Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Карелия
  1. post
  2. Республика Карелия

Эпидемия холеры в XIX веке в России на примере одной карельской деревни

Сегодня расскажу как пережили пандемию холеры в XIX веке мои предки, жители небольшой деревни на берегу Онежского озера.

Пандемия холеры началась в Индии в 1863 году. В 1865 году холера была завезена в Одессу, а оттуда постепенно стала распространяться на восток. В Европе холера прекратилась в 1870, а в России с ее огромными расстояниями продолжалась до 1875 года.

Деревня Горка

Деревня Горка

Жарким летом 1872 года холера добралась до деревни Горка, находящейся на берегу Онежского озера, в 20 километрах от нынешнего города Кондопога.

Все события того года можно проследить по метрическим книгам, которые вел местный священник Антоний Гаврилов. Заболевать люди начали в июле. В этом месяце умерло 3 человека, в августе – 17 человек, в сентябре – 7 человек, в октябре 1 человек. С наступлением холодов заболевания прекратились.

Количество умерших может сегодня и не производит большого впечатления, но речь идет о небольшой деревне, в которой проживало около 200 человек. Для каждой семьи смерть близкого человека – это большая потеря.

Деревня Горка

Деревня Горка

26 сентября 1872 года умерла крестьянская вдова Наталья Ивановна, моя родственница, от кровавого поноса (так записано в метрической книге).

Священник, делающий записи в метрической книге, был не особо грамотным человеком, такого слова - «холера», наверное, просто не знал, поэтому писал как есть.

Сын Матфея Иван в 1841 году женился на Наталье Ивановой (дочери Ивана), а 27 марта 1842 года у них появляется первый ребенок, дочь Матрена. На крестинах "восприемницей была той деревни крестьянская дочь Марфа Матфеева". Ребенок в возрасте 3 месяцев умер от родимицы. Так в метрической книге записал священник. Всего у Ивана и Натальи было 7 детей.

Никакой медицинской помощи крестьяне не получали. Ближайшая больница, на 20 коек, была в Петрозаводске, но туда никто даже не пытался обратиться.

В деревне были женщины травницы, которые хорошо знали лекарственные свойства местных трав и умели их применять. Эти женщины и помогали, чем могли, своим односельчанам. Сколько при этом они реально спасли людей, остается неизвестным.

Больше в деревню холера не возвращалась. Свою роль сыграло бездорожье и уединенный образ жизни в глухих карельских лесах. Мало кто мог в такие места добраться и соответственно занести болезнь. Действовал естественный карантин, которого сегодня так не хватает всем нам.

Оригинал

 

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово