Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Мурманская область

«Вернут ли 121-ю статью за мужеложство и сколько судеб она покалечила?»

Мурманский журналист выпустил книгу-исследование о том, как ЛГБТ-сообщество существовало в СССР

Мурманский журналист Александр Борисов опубликовал книгу «Правое ухо. Монологи людей, родившихся в СССР». В ней изучаются проблемы ЛГБТ-сообщества в историческом аспекте. Автор собрал истории жителей Кольского полуострова, Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска, столкнувшихся с гомофобией в СССР. «7x7» публикует монолог Александра Борисова, в котором он рассказывает, как работал над книгой, и приводит несколько цитат из его исследования.

 

«Реализм без приставки „трэш“»

В 2010 году вышла моя первая книга «Егоркина былина и др.», в которой были отражены внутренние переживания, пронизанные творчеством Егора Летова. Жанр этого произведению я охарактеризовал как трэш-реализм, потому что там не было ни единого слова неправды. Такой довлатовский подход: собрать истории знакомых и друзей и вписать их в единую канву. С тех пор миновало много времени, и периодически мне, конечно, задают вопрос: «Когда ждать следующую книгу?». Были новые рассказы, что-то писалось, чаще нет, потому что мне была необходима какая-то внутренняя драма, но ее особо не было. В какой-то мере это даже хорошо — что не писалось. Но теперь у меня есть ответ для моих читателей, который, как я и предполагал, вызовет не очень однозначную реакцию. «Фу, ты опять про ЛГБТ», написал в комментариях мне один очень хороший знакомый активист. Да! «Правое ухо. Монологи людей, родившихся в СССР» — это книга-интервью с людьми из ЛГБТ-сообщества. И это тот самый реализм, без приставки «трэш». Потому что, прочитав их истории, становится ясно, что слово «трэш» в данном контексте неуместно. Сюда больше подойдет слово «ужас».

В 2015 году мы с коллегой сняли документальную ленту «121. Возвращение?» о мурманской региональной инициативной группе «Максимум», которая до ярлыка «иностранный агент» функционировала как общественная организация. Фильм, понятное дело, не пустили на местный кинофестиваль, гордо именующийся международным, но это лишь в очередной раз подчеркнуло, что уровень гомофобии среди журналистов-коллег высок. В процессе работы над этой лентой у меня выстроились доверительные отношения с «Максимумом». Фильм заканчивается риторическими вопросами — вернут ли 121-ю статью за мужеложство и сколько покалеченных судеб она принесла? Спустя какое-то время я приступил к сбору интервью.

Кинуть клич в российской ЛГБТ-сети было не сложно, сложнее было получить хоть какую-то реакцию на это объявление. Когда я приступал к сбору интервью, то догадывался, что будет сложно, но не думал, что все так плохо. Конечно, живя в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге или Новосибирске, это сделать было бы проще. В городах-миллионниках, я думаю, найти героев было бы не так проблематично. Я же был ограничен скайпом. Часть людей, с которыми я предварительно списался, срывались — просто не выходили на связь. С кем-то, приступив к интервью, становилось понятно, что человек просто не подходит по теме.  Ну и не надо забывать про возраст. Те, кто родились в СССР, уже приближаются к четвертому десятку лет. А те, кто старше — кто меня интересовал гораздо сильней — уже разменяли пятый десяток, они не хотят говорить о своем прошлом. Вот не желают, и все тут. Табуированная тема, гомофобные настроения в обществе, все это связывает этих людей по рукам и ногам. Сюда же можно добавить недоверие к журналистам. Киселевщина, соловьевщина, как и вся федеральная пресса, превратила журналистику в такое днище, из которого нам еще вылезать и вылезать. Люди не доверяют СМИ и журналистам. И их можно понять. Поэтому приходилось лично общаться, чтобы люди открывались и понимали, что у меня нет желания навредить. Именно поэтому историй в книге совсем не много. Но почти каждая заставляет реагировать. «Плакала вчера и сегодня» — написала мне отзыв одна из читательниц. А значит — все не зря. В конце концов песня Yesterday The Beatles первоначально была выпущена в виде сингла и лишь потом вошла в альбом Help!. Но кто отменяет ее величие? Никто. Аналогия, возможно, неуместна, но речь идет о том, что и малыми средствами возможно достижение нужного эффекта. Возможно, провокационного, но зато честного. Честного перед самим самой и перед гражданским обществом России.

Истории местами страшные, местами невпечатляющие. Но в каждой раскрывается тотальная гомофобия постсоветского российского общества. Беседуя с героями, я следовал лишь одной заповеди: «Права человека — это самое важное». Жаль, что мне не удалось поговорить с лесбиянками, в книге представлены истории геев и трансгендера, который сейчас уже находится на стадии перехода. Но так уж вышло: не нашлись женщины, родившиеся в СССР, которые захотели бы рассказать мне свои историю жизни. Возможно, к данной теме я еще вернусь, но пока надо перевести дух.

 

 

 
 
 

 

«Мы подозревали, что все мы в картотеках»

«Естественно, кому надо, те знали о нашем существовании, и я не исключаю, что существовала некая картотека. Как везде в совковом режиме, предполагалось, раз они есть, значит, надо их каким-то образом в картотеку загнать, но никаких последствий это за собой не влекло. Может быть, влекло в тех случаях, когда человека рассматривали как кандидата на какую-нибудь ответственную должность. Мы подозревали, что все мы в картотеках, поэтому многие просто по жизни сознательно не рыпались, не старались себе карьеру сделать. Подспудно было такое подозрение, что если начнешь резко делать карьеру, то тебя в какой-то момент подрежут именно за гомосексуализм. Такая мысль присутствовала».

***

«Я знаю, некоторые люди меня не одобряют за то, что я не считаю нашего вождя кровавым тираном. Но я всегда подчеркиваю, что в нынешней нашей обстановке он мог бы спокойно и статью установить, никто бы и слова не сказал».

***

«Однажды все-таки мой гей-радар сработал, и я вычислил как минимум би (потом жизнь показала, что он и есть бисексуал), и я ему открылся — именно для того, чтоб получить общение какое-то, чтоб не быть одному. В итоге он воспользовался ситуацией и рассказал все нашим общим знакомым — школьным и дворовым друзьям. В итоге мне пришлось сменить место учебы в 11-м классе перед последней четвертью, когда уже выпускные экзамены. Я был вынужден полностью менять круг общения, так как там началась травля.

***

«В Барнауле есть пляж, куда мы пришли с друзьями. Причем они такие качки, в армии служили, чуть ли не в спецназе. И я не знаю, почему, но двое парней подошли ко мне и стали унижать, говорить: „Да ты пи***с, и я знаю, что ты хочешь отсосать у меня, давай, отсоси, и мы от тебя отстанем“. Начали швырять в меня бутылки, пинать. А мои друзья сделали вид, что как будто не со мной пришли».

***

«…И начался следующий круг ада: меня уже стали бить, ******* [били] так не по-детски, то есть уже не просто оплеуху дадут или пинка — уже затаскивали после школы на трубы… Тушили об меня бычки, плевали и били, и был момент, когда даже ссали на меня. Школа была неблагополучная, возле нее очень часто стояли ментовские бобики, постоянно к школьникам из детской комнаты милиции приезжали. На этажах сидели люди, которые давно уже окончили школу, курили, играли на гитаре. Это был полный трэш».

Последние новости

Комментарии (8)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Жора
15 мар 2018 15:48

Очень хотелось бы верить, что вернут!

Старенький
15 мар 2018 17:41

И карательную психиатрию, надеемся, тоже вернут.

Критик
15 мар 2018 21:01

Ворованных денег они людям точно не вернут - им самим на жИЗнь не хватает...
А статьи им не жалко - это всегда пожалуйста! Вам кАк-кУю? Здесь для них просто не паханная целина! Можно написать статью в какой шляпе нельзя переходить улицу. Или, например, обложить налогом дождь, воздух и северное сияние. Ведь существует же как-то налог на капремонт? Расслабьтесь и мечтайте.., после выборов в такой стране сбИваются все мечты! :-))

Старенький
15 мар 2018 21:24

Судя по отрывкам из "книги" большую часть материала автор, который "Боб", выдумывал либо сам, либо с соавторами. Остальной "материал", основном - невнятные жалобы школьников, которых в школе обижали. И вопрос - а автор точно журналист? И если журналист, то какого СМИ? По моему, просто какой то очередной хайполов, который писать не умеет, но очень хочет

Ещё один критик
15 мар 2018 22:18

Автор, что значит "жаль, не удалось поговорить с лесбиянками"?! "Не нашлось ни одной женщины..." и все такое?! Вы вообще суть 121 статьи знаете? Статья была за мужеложество.За анальный секс двух мужчин. И ни одной лесбиянки автор не нашёл только потому, что никто и никуда их не сажал, и уж тем более, не преследовал. Отличное знание материала, можете смело подаваться на какую нибудь журналисткую премию! Позор

Дежавю
16 мар 2018 12:59

У некоторых поддающихся дрессировке индивидиумов взгляд на жизнь ограничивается своей миской. Зачем им мозгами шевелить? Главная их задача вилять хвостом! Они гавкают на всех кто критикует их хозяев, а их хозяева это и есть власть! Поэтому не надо удивляться такого рода комментариям. Они хотят, чтобы все стали такими же как они и если кто-то не похож на них, родился другим и думает иначе, они могут его загрызть. Поэтому в том обществе, где власть подкармливает такого рода существ, жизнь становится собачьей. Увы, это не зависит от формы собственности и политических взглядов, а только от размера серого вещества.

нет
29 мар 2018 15:35

Что бы не говорили в свою защиту сторонники пед..растии, создатель определил ональное отверстие для изпражнения, а не для того чтобы туда что-то засовывать.

РЭМ
31 мар 2018 22:36

Наводит на мысль. Не зря партия ЕР отменила ст.121, видно испытывает симпатию к собратьям?