Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Рабочая группа СПЧ обсудила концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов

Рабочая группа СПЧ обсудила концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов

Андрей Бабушкин
Андрей Бабушкин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Проект принят за основу. Москва, 31 июля 2020 года, в режиме ВКС.

Рекомендации круглого стола «Реализация Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов России».

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 

(Далее – Концепция) была утверждена распоряжением Правительства от 4 февраля 2009 года №132-р и предполагает ее реализации в 3 этапа.

Распоряжением от 25 августа 2016 года №1792-р. Утвержден план реализации третьего этапа Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он включает комплекс мер, направленных на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов, их образа жизни, модернизацию хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах их традиционного проживания.

25 сентября 2015 государства - члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 Целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Отрыв коренных малочисленных народов от своей земли и ее природных ресурсов не позволяет обеспечить устойчивое развитие этих народов.  

В концепции было выделено 7 задач. В качестве первой задачи было выделено сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

Данные задачи в основном не выполнены. Напротив, в ряде регионов страны идет свертывание программ, направленных на поддержку традиционной хозяйственной деятельности, создаются дополнительные. Все больший крен делается на мероприятия в сфере культуры. В качестве основных причин такого положения дел участники круглого стола считают: образование территорий традиционного природопользования и поддержка хозяйственной деятельности зачастую подменяется мероприятиями, направленными на этнокультурное развитие.

"Устойчивое развитие подменено устойчивыми ограничениями"

За последние 10 лет в большинстве регионов свернулись мероприятия, направленные на обеспечение традиционного природопользования, произошло ухудшение законодательства.

Так, в ХМАО специализированный орган ликвидирован, а его полномочия распределены между департаментами и муниципалитетами 

Из 47 народов, включенных в Реестр коренных народов, свои ТТП имеют только 40 народов. При этом органы исполнительной власти в местах проживания абазинов и ижорцев внесли соответствующие. Отсутствие у представителей КМНС приоритета при осуществлении охоты, рыболовства, оленеводства, собирательства перед иными лицами.  

В ХМАО сформировано 425 ТТП, что составляет 25% от земель лесного фонда. Но на данных территориях КМНС не имеют никакого приоритета перед охотниками и рыболовами, не отнесенными к числу КМН.

Федеральные Законы содержат не менее 50 полномочий, отнесенных к проблемам устойчивого развития коренных малочисленных народов (КМН).

Однако анализ положений о структурных подразделениях органов власти субъектов РФ, отвечающих за поддержку КМН, показывает, что большая часть полномочий, находящихся в ведении субъектов РФ, в их положениях отсутствуют. Наиболее полным является положение о таких полномочиях у соответствующего Управления Администрации ЯНАО.

Путаница, когда федеральные ведомства зачастую ошибочно ставят знак равенства между КМН и национальными меньшинствами. Однако КМН, как правило, имеют потребности и нужды, отличные от нужд национальных меньшинств. Так, национальные меньшинства, как правило, обладают своим национально-государственным образованием, которое может оказывать им поддержку. Между тем, из 38 КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока, только 6 смогли сохранить свои национально-государственные образования.

При этом в Конституции РФ права национальных меньшинств регулирует ст. ст. 71 и 72, а права коренных малочисленных народов – ст. 69 Конституции.

Важным фактором является то, что представители КМНС не принимали участие в подведении итогов первого и второго этапов реализации Концепции. 

Сложившаяся система самоидентификации представителей КМНС не позволяет представителям этих народов доказать свою национальность, а также свое участие в традиционном природопользовании.

Государство устойчиво снижает размер субсидий, так, если 2009–2010 гг. в 28 субъектов размер субсидий составлял 600 миллионов руб., то в 2011 году он снизился до 240 млн руб., в 2015 - до 205 млн руб., в 2017 году – до 138 млн руб., в 2018 году – до 117 млн руб.

В некоторых  регионах устойчивое развитие фактически подменено устойчивыми ограничениями.

Вместе с тем и обнадеживающие тенденции. Так, в ФАДН сотрудников создан специализированный отдел подразделения по проблематике КМНС. Ведется переписка с Минсельхозом, Росрыболовством, Минприродой по вопросам защиты прав КМНС.

Рекомендации круглого стола

Получено поручение Правительства о внесении изменений в Концепцию. По итогам обсуждения рекомендуется:

1. Правительству России:

  • Увеличить размер ежегодных субсидий для КМНС не менее чем до 1 млрд руб.;
  • Произвести расширение перечня коренных малочисленных народов России;
  • Внести изменения в нормативные-правовые документы, касающиеся добычи представителями КМН водно-биологических ресурсов, предусмотрев право на такую добычу вне мест традиционного проживания.
  • Образовать ТТП федерального значения

2. Минобрнауки: Увеличить количество бюджетных мест в Институте им Герцена для подготовки специалистов по изучению родных языков не менее, чем на 100 единиц.  

3. ФАДН России:

- Провести анализ и актуализацию Концепции устойчивого развития:

  • выделить в отдельный раздел нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития;
  • распространить Концепцию на коренные малочисленные народы России, проживающими вне Севера, Сибири и Дальнего Востока;
  • включить мероприятия, включенные в Концепцию в 2009–2012 гг., но своевременно не выполненные;
  • критерии устойчивого развития, как достижение разумного баланса между сохранением и повышением эффективности традиционного природопользования, современных видов хозяйственной деятельности, культурного и языкового развития, включая увеличение численности народа, повышения удельного веса лиц, владеющих родным языком.           

- Разработать Модельное положение о структурном подразделении органа исполнительной власти по проблемам КМН.

- Разработать Модельное положение о специалистах органов местного самоуправления по КМН.

- Повысить статус структурного подразделения в составе ФАДН, которое занимается коренными малочисленными народами.

- Ежегодно подводить итоги реализации Концепции с участием представителей коренных малочисленных народов.

4. Органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть:

  • наличие структурного подразделения, отвечающего за защиту прав и законных интересов КМН;
  • наличие в положениях о полномочиях органам исполнительной власти, отвечающих за КМНС, всего перечня актуальных полномочий, отнесенных к полномочиям субъектов РФ в данной части;
  • обеспечить, чтобы вопросами КМНС занимались профильные специалисты в сфере традиционного природопользования.

5. Верховному Суду РФ: принять обзор судебной практики по вопросам защиты прав КМН в части обеспечения их права на устойчивое развитие.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
20 мая 2020
Наил Гыйлман
Наил Гыйлман
Ассимиляция коренных народов, упадок и запустение земель
Мнение
16 апреля 2020
Надежда Зиновьева
Надежда Зиновьева
Крафт как признак национальной идентичности
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Коренные народыПрава человека