Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Получать помощь от организаций можно, оказывать нельзя». ЛГБТ теперь — экстремизм. Что изменится?

«Получать помощь от организаций можно, оказывать нельзя». ЛГБТ теперь — экстремизм. Что изменится?

Иллюстрация «7х7»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

30 ноября Верховный суд России признал “Международное движение ЛГБТ” «экстремистской организацией», назначив ей статус общественной организации. По мнению Минюста, ЛГБТ-движение возбуждает социальную и религиозную рознь. При этом никакой организации «ЛГБТ» не существует, поэтому неясно, что конкретно попадет под запрет. Решение еще не вступило в законную силу.

В конце 2022 года в России уже приняли закон о запрете пропаганды ЛГБТ среди взрослых, но, в отличие от него, за участие в экстремистской организации предусмотрена уголовная ответственность. К тому же участником экстремистской организации могут признать абсолютно любого участника этого объединения. «7х7» поговорил с юристом ЛГБТК+ группы “Выход” Ксенией Михайловой и медиаюристкой Светланой Кузевановой о новых рисках для квир-персон, бизнеса, медиа и НКО, остающихся в России.

Жизнь квир-персон в России станет еще сложнее 

 

Решение суда повлияет на людей, но не из-за их сексуальной ориентации или гендерной идентичности, а от их внешней социальной активности, считает юрист «Выхода» Ксения Михайлова. Сексуальная идентичность человека не будет основанием для его преследования — говорить об этом не запрещено. При этом новое клеймо усложнит жизнь квир-персон в России, в том числе запустит череду увольнений.

— После введения закона о пропаганде был всплеск случаев отказа в оказании любых видов помощи квир-людям, в том числе медицинской. Не очень грамотные с точки зрения знания закона люди расценивают само существование квир-людей пропагандой и не хотят участвовать в ней. Даже в случае признания ЛГБТ экстремистским, прием на работу квир-людей, оказание им медицинской помощи никак не будет относится к экстремистской деятельности, но что об этом будут думать люди, мы не знаем, — говорит Михайлова.

Она считает, что участятся доносы и увольнения, а также общество будет сильнее преследовать квир-персон в частном порядке.

Любое движение могут признать экстремистским

 

Экстремистской организацией может быть признано общественное движение, но только если оно как-то оформлено. По словам медиаюристки Светланы Кузевановой, оно может даже не иметь юрлица, но у него должны быть программные, уставные документы, по которым ясен смысл созданного сообщества и то, как оно функционирует. Общественное движение ЛГБТ же никак не оформлено.

Случаи, когда экстремистскими признавались несуществующие организации, в России уже были. Например, неформальное общественное движение АУЕ* (арестантское уголовное единство).

— После признания АУЕ экстремистской люди, которые имели какое-то отношение к этой культуре, получали дополнительное наказание не за то, что они совершили, а дополнительно за демонстрацию, например, своих татуировок, сделанных условно 10 лет назад, — говорит Ксения Михайлова.

Например, в Норильске как минимум четырех заключенных оштрафовали на 1,5 тыс. руб. за татуировки в виде восьмиконечных звезд. Суд счел, что это была демонстрация запрещенной символики, ведь татуировки видели сокамерники мужчин. А иногда за якобы участие в АУЕ можно получить дополнительный срок. Так, в Новосибирской области 27-летний заключенный, уже отбывавший наказание за кражу и разбой, получил еще 4,5 года колонии строгого режима по статье 282.2 УК РФ ("Участие в деятельности экстремистской организации").

Радужный флаг будет под запретом

 

У ЛГБТ, как у социальной группы, есть много разных символов, например, радужные флаги во многих вариациях. Хотя юристка Светлана Кузеванова и поясняет, что официально закрепленной символики у ЛГБТ-движения нет. Что из этого Минюст сочтет необходимым внести в реестр, неизвестно.

Примерно то же произошло со знаком «Умного голосования» — он не был зафиксирован в документах движения «Штабы Навального»*. За его использование активистку Дарью Серенко арестовали на 15 суток в 2022 году.

Согласно законодательству, демонстрация символики экстремистской организации запрещена, за это предусмотрен административный штраф или арест, а при повторном нарушении — уголовная ответственность.

НКО-иноагенты — в наибольшей опасности 

 

По мнению Михайловой, НКО, помогающие квир-людям, могут быть незаконно признаны подразделениями несуществующего объединения.

— Сами российские НКО не делают ничего, что бы попадало под экстремизм, они не разжигают социальную рознь, не говорят о превосходстве одной группы над другой, единственная форма их участия в экстремистской деятельности — это если их признают структурным подразделением несуществующего движения, которое, по мнению Минюста, осуществляет экстремистскую деятельность, — говорит юрист.

Прежде всего в зоне риска организации и объединения, их активисты и руководители, включенные в реестр иностранных агентов.

— Полагаю, это будет основанием, что эти организации — структурные подразделения несуществующего объединения. Являются ли они таковыми или нет, они узнают только от Следственного комитета. Публичные персоны и волонтеры организаций, руководители, сотрудники, работающие официально, все эти люди в зоне риска, даже, условно, бухгалтер, — говорит Михайлова.

Теперь донаты, репосты, использование символики и сотрудничество с ЛГБТ-организациями будут расценены как участие в экстремистской деятельности.

При этом те, кто обращается в квир-организации, — вне риска. То есть «получать помощь от организаций можно, оказывать нельзя».

Цензуры и самоцензуры будет больше

 

Культура. По мнению Михайловой, литературу, музыку и киноиндустрию фактически не затронет новое решение. Художественные произведения останутся под уже действующими в России запретами о пропаганде.

Аналогичного мнения придерживается и медиаюристка Светлана Кузеванова:

— Бизнес и так подвержен высокому риску из-за запрета на пропаганду. Онлайн-кинотеатры неоднократно штрафовали на миллионы. Я не думаю, что это решение усугубит эту ситуацию. Единственное, что заставят еще больше вычищать контент и включать самоцензуру.

Медиа. Чтобы избежать штрафов, СМИ, освещающим проблемы ЛГБТ и работу соответствующих НКО, нужно соблюдать технику безопасности, в частности при написании материалов о помогающих организациях, и указывать, что международное движение ЛГБТ признано экстремистским.

По мнению Кузевановой, медиа стоит быть и аккуратнее с формулировками.

— Не должно быть призывов к участию в деятельности экстремистской организации, а чуть позже, возможно, будет запрещена пропаганда или оправдание деятельности, поддержка экстремистской организации (законопроект об этом принят в первом чтении). Призывы, пропаганда и оправдание — на практике это все максимально широкие по содержанию понятия. По сути, любое одобрение или положительное высказывание о деятельности ЛГБТ-движения может быть расценено как противоправное. Еще стоит не забывать про запрет на распространение экстремистских материалов, - пояснила юристка.

Соцсети. Правоохранители нередко применяют практику «длящихся правонарушений», чаще всего в отношении символики. К примеру, пять лет назад человек разместил в социальных сетях какой-то символ, а сегодня его объявили запрещенным. Человек этого не знал, не удалил его и стал фигурантом дела об использовании символики экстремистской организации.

По словам Ксении Михайловой, поводом для «длящегося правонарушения» может стать и старый репост НКО, недавно признанный экстремистским.

Юрист также предполагает, что привлекать к ответственности теоретически могут не только участников квир-организации, но и тех, кто раньше участвовал в ней, — по статье об организации экстремистского сообщества.

* В материале упомянуты организации АУЕ, Штаб Навального, деятельность которых запрещена в РФ
Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВластьЛГБТСобытияСуд