претендую быть самым умным и самым всезнающим. Могу местами и временами мыслить узко-плоско, и говорить слова, которые могут звучать тупо. Жду от тебя мыслей не узких и плоских, а слов - звучащих остро и умно.

Дедок из Дежнева
18 авг 19:41

Пора сказать "Таку" словами Марии Киселёвой... И так, Так...Ты заблудился в трёх соснах своих примитивных знаний...Твою свечу задуло ветром безграмотности...Ты в этой игре уже не нужен. Прощай, ты - слабое звено. :-))))

РуССкому-на-Дежневе
18 авг 20:42

Это и есть твои ответные мысли, которые не плоско-узкие, а слова - острые и умные?

РуССкому-на-Дежневе
18 авг 20:50

Марк Твен:
«Лучше молчать и казаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения».

Так
19 авг 18:11

Марк Твен был оголтелым рабовладельцем. Продолжай его цитировать, дедушка. В Финляндию с таким багажом знаний тебя не возьмут. А беженца из Сирии возьмут.

Так
19 авг 19:04



Дедок из Дежнева, Последовательный противник рабства и расизма Марк Твен является рабовладельцем только в твоей голове.

Так
19 авг 18:38

Отношение русских крестьян к инновациям.

Лесков Н.С. Загон. Глава 2. Публикация 1893 г.


[…]

… Всеволожский ввёл ересь: он стал заботиться, чтобы его крестьянам в селе Райском было лучше жить, чем они жили в Орловской губернии, откуда их вывели. Всеволожский приготовил к их приходу на новое место целую «каменную деревню».

О таких чистых и удобных помещениях и помышлять не могли орловские крестьяне, всегда живущие в беструбных избах. Все дома, приготовленные для крестьян в новой деревне, были одинаковой величины и сложены из хорошего прожженного кирпича, с печами, трубами и полами, под высокими черепичными крышами. Выведен был этот «порядок» в линию на горном берегу быстрого ручья, за которым шёл дремучий бор с заповедными и «клейменными» в петровское время «мачтовыми» деревьями изумительной чистоты, прямизны и роста. В этом бору было такое множество дичи и зверья и такое изобилие всякой ягоды и белых грибов, что казалось, будто всего этого век есть и не переесть. Но орловские крестьяне, пришедшие в это раздолье из своей тесноты, где «курицу и так выпустить некуда», как увидали «каменную деревню», так и уперлись, чтобы не жить в ней.

- Это, мол, что за выдумка! И деды наши не жили в камени, и мы не станем.

Забраковали новые дома и тотчас же придумали, как им устроиться в своём вкусе.

Благодаря чрезвычайной дешевизне строевого леса здесь платили тогда за избяной сруб от пяти до десяти рублей. «Переведенцы» сейчас же «из последних сил» купили себе самые дешёвенькие срубцы, приткнули их где попало, «на задах», за каменными жильями, и стали в них жить без труб, в тесноте и копоти, а свои просторные каменные дома определили «ходить до ветру», что и исполняли.

Не прошло одного месяца, как все домики прекрасной постройки были загажены и новая деревня воняла так, что по ней нельзя было проехать без крайнего отвращения. Во всех окнах стёкла были повыбиты, и оттуда валил смрад.

Отсюда:
http://leskov.lit-info.ru/leskov/proza/zagon/zagon-2.htm

Так
19 авг 19:39

И давно у вас русские классики под запретом, что их нельзя цитировать? Спрашиваю о Лескове Н.

Так
19 авг 20:27

После публикации поста от 19 авг 18:38 коммент от 19 авг 19:39 перестал быть актуальным.

Ага
19 авг 21:51

Товарищ ижемский Дед, продолжайте вести наблюдение.

РуССкому-на-Дежневе
20 авг 19:18

Дедок из Дежнева, а зачем? О реакции русских крестьян на инновации того времени исключительно полно, не требующих дополнений, описал русский литературный классик Лесков Н.С. (1831-1895) в своем очерке "Загон" (опубликован в 1893 году). См. текст очерка здесь:http://leskov.lit-info.ru/leskov/proza/zagon/zagon-2.htm

а также на сайте Эхо Москвы
https://echo.msk.ru/blog/e_yamburg/2373297-echo/

Дедок на Дежнево
22 авг 07:50

С праздников моих форумных друзей: Олёлёшку с точкой, Зырика и коми-анонима " Така". Вы из тех кто тут ошивается последнее время. Купил два ящика водки и подарил людям под дежневской теплотрассой о которой мечтал Юрка на Загорске. Люди будут праздновать 100 Коми АССР.

Ага
22 авг 15:13

Юра Самсонов сам писал, или, как часто бывает, это сделал Дедок из Дежнева (Дедок на Дежнево, если угодно)?

Так
22 авг 15:33

С Юркой Самсоновым произошли радикальные метаморфозы. После того, как его комментарии под никнеймом "Б.З" стали достоянием общественности. Тролль Б.З растворился, сменил имидж и теперь тролит на БНкоми тихо, аккуратно и без хамства. Вот что не говорите, а авторизированный человек ведёт себя иначе, чем анонимный тролль.

Так
22 авг 15:57

Дедок из Дежнева, поэтому ты и пишншь под чужими никами? Не верится: стыда у тебя нет в принципе.

Так
22 авг 16:15

Для уничтожения тролля-негодяя все средства хороши? Посмотрите, как в журнале 7х7 чище стало. Ляпота. А всего-то нужно было допускать к комментариям авторизованных пользователей и вместо одного, вездесущего, БЗдуна вернулись бы блогеры и журнал бы возродился.

РуССкому-на-Дежневе
22 авг 17:41

Дедок из Дежнева, прекращай писать под чужим ником. Хочешь, чтобы дал ссылку на вашего классика Лескова? Или лучше дать ссылку на текст о народных нравах того времени?

Так
22 авг 18:27

"Негодяй", "ляпота" - не из моего лексикона.

Зöрян-язычник
22 авг 22:37

Ученые, такие ученые...)))
И ни слова о том, что под домом господЪа из великого города был найден пень БЕР_ЙОЗы.)))

РуССкому-на-Дежневе
22 авг 22:53

к каменту от 22 авг 22:37 от ЯКОБЫ "Зöрян-язычника"
А вот и сам "Мастер троллинга" из Дежнева, путающий/не различающий анонимов с троллями.

Так
22 авг 23:18

Нужно отдать должное трудоспособности Дедка из Дежнего - "работает" за несколько человек в течении уже многих лет. Когда впервые на сайте столкнулся с его "творчеством",то первоначально его "работу" принял за деятельность нескольких человек. Целый день пишет от ЯКОбы "Така", а вот теперь и от ЯКОБЫ "Зöрян-язычника", отводя от себя тень К.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИсторияКомиИсторииВолонтерыГрадозащита
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!