Собирается ежемесячно 52 347 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Триумфальное шествие бюрократизации образования продолжается

Триумфальное шествие бюрократизации образования продолжается

Игорь Олин
Игорь Олин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

В Кирове есть центр управления регионом. Мне оттуда задали вопрос: "В Госдуме разрабатывают меры как уменьшить бумажную нагрузку на учителей. Можете рассказать, много ли приходится заполнять разных документов, сколько это отнимает времени и есть ли в школе подвижки к тому чтобы "бумажек" стало меньше"? Привожу свой полный ответ.

"Борьба с бюрократизмом в образовании длится давно (мне памятен приказ еще министра Ливанова 2012 г., после которого школы заполняли около года отчеты о количестве отчетов), но безуспешно. Подвижек в лучшую сторону нет, и непонятно, за счет чего в существующей системе управления образованием они могут произойти. В нынешней кампании против бумажной нагрузки на учителей есть доля лукавства. Учителя в школах как раз не несут чрезмерного груза бюрократизма: они пишут рабочие программы по предметам, планы занятий, заполняют отчеты об успеваемости и выполнении программ, что делали всегда.

Хуже, когда они начинают аттестоваться на квалификационные категории, - нужно предоставить объемный пакет документов. Сейчас процедура аттестации проходит централизованно и дистанционно, принимающие решение о квалификации учителя его и в глаза не видят. Прежняя система аттестации, когда школа могла присваивать своему учителю вторую категорию, районное или городское управление образования - первую, и уже областные комиссии - высшую, на мой взгляд, была более совершенной и не требовала горы документов, потому что главным показателем была практическая деятельность педагога, когда посещали его уроки, очно заслушивали его выступления об опыте работы. Если учитель является классным руководителем, а таких большинство, то ситуация осложняется. Одни только характеристики писать на 25 человек проблемно, но это тоже было всегда и всегда справлялись.

Лукавство же в том, что невероятное количество отчетов, мониторингов, информационных запросов идет на школьные администрации. Директор и завучи почти перестали посещать уроки, потому что в течение рабочего дня не могут глаз оторвать от компьютера. Чтобы подготовить ту или иную информацию от школы, зачастую нужно сначала собрать ее с учителей - отсюда и появляются дополнительные бумажки. Поэтому, если работа Госдумы касается снижения бумажной нагрузки на учителей без учета снижения ее на школьные администрации, то это полумеры и Сизифов труд.

Реально справиться с бюрократизацией внутри сложившейся системы невозможно. Школы лишены подлинной самостоятельности, в системе образования действуют административно-командные методы, когда из центра поступает огромное количество приказов, требований и запросов. Десятки (если не сотни) направлений деятельности образовательных организаций строго и зачастую мелочно регламентированы, их исполнение контролируют множество структур, которые функционируют в соответствии со своими целями и задачами. В первые 10 лет своей работы на должности руководителя я практически не знал, что такое прокуратура. Сейчас, спустя еще 10 лет, те или иные отчеты, ту или иную информацию в прокуратуру мы направляем чуть ли не ежемесячно. И это только одно надзорное ведомство.

Но, конечно, наибольшую массу документов запрашивает собственная отрасль, где созданы различные центры, управления, отделы, подотделы, и все они чем-то (предполагается, чем-то положительным) занимаются, контактируя со школами. К сожалению, информатизация ведет только к увеличению документооборота. Опять же еще лет 10–15 назад, как директор, я успевал писать приказы и отчеты от руки. Сейчас у каждого директора носитель для гигабайтов или даже терабайтов информации, и мы вечно ничего не успеваем.

Для интереса посмотрите в интернете требования к школьному сайту: 13 разделов, целый массив информации, которая должна регулярно обновляться. А кто этим должен заниматься, какие-то новые ставки появились? Нет. Что-то делает учитель информатики, что-то администраторы. Появилось новое направление, нагрузка выросла, а никаких ресурсов в школы добавлено не было. Когда нагрузка становится непосильной, так или иначе ее приходится перераспределять на других сотрудников. И так в последнее время постоянно.

Приведу пример с ПФДО - системой персонифицированного финансирования дополнительного образования, когда нынче школы обязали вносить в единую систему данные о программах кружков и детях, которые их посещают. Это затратно по времени, и кто это должен делать? Либо классные руководители, либо учителя, ведущие кружки - пока Госдума разрабатывает меры, нагрузка опять возросла".

Видимо, я был не слишком убедителен, так как материал на портале "Киров.ру" вышел с жизнеутверждающим заголовком: "Кировские преподаватели будут заполнять меньше бумаг". Вспоминается классика: "Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе"

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
11 авг
1
Игорь Олин
Игорь Олин
Теперь я знаю, какой должна быть школа
Мнение
10 авг
5
Павел Чупрунов
Павел Чупрунов
Есть причины ненавидеть «лучшее в мире советское» образование?
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
РазмышленияОбразование
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!