Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Природа, монголы, немцы, пятая колонна»: на конференции КГИ обсудили проблемы российского самоуправления

«Природа, монголы, немцы, пятая колонна»: на конференции КГИ обсудили проблемы российского самоуправления

«Проблема российской гражданской культуры — это проблема с самоорганизацией. Мы не любим заниматься инициативами и проектами, не очень понимаем, как работает горизонталь, как надо договариваться»

Владимир Прокушев, фото автора
Гюнтер Дилль
Фото Владимира Прокушева

В Москве 30 октября эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) и Германского фонда международного правового сотрудничества обсудили развитие территорий с помощью культурных проектов. На конференции «Эффективные модели разграничения компетенции государства и муниципалитетов на примере реализации культурной политики: российский и германский опыт» побывал корреспондент «7x7».

 

«Природные условия, монголы, немцы, пятая колонна»

По словам модератора встречи, руководителя проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» Андрея Максимова, при разработке российского закона о самоуправлении в значительной мере учитывался опыт Германии — и поэтому этот опыт интересен для экспертного изучения. Некоторые области Германии в настоящее время переживают такие же процессы, как и российские регионы. Для обсуждения, уточнил Максимов, выбрали необычный ракурс: работа местного самоуправления в сфере культуры.

— В практической жизни разобраться, чем занимается [в сфере культуры] каждый из уровней российской власти, непросто, начиная с властей поселения и заканчивая уровнем федерации, — сказал Максимов и добавил, что несмотря на неопределенность правового регулирования, некоторые культурные проекты становятся достаточно масштабными. Один из таких примеров — Российско-Германский год регионально-муниципальных партнерств, стартовавший в июле 2017 года. Оператором проекта стал Союз российских городов. Его глава Александра Игнатьева рассказала, что на 1 марта 2017 года 219 российских муниципалитетов имеют договоры о сотрудничестве с зарубежными городами. Всего на ближайшие несколько месяцев между российскими и германскими городами запланированы 200 мероприятий, а также большая итоговая конференция.

Про германский опыт рассказали бургомистр [мэр] города Бад-Фильбель Томас Штёр и доктор политических наук, консультант по вопросам муниципальной политики и права Гюнтер Дилль. По словам Дилля, задача распределения полномочий между муниципалитетами и другими органами власти — сложный процесс и в Германии. Муниципалитеты в Германии выработали несколько моделей культурной работы, уточнил он, так как работа в области культуры гораздо масштабнее, чем функционирование библиотек или музеев. Также особенность работы на муниципальном уровне — в необходимости четко заявлять о намерениях так, чтобы граждане их понимали.

В России же успешному развитию местного самоуправления и самоорганизации мешают традиции, считает декан юридического факультета Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Сергей Ципляев:

— Мы постоянно говорим, что в стране есть все, полезные ископаемые, образованные люди. Обычно дальше начинается поиск проблем: природные условия, монголы, англичане, немцы, американцы, евреи, пятая колонна и так далее. Постоянно находится объяснение, почему проблемы остаются одни и те же. На самом деле проблема российской гражданской культуры — это проблема с самоорганизацией. Мы не любим заниматься инициативами и проектами, не очень понимаем, как работает горизонталь, как надо договариваться, как строить определенные правила игры и затем их придерживаться, при этом не доверять все кому-то одному. Россияне на интуитивном уровне централизованное предпочитают разнообразному децентрализованному — и этим очень сильно грешит в том числе федеральный центр и федеральное экспертное сообщество. Каждый раз, когда возникает проблема в местном самоуправлении, есть желание на федеральном уровне в федеральном законе тут же все отрегулировать правильным образом. Строительство вертикали и недоверие к горизонтали. Мы понимаем, что это проблема — вертикаль как антитеза федерализму, местному самоуправлению и любому разделению власти.

Он отметил, что эта социальная технология касается не только политики, такая же ситуация сложилась и «в самом рафинированном, просвещенном классе интеллигенции» — «несменяемый гуру, который никуда не должен уходить». В качестве примера он привел съезд театральных деятелей России, который избрал актера Александра Калягина в качестве председателя на пятый пятилетний срок. Идея сменяемости власти, по мнению Ципляева, входит в противоречие с российской культурой.

Закон, считает эксперт, «существует фрагментарно: все хотят понимать, что сказал начальник, и делать только так». Такой подход, по его оценке, не позволяет строить нормальный федерализм и развивать местное самоуправление:

— Мы только что видели, как перед президентом складывают полномочия губернаторы, кое-кто добровольно, кое-кто в связи с утратой доверия, а потом назначают исполняющих обязанности, и это воспринимается совершено естественно. Дело в том, что в Конституции записано, что государственную власть субъекта осуществляют образованные ими государственные органы, и вся Конституция построена на том, что это два самостоятельных уровня государственной власти и один не может вмешиваться в кадровые вопросы другого. Но мы к этому привыкли и, если посмотреть, постоянно по любому вопросу от граждан пишем письма президенту. Если у нас прохудился подъезд или крыша, если у нас проблема с соседями, не того директора театра назначили — все каждый раз пишут президенту, требуя, чтобы он был абсолютным диктатором, а не политическим лидером.

Ключевые проблемы российского самоуправления, резюмировал Ципляев, — это «практически полное отсутствие финансов, низкий уровень общественной активности, сопротивление бюрократии и распределение налогов».

Тезис о нехватке денег на муниципальную культуру подтвердила и бывший министр культуры Ульяновской области, директор фонда «Ульяновск — культурная столица» Татьяна Ившина. В области чиновниками не решался вопрос о финансировании культуры в муниципалитетах, сейчас проблема частично устранена с помощью грантов и субсидий. Фонд, который возглавляет Ившина, стал грантооператором.

 

Немецкий опыт

Немецкая модель финансирования культуры на муниципальном уровне, по словам бургомистра города Бад-Фильбель Томаса Штёра, отличается от российской, но муниципалитеты тоже сталкиваются с нехваткой денег. В 2004 году была реорганизована поддержка культурных проектов и создано два агентства.

 

Томас Штёр

 

Первое — «Культурный регион», в задачу которого входит объединение интересов для привлечения инвестиций в культурные проекты. Деньги выделяются из трех источников: 10 центов от каждого жителя в год выделяет муниципалитет, деньги также приходят от федеральной земли [следующий уровень самоуправления после муниципалитета] и через грантовые программы.

Второе агентство, «Фонд культуры», занимается культурными проектами национального и международного значения. Он финансирует только конкретные проекты, ограниченные тремя годами. У него возможности финансирования больше: по 2 евро на каждого жителя города, федеральная земля удваивает эту сумму.


Обо всех мероприятиях Комитета гражданских инициатив можно прочитать на его официальном сайте.

Материалы по теме
Мнение
29 октября 2023
Леонид Зильберг
Леонид Зильберг
Государство палестинских арабов, почему его нет, кто виноват и что делать?
Мнение
19 декабря 2023
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Чем больше власти — тем больше наглеют!
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КультураПолитикаЭкономика