Горизонтальная Россия
Собирается ежемесячно 20 429 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
Дмитрий Бородин
  1. post
  2. Горизонтальная Россия

Большие Скалы под осенним солнцем. Новый маршрут на Ястребиное озеро

Дмитрий Бородин
Дмитрий Бородин
Добавить блогера в избранное

Короткая справка: Ястребиное озеро и Большие Скалы - культовое туристическое место для жителей Петербурга и Ленинградской области. Это один из самых красивых уголков Ленинградской области, расположенный на границе с Карелией.

В январе этого года я решил последний раз пройти по знаменитой туристической тропе Хошимина, что ведет на Ястребиное озеро из Кузнечного. Мой маршрут, который заканчивался на остановке дизеля в Куликове, за три года стал так популярен, что я принял решение закрыть его для себя - пусть ходят другие, читая описание в моем блоге, а мы будем прокладывать новые маршруты, чтоб не было тесно. Не стоять на месте, двигаться вперед, познавать новое - вот наш принцип! Все лето меня просили вновь сводить на Ястребиное, но я отказывался, обещая сводить тогда, когда придумаю новый способ, как туда съездить на один день. И вот идея неожиданно пришла - потому что с этого года стал ходить поезд Петрозаводск - Москва, который проходит через Хийтола поздно вечером. Хийтола от Куликова в 5 км, и это значило, что у нас появился новый вариант возвращения домой со скал. А как попасть туда, чтоб было и нестандартно, и интересно? В качестве отправной точки мы выбрали станцию Ояярви, расположенную на малоизвестной железной дороге Выборг - Хийтола. Одно смущало - дорога из Ояярви до Ястребиного на большинстве карт отсутствовала, была лишь на карте maps.me. Это значило, что нас вполне может ждать заболоченная или заросшая березами тропа. Но со спутника дорога вроде бы просматривалась, и решение было принято - идем! Итак, читайте про новый маршрут на Ястребиное озеро, про впечатления от него, а также смотрите красоты природы в этих местах. В том числе и фантастические виды Больших Скал в лучах заходящего осеннего солнца!

Для начала кратко опишу все содержание маршрута, которым еще никто ни разу не путешествовал. Итак, старт в Петербурге. На электричке доезжаем до Выборга. Из Выборга на дизеле едем до станции Ояярви. Далее пешком до Ястребиного озера. Возвращение через Карелию: пешком от Ястребиного озера до поселка Хийтола. От Хийтола пассажирским поездом до Санкт-Петербурга, с прибытием на Ладожский вокзал. Все вместе получается: маршрут Спб, Финляндский вокзал-Выборг - Ояярви - Ястребиное - Хийтола - Спб, Ладожский вокзал.

Прибыв в Выборг, туристы отправились гулять. А я решил посидеть на вокзале, чтоб позавтракать в это время. Поднялся на второй этаж. И очень удивился экрану, на котором показывали всякие информационные видео про Выборг, про его историю. Экран был установлен так, что ни с одной точки вокзала его не было видно. Увидеть то, что показывают, можно было лишь от кофейного автомата. Причем только если стоять прямо у него, со скамеек уже увидеть было бы нельзя. Это пример того, как тратятся впустую деньги. Чиновники отчитались, что сделали, а как именно - уже не важно.

В Выборге мы садимся на дизель-поезд РА2, идущий в Хийтола в Карелию.

Из всех пригородных поездов этот - мой любимый! В нем ехать очень комфортно! Дорога наша была длительностью примерно два часа. После Каменногорска в поезде стало совершенно пусто, дальше кроме нас почти никто и не ехал. Первую половину пути я дремал, потому что там ездил часто, а после Каменногорска проснулся, чтоб смотреть в окно на дорогу, изучая новое.

Пейзаж за окном.

Вдоль дороги было очень много красивых озер с островками и скалами по берегам.

Так как по этой части дороги еду впервые, то уделяю внимания новым для меня станциям. Боровинка оказалась большой станцией с множеством путей и товарных вагонов. К одному товарному составу прицепился маневровый тепловоз.

Красный Сокол — тоже большая станция. Здание современное, некрасивое. А жизнь тут кипит.

А вот в Бородинском уже можно видеть старинный деревянный вокзал, построенный финнами. До этого такой мы видели на станции Гвардейское, но там я его не фотографировал, потому что он был у меня в предыдущих отчетах о путешествиях.

Начиная с Бородинского, старинные финские вокзалы встречаются довольно часто. Напомню читателям, что до 1940 года эта часть Карельского перешейка входила в состав Финляндии.

На станции Инкиля тоже старинный вокзал. И даже не перекрашен в уродливый серый цвет, как другие. В последнее время РЖД любит все делать серым. Но сюда они еще не дотянулись.

Остановка Хаколахти представляет собой заросшую кустами маленькую платформу. Дикие края.

На станции Ояярви вновь старинный деревянный вокзал. Вход заколочен.

Выходим из дизеля. На часах 14:00.

Возле станции можно увидеть развалины старинных финских построек. Это был какой-то каменный амбар.

Стены были сложены из необтесанных глыб гранита. В траве еще были видны остатки фундаментов и ступенек, но фотографировать сейчас сложно. Лучше это все исследовать весной, когда травы еще нет.

Идем по дороге. Она оказалась не какой-то тропкой, а вполне хорошей грунтовкой. Единственной сложностью были огромные лужи, которые иногда было нелегко обходить. Но все же каждую можно было преодолеть без резиновых сапог.

Во многих местах грунтовка шла вдоль вырубок, где растут небольшие березки, появившиеся на месте срубленного леса. Странно, что дорога эта отсутствует на картах. Видно лишь ее кусочек у Ояярви, а дальше она якобы заканчивается. На самом деле она идет непрерывно до самого Ястребиного озера, где соединяется с другой дорогой, которая ведет на Севастьяново. Дорога совершенно пустынная, нам не встречались ни люди, ни машины. Вероятно, ею пользуются только лесовозы, вывозящие срубленные деревья.

Часть пути шла через леса. Тут надо отметить, что, поскольку людей здесь не встречается, вдоль дороги росло сумасшедшее количество грибов всех видов. Мне приходилось постоянно покрикивать на спутников, чтоб не давать им увлекаться сбором грибов, так как время от времени кто-нибудь отставал и пропадал. Виды огромных грибных урожаев опьяняли им разум.

Пересекаем речку.

Мост сделан добротный, значит, дорогой иногда все же пользуются. Наверно, когда занимаются лесозаготовками. Больше тут ездить некому - населенных пунктов нет.

В середине маршрута приходим на озеро Благодатное. И делаем там привал. Весь путь от Ояярви до Ястребиного должен занять 12 км. До озера и после озера примерно одинаковое расстояние.

Озеро симпатичное. Есть скалы на берегу, есть красивые береговые выступы.

Место для привала. Кто-то иногда сюда приезжает. Но нечасто. Места тут явно не очень туристические, и это здорово! Вокруг полная тишина, на всем маршруте ни души, можно полноценно отдохнуть от цивилизации... Этим наша тропа - мы назвали ее "тропой грибников" - отличается от Тропы Хо Ши Мина, где люди снуют туда-сюда постоянно, причем даже зимой.

У озера есть как высокие скалистые берега, так и низкие травянистые.

Кто-то обустроил себе место для сидения. Явно здесь рыбачат.

Карельская природа.

На скалистом берегу мы и сделали привал.

Сосны, скалы, грибы, озера... Хорошо здесь...

Идем дальше. Проходим еще час. Перед нами появляется река Бегуновка, она же Ильменйоки.

Это место я уже знаю. В 2011 году я с друзьями впервые приехал на скалы Ястребиного озера, и машину мы остановили как раз недалеко отсюда. Тогда было принято ехать долгой лесной дорогой через Севастьяново и Степанянское. Сейчас на озеро все приезжают с севера, через Куликово, там дорога намного лучше, поэтому это выходит быстрее, но в 2011 году дорога была везде одинаково плохой.

Здесь очень часто бывают рыбаки. Река, судя по всему, богата рыбой. Обычно ловят с этого моста, откуда я делаю фотографии.

Отсюда до озера километра полтора. Сначала идем через залитые солнцем поляны.

Вход в природный заказник отмечен информационным щитом.

Дальше наша дорога соединяется с последним отрезком Тропы Хо Ши Мина, и мы выходим на Ястребиное озеро. Нам открывается вид на скальный массив, в центре которого возвышается гора Парнас.

Высота горы около 50 м. Мы пойдем туда, на ее вершину.

Вода в озере чистая и прозрачная.

Солнце над озером. Вечер, солнце идет уже вниз. Мы пришли на озеро примерно в 17:30. Я до этого ни разу не видел закат на озере, потому что летом день длинный и к моменту ухода с озера солнце еще высоко. А в единственный поход зимой было пасмурно. В этот раз мы впервые увидим скалы под светом вечернего солнца.

У этого дерева есть место для купания, где мы регулярно окунаемся уже лет пять. У берега сразу глубоко, поэтому здесь хорошо купаться даже осенью - можно быстро окунуться, а потом выйти.

На момент нашего похода была середина сентября. На севере Карельского перешейка это уже разгар осени, тут прохладно. Поэтому купались мы быстро. А на юге области вода еще вполне теплая

Искупались многие из нас - залитая солнцем вода очень манила. Кроме того, купание снимало усталость в мышцах.

Поднимаемся на вершину горы Парнас.

Нашему взору открываются красивейшие виды с высоты.

Мы на вершине горы. Дальше просто 14 фотографий, сделанных на вершине. Оцените красоту этого места!

 
 
 

На вершине наша группа провела около часа. Пока все отдыхали, я и два самых активных туриста - Саша и Максим - спустились вниз, в укромный красивый уголок.

Здесь есть небольшое тихое местечко, спрятанное в скалах. Сюда спускаются очень немногие. Поэтому тут спокойно и уютно. Да еще и ветер не дует, и солнце прогревает эту часть скалы хорошо.

Спуск вниз не для всех. Он требует внимательности. Скалолазные навыки здесь не нужны - его вполне можно осилить и неопытному человеку. Но надо прикладывать усилия, держась за деревья и камни. Особой опасности нет, но нагрузить мышцы придется. Зимой, скорее всего, здесь спуститься и подняться будет сложно. Сейчас камни не скользят, лезть можно.

Хорошо, что мы идем без рюкзаков. С тяжелым грузом спуск был бы намного сложнее.

Вид снизу на скалу. Четыре фото.

 
 
 

Прилег на плоский камень, чтоб погреться в лучах заходящего солнца. И полюбоваться облаками, что проносятся над скалами

Солнце заходит за деревья. Здесь сейчас уже закат. Но, когда мы вернемся на вершину горы, мы увидим его снова.

Лезем обратно. Вверх всегда проще, чем вниз, потому что видишь, куда ставить ноги.

На фото выглядит страшновато, но в реальности все не так сложно, как кажется. Однако были бы лед и снег - и было бы тут опасно.

Наверху солнце еще было, но уже лучи его были красноватыми, как всегда бывает у низкого солнца, проходящего через низкие слои атмосферы.

Фото автора на вершине в лучах заката.

Небольшое чаепитие перед уходом. Момент захода солнца, которое освещает гору ласковыми красноватыми лучами, - просто прекрасен! Я рад, что удалось увидеть Ястребиное озеро на закате! Это совсем другие впечатления!

Вечерние лучи особенно красивы осенью. Они дают какие-то мягкие оттенки, более теплые и красивые. Насладившись вечерним солнцем сполна, сидя на скале до последних его минут, мы собрались в дальнейший путь.

Нам предстояло пройти еще 12 км. Половину пути до Куликова, еще половину до Хийтола. И уже без привалов. Первую часть надо было пройти побыстрее, пока еще не стемнело, потому что на этом участке много было грязноватых участков и луж. На заднем плане видно озеро Таусъярви, мы были на нем два года назад после Ястребиного озера, о чем я писал в своем блоге.

Последние лучи уже зашедшего за горизонт солнца. Мы уже идем по широкой дороге куликовского карьера. До Куликова остается 2 км, а дальше будет шоссе.

По пути к Хийтола произошел интересный случай. Двое из наших туристов стали жаловаться, что им очень тяжело идти. До поезда оставалось два часа, но и идти надо было 5 км. Мы не знали, что был дизель из Кузнечного в Хиитола, а то отправили бы их на станцию, поэтому шли по шоссе, надеясь поймать для них попутку. Уставшая туристка Мария стала голосовать на дороге, и одна машина остановилась. Это оказались пограничники. Они вышли, чтоб спросить, куда мы направляемся. Я рассказал о нашем маршруте, а потом попросил их подвезти наших ребят. Они оказались очень отзывчивыми и радушными людьми и подбросили наших ребят до станции. А остальные прошли остаток пути пешком.

На станции Хийтола мы увидели тот самый дизель РА2, что ходит сюда из Выборга. Здесь он остался ночевать. На платформе я снова встретил пограничников, которые показали, куда прибудет наш пассажирский поезд и где будет наш пятый вагон. Приятно знать, что там служат хорошие и приветливые люди.

В 22:00 прибыл наш поезд, в 22:15 отправился в Петербург.

Наш плацкартный вагон. Ехать нам почти четыре часа, можно полежать и отдохнуть.

Половина вагона пустая, но в Выборге немного добавилось пассажиров. А в Петербурге выстроилась огромная очередь, и все места были забиты - народ на этом поезде активно ездит в Москву.

Ну а мы около 01:40 вышли на Ладожском вокзале. Транспорта в это время уже нет, поэтому берем такси до дома. Группируемся по районам города, чтоб дешевле вызывать такси, - на троих-четверых выходит совсем недорого

По пути домой видим разведенные мосты через Неву.

Карта похода. Станция Ояярви обозначена кружочком. До этого линия - путь по железной дороге. Маленький отросток в начале пути - это стоянка на озере Благодатном. Синий кружочек в конце - посадка в поезд в Хийтола.

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
11 сен
Дмитрий Бородин
Дмитрий Бородин
Прозрачное родниковое озеро возле Хвойного и радоновое озеро в Лопухинке
Мнение
9 сен
Дмитрий Бородин
Дмитрий Бородин
Заброшенная ракетная часть за Лопухинкой и мертвый военный городок Хвойное
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Новое в блогах

Рубрики по теме

Туризм

Фото

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности