Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. «Это ж как надо было довести мужика?» Как рязанцы отреагировали на смерть журналистки Жанны Шепляковой, которую убил муж

«Это ж как надо было довести мужика?» Как рязанцы отреагировали на смерть журналистки Жанны Шепляковой, которую убил муж

Екатерина Вулих
Жанна Шеплякова
Фото с личной страницы ВКонтакте

Днем 16 января стало известно о гибели 33-летней рязанской журналистки Жанны Шепляковой — накануне вечером ее убил муж, с которым женщина собиралась развестись. Он нанес ей 10 ножевых ранений, забрал двух сыновей и покинул квартиру. Его задержали в Твери. Мужчина сознался в преступлении: он убил жену из-за отказа отдать ему детей. Жанна предупреждала близких, что супруг может с ней расправиться подобным образом. Как отреагировали на убийство женщины рязанцы — в обзоре «7x7».

«Либо он меня убьет, либо я сама свихнусь»

Тело главного редактора портала «Рязань.Лайф» Жанны Шепляковой нашли вечером 15 января в ее квартире в районе Горрощи. Вскоре предположения ее знакомых о том, что ее мог убить супруг Алексей Шепляков, подтвердились: он сам сдался полиции и сознался в преступлении. По словам родных Жанны, после 17 лет совместной жизни она решила развестись с мужем и они уже не жили вместе. Но проблемы во взаимоотношениях начались гораздо раньше. Знакомые с ситуацией в семье рязанцы утверждают, что муж журналистки был патологическим ревнивцем и тираном, а она не заявляла об издевательствах и избиениях в полицию из-за страха перед супругом. Коллеги Жанны сообщили, что много лет она терпела издевательства мужа только потому, что была бесконфликтным человеком и до последнего надеялась, что супруг одумается, возьмет себя в руки и изменит свое поведение.

Подруга убитой рассказала журналистам, что осенью 2019 года мужчина завез жену в лес и угрожал расправой. Она предвидела подобный конец и писала подруге: «Либо он меня убьет, либо я сама свихнусь».

Перед смертью Жанна Шеплякова успела попросить друзей о помощи, но когда они приехали к ней домой, дверь им никто не открыл. Когда вызванные сотрудники полиции вошли в квартиру, женщине уже ничем нельзя было помочь.

«Очень жалко мужика…»

Пользователи рязанских пабликов по-разному отреагировали на известие о гибели женщины. Первый комментарий в группе «Новости Рязани ВКонтакте» оставил мужчина: «С другой стороны, это ж как надо довести мужика, чтоб он с ножом на мать своих детей…» За день таких комментариев от рязанских мужчин появились десятки. «Стоило доводить вот мужика, не могла схитрить, как обычно, у женщин ведь такие штуки в порядке вещей, чувствовала ведь, что лажа произойдет, помощи просила перед случившимся», «Ответила за измену… Это жизнь», «Мне жаль этих пацанов, которые потеряли семью из-за [разгульного образа жизни]. Мать в гробу, отец на зоне. Это ужасно. Царствия небесного», — написали свои отзывы пользователи сети прямо на страничке Жанны. «Очень жалко мужика. Дурак, что убил. Забрал бы детей, и все», — пожалел рязанец Шеплякова в группе «Жесть Рязани».

Этой же точки зрения придерживаются некоторые рязанки: «Ну-у, еще не развелась, а в соцсетях выкладывала цветочки от другого и песни ставила любовные. Я не оправдываю мужа, но кидать в огонь дрова не нужно. Надо быть умнее!» Речь об одном из последних постов Жанны с фото желтых роз и подписью: «Если любовь, то только такая. Мой морозный зимний день сегодня расцвел этими солнечными розами. Неожиданно и крайне приятно. Настоящие мужчины не ищут повода, они берут и делают». Его журналистка написала за четыре дня до гибели.

Жанна Шеплякова

Жанна Шеплякова. Фото с личной страницы в соцсети «ВКонтакте»

Еще несколько рязанцев возмутились тем, что убийству женщины посвящено так много публикаций, ведь ее мало кто знал, да и «бытовуха» — вполне рядовое явление. «Сколько у нас бытовых убийств происходит постоянно, и никто ничего не пишет. А тут через пост везде про эту журналистку, которую 99% города никогда не знало. Это ж не медийная личность какая», «Полгорода о существовании ее сайта не слышало никогда», — в разных обсуждениях «отметился» Николай Семёнов с закрытым профилем.

Другие пользователи не одобрили «перетряхивание грязного белья» покойной и решили, что это «пиар» пабликов и «пляска на костях». «Нахрена нам эта информация? Ну сообщили, что убили. Плохо... Жалко человека. Теперь, пожалуйста, сообщите, каким будет приговор убийце. Все! Прекратите мусолить эту тему», «Журналисты разжигают тему-то», «Что за ворошение? Нет человека, не нужно копаться в его жизни», — высказались читатели.

Под маской «социальной нормальности»

Среди рязанцев нашлись и те, кто настаивал, что говорить о подобных случаях надо, чтобы понять логику абьюзера и чтобы однажды подвергшиеся семейному насилию женщины не надеялись на то, что насильник «одумается».

«Стоит сказать о существовании мужчин, для которых очень выгодно иметь таких жен, которые их постоянно „доводят“ и „провоцируют“. Это позволяет агрессору с потребностью в насилии сохранять маску социальной нормальности в глазах общества», — высказалась пользовательница Сети с ником Frau Anhen. Большинство рязанок согласились с выводом о том, что ничем нельзя оправдать убийство заведомо слабой и безоружной женщины. «Когда мужик — истеричка, он сам придумает, по какому поводу ему „довестись“», «Не понимаю, как можно оправдывать убийцу, типа „довела, сама виновата“. Она хотела развода, а он убил ее. Ужас какой-то», — высказались женщины. «Красивая, талантливая, неравнодушная к профессии и людям... Мужчины! Кто вам позволил?» — задала вопрос в группе «Народная Рязань» блогер Марина Чупейкина.

«А не пора ли что-то менять?»

Руководитель женского проекта «SMOOTH.STYLE Рязань» Юлия Сударикова в разговоре с корреспондентом «7x7» назвала убийство журналистки «вопиющей трагедией»:

Юлия Сударикова

Юлия Сударикова. Фото с личной страницы в соцсети «ВКонтакте»

— К сожалению, мы начинаем говорить о подобных вещах только тогда, когда трагедия уже произошла. Сотни и тысячи женщин подвержены домашнему насилию. У нас нет культуры профессиональной помощи при подобных проблемах. И женщин просто никто не слышит, ибо «все так живут». А не пора ли что-то менять?

Рязанка Марина Замятина, создавшая любительский театр «Центр современной драматургии», считает, что российское общество все еще является патриархальным, где «во всем виновата женщина», но интерес к теме домашнего насилия и прав женщин растет. Актеры любительского театра ежемесячно проводят читки пьес с последующим обсуждением. Большинство пьес — о домашнем насилии над детьми, стариками и женщинами, о гендерном неравенстве, самоидентификации человека в обществе. На последнюю читку пришло больше 50 человек — по словам Замятиной, для Рязани это немало.

— У нас до сих пор считают, что женщина, словно стул, принадлежит мужчине, который просто обязан контролировать ее мысли, чувства и действия. Когда я узнала о смерти Жанны, вспомнила первую нашу встречу, которая произошла ровно год назад. Она выглядела настоящей леди, но вместе с тем была общительной, умеющей сопереживать, в ней не было ни капли высокомерия. И какой бы она ни была, никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не дано право убивать человека. Это убийство, и ему нет никаких оправданий, — поделилась своими мыслями Замятина.

Марина Замятина

Марина Замятина. Фото из архива «7x7»

Она считает, что убийства на почве гендерной неприязни будут продолжаться, если к ним не изменится отношение общества, а главное — самих женщин. Пока матери не прекратят наставлять своих дочерей «поскорее найти мужа, ведь женщина без мужчины — никто», «стерпится — слюбится», «лишь бы деньги в дом носил и детей любил, остальное переживешь», женщины будут воспринимать насилие как должное. Для того чтобы изменить подобные установки в сознании людей, нужно организовать как можно больше площадок для обсуждений этой темы, проводить лекции и обсуждения в школах и вузах, «вытаскивать на свет божий» эту проблему везде, где возможно. Только так ее можно решить.

Создательница группы в Facebook «Нет фемициду» (фемицид — убийства женщин на почве ненависти к женщинам, совершаемые мужчинами в патриархальных интересах при попустительстве государства) Любава Малышева «вручную» ведет статистику женщин, убитых по гендерному признаку. По данным из СМИ и других открытых источников, за 2019 год в России на почве половой неприязни и в целях «мужской выгоды» убили 1744 женщин. В 2020 году не менее 1417 россиянок погибли из-за гендерной ненависти.

Малышева уверена, что в стране нужно менять само отношение к фемициду, а также подход СМИ к освещению убийств женщин: зачастую журналисты, сами того не подозревая, оправдывают убийцу либо делают это намеренно ради повышения количества просмотров.

«Важно называть вещи своими именами и бороться с причиной подобных убийств — фемицидной культурой. Нужен закон против фемицида. Нужны антифемицидные группы в каждом городе. Нужна реформа полиции, медицины, юстиции», — прокомментировала активистка.

Коэффициент новостного фемицида в Рязанской области в 2019 году, по подсчетам Малышевой, – 2,48 (количество убийств делится на количество женщин в регионе и умножается на 100 тыс.). По ЦФО этот же показатель почти в 2,5 раза меньше - 1,83.


В октябре 2019 года иерей рязанского женского монастыря избил свою жену, инвалида II группы Любовь Покровскую. Она рассказала, что муж избивает ее регулярно, часто это происходит при детях. Любовь несколько раз писала в полицию заявления о побоях, затем забирала их, уходила от мужа, но снова к нему вернулась. По словам сестры Покровской, муж снова избил ее летом 2020 года. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк на год отстранил Покровского от служения. Наказания по уголовной статье он не понес.

* В материале упомянута организация Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Рязанская областьРязаньСМИСобытияФеминизм