Собирается ежемесячно 46 812 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Международный велоконгресс 2019. Впечатления и итоги

Международный велоконгресс 2019. Впечатления и итоги

Игорь Багин
Игорь Багин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

С 28 по 30 марта в Санкт-Петербурге прошел IV Международный велоконгресс, в котором мне посчастливилось принять участие. Теперь хочу поделиться своими впечатлениями о тенденциях создания велоинфраструктуры в городах России.

Нацстандарт, хранение велосипедов и ПДД

В России пока процесс создания элементов велоинфраструктуры идет туго. Виной этому, конечно, часто служит пока что недостаточно проработанная нормативная база. Это создает сложности, но не может служить оправданием к изменению существующих принципов развития городской транспортной системы. Поэтому даже очень крутой новый предварительный национальный стандарт по организации дорожного движения в части организации велодвижения, которую на велоконгрессе как раз презентовал Владимир Злоказов (архитектор-урбанист в проектном бюро LATOON, автор проекта «Живые улицы», Екатеринбург), не поможет городам, в которых по-прежнему приоритетом является пропускная способность дорог для машин. Таким пока является и Киров.

Поэтому, по-прежнему, считаю, что сейчас тема первостепенной важности в создании условий для продвижения велодвижения в городах — долговременное хранение велосипедов. На велоконгрессе в этом году про хранение был отдельный блок, и за это большая благодарность организаторам.

 

 

Да, в существующей жилой застройке жители сами должны решать эту проблему. Есть готовые инструменты, которые могут им в этом помочь. Но, например, университеты, колледжи и техникумы помогли бы городу сделать большой шаг в сторону устойчивой транспортной системы, предоставив при общежитиях помещения для хранения велосипедов. Застройщикам же необходимо дать отдельные рекомендации для нового строительства.

Как раз совсем недавно с Григорием Скарченко из Велотранспортного союза Иркутска подготовили дополнения в части хранения велосипедов в СП Градостроительство. Надеюсь, что однажды мы увидим наши рекомендации в Правилах. Можно попробовать уже сейчас учесть их в Региональных нормативах градостроительного проектирования.

На Велоконгрессе Григорий модерировал обсуждение действующих Правил дорожного движения, в котором мне довелось принять участие. Выяснилось, что существует много пробелов, которые, к сожалению, не позволяют защитить пользователей велосипедов в спорных ситуациях на дороге и четко прояснить ситуацию с пересечением перекрестков, движением по проезжей части, парковки велосипедов на тротуаре и т. д. Попытались сформулировать часть необходимых дополнений в ПДД. Кстати, новые правки в ПДД в части велосипедного движения внесли благодаря предложениям с предыдущих велоконгрессов.

 

Состав спикеров

В целом на прошедшем велоконгрессе, по ощущениям, состав спикеров по больше части был из России. И это был не слет городских активистов. Выступал главный архитектор Санкт-Петербурга, начальник Управления дорожной инфраструктуры и транспорта департамента строительства и транспорта Белгородской области, руководитель департамента научно-исследовательских работ Корпорации «Строй Инвест Проект», главный советник по науке ОАО «НИИАТ», он же заместитель Председателя Бюро Управляющего Комитета Общеевропейской Программы ЕЭК ООН — ВОЗ по транспорту, окружающей среде и охране здоровья, сотрудник Управления транспортного планирования АО «Институт «Стройпроект», директор по решениям в области общественного транспорта ООО «А+С, Транспроект», доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ), к.т.н., доцент кафедры «Техносферная безопасность» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), к.т.н., главный специалист Отдела перспективного развития СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга», депутат Обнинского городского Собрания, президент Обнинской торгово-промышленной палаты, координатор инициативы Green Mobility в МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и т. д. Это говорит о том, что велодвижение в России набирает обороты и выходит на высокий уровень. Позднее организаторы выложат в открытый доступ все презентации. Будет понятнее и нагляднее, кто с какой презентацией выступал.

 

Спрос и предложение

Возможность перемещаться на велосипеде по городу — не прихоти велосипедных фанатиков, а обыкновенная альтернатива другим видам транспорта при различных обстоятельствах. Выбор должен быть априори. Это я к тому, что часто речь на велоконгрессе шла о том, что сначала нужно показать спрос на велоинфраструктуру, а потом уже просить сделать город удобным для перемещения на велосипедах. К сожалению, в России все, от администраций до активистов, поддерживают такое положение дел. Одни требуют спрос, другие пытаются его обеспечить. Но это абсолютно неправильно с точки зрения транспортного планирования. Транспортным спросом нужно управлять, а не ориентироваться на него.

 
Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта ООО «А+С Транспроект», Санкт-Петербург, Россия

 

В итоге умный город должен сказать: «Что-то мало людей перемещается на велосипедах, такая ситуация не годится для решения наших транспортных и экологических проблем, проблем здравоохранения. Давайте это изменим». У многих активистов отлично получается ускорить смену взглядов и понимание администраций в необходимости преобразований транспортных систем в их городах. Этому способствуют и велопарады, и акция «На работу на велосипеде», конечно же, сам велоконгресс и другие мероприятия. Как сказал в своем выступлении Лев Владов, больше известный всем как «Челябинский урбанист»: «Нужно создавать вибрации». Да, требовать велоинфраструктуру необходимо, но больше опираясь не на существующий и потенциальный спрос, а на другие аргументы: безопасность, устойчивость транспортных систем и т. п.

 

Безопасность велодвижения

В этом плане круто, что Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта провел на велоконгрессе специализированную обучающую конференцию «Создание безопасных условий для развития немоторизованных видов передвижения как важное направление повышения устойчивости городских транспортных систем». Эксперты еще раз в своих выступлениях подтвердили, что создание условия для движения велосипедов на дороге повышает безопасность всех участников дорожного движения и увеличивает спрос на велоинфраструктуру. Фото и презентации с конференции уже доступны здесь — https://www.niiat.ru/news/999/

1 из 2
 
 
Некоторые слайды из презентаций на конференции

 

На конференции потрясный пример анализа ДТП привел Daniel Gorokhov, создатель проектов City's Backyard и SeizetheData, аналитик городских данных / проектировщик городской среды из Санкт-Петербурга. Тодд Литман из Канады по полочкам разложил, в чем же заключается новая парадигма безопасности дорожного движения и при чем здесь велоинфраструктура. Доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте Иркутского национального исследовательского технического университета рассказал, как обеспечить безопасность пользователей немоторизированного транспорта при совмещении движения с пользователями моторизированных транспортных средств.

Сергей Шелмаков, доцент, кандидат технических наук из МАДИ познакомил нас с простой, но понятной и рабочей методикой оценки качества велоинфраструктуры, суть которой заключается в том, что передвигаться на велосипеде в городе стимулирует не просто наличие каких бы то ни было велополос и велодорожек, а безопасная, защищенная, целостная, непротиворечивая, удобная, комфортная, привлекательная и адаптируемая инфраструктура. Под каждым словом подразумеваются несколько критериев оценки и их весомость.

Позже, в другой секции, это подтвердила Яна Янко, руководитель департамента научно-исследовательских работ Корпорации «Строй Инвест Проект» (Москва), представив в своей презентации о развитии велоинфраструктуры в рамках стратегических документов транспортного планирования группы факторов, влияющих на востребованность инфраструктуры для немоторизированного транспорта.

 

Идеи и предложения

 

 

Большой ажиотаж вызвало выступление главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева. Он представил пилотную концепцию велосипедных маршрутов в Василеостровском районе и показал, что за счет сужения избыточно широких полос проезжей части можно освободить 22 га территории, не сокращая количество полос — таким образом пропускная способность улиц не уменьшится. Освободившееся пространство используют для создания велополос, расширения тротуаров, озеленения и разметки парковочных мест.

Опыт внедрения велоинфраструктуры в Санкт-Петербурге показывает, что количество пользователей при наличии инфраструктуры увеличивается, но, к сожалению, не всегда есть возможность выделять полосы или велодорожки для велосипедного движения там, где нужно. Дарья Табачникова (заместитель директора по велоинфраструктуре «Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга») объяснила, что на них это накладывает определенные ограничения сама структура Правительстве города и компетенции, которыми наделены разные Управления.

Поэтому для Кирова я предложил бы рассмотреть возможность некоторых изменений в структуре администрации. В Управлении градостроительства и архитектуры необходимо выделить Отдел транспортного планирования, который готовил бы базу для городских изменений. Потому что сейчас органы, которые отвечают за содержание и управление дорожной инфраструктуры не могут смотреть шире и решать проблемы градоустройства в целом.

Из-за устаревших подходов к развитию транспортной инфраструктуры в целом мы уже на порядок отстаем от наших соседей в создании устойчивых транспортных систем. Это доказывает, например, минский опыт развития велодвижения с их программой «Добрая дорога», который в этом году на велоконгрессе представил городской планировщик, велоофицер г. Минска Павел Нищенко.

Впечатлила в этом плане и презентация велоактивиста из Казахстана Ануара Джусупова про масштабные изменения в Алматы. Ануар – основатель байкшеринг сообщества AlmatyBike. Это ребята, у которых нет своего велосипеда, но они активно пользуются городским велопрокатом.

 
 
 
 

 

Городской велопрокат

Кстати, совсем будет хорошо, если в Кирове удастся запустить городской велопрокат со станциями, как в Москве, Питере, Казани, или без станций, как Краснодаре и других городах. Во-первых, при обосновании создания велоинфраструктуры по данным велопроката можно увидеть конкретные показатели количества и протяженности поездок на велосипеде, прикинуть приоритет и очередность введения новых веломаршрутов.

Во-вторых, отпадает важный фактор, который мешает пользоваться велосипедом — боязнь краж и отсутствие мест для хранения, все велосипеды будут стоять на улице. И, скорее всего, для жителей это не будет каким-то дорогим удовольствием. Хотя, понятно, что такой велопрокат — сложно окупаемый проект. Если им занимается не бизнес, а город, можно подогнать его под субсидии на юбилей города, например. И на базе Центральной диспетчерской службы создать оператора велопроката.

 

Был ли кто из администрации Кирова?

Тут самое время возмутиться. Если вы посмотрите программу [https://docs.google.com/document/d/1z9dE0FUO6ba-F6Bd0H-dkYSPsR5DPhUy5pd35O3D9gs/edit], которая была известна еще на стадии регистрации, то поймете, что тематика конгресса в основном транспортная. Поэтому совсем странным выглядит решение главы администрации Кирова Шульгина Ильи Вячеславовича отправить туда за новыми знаниями начальника отдела спорта Клестова Павла Сергеевича и специалиста из отдела благоустройства Николая Левченко. Наверное, они и сами понимали, что решения в области транспорта абсолютно не в их компетенции, даже если им было интересно послушать выступления экспертов.

 

 

 

И еще один момент, который стоит отметить. В секции про Санкт-Петербург urban analytic MLA+ Гавриил Малышев выступал с темой «Малые реки Петербурга — велосипедный (и не только) каркас города». Думаю, ну вот, не зря отправили специалиста из отдела благоустройства. Тем более, так совпало, в Кирове интерес к малым рекам растет, как раз завершился конкурс на благоустройство территории пруда на р. Люльченка. Но нет, специалист из отдела администрации встает и уходит в самом начале. Очень жаль. Здорово, что Киров не обошел вниманием Велоконгресс, но выгоды мы от этого вряд ли получим.

 

 
 

 

Примечательно, что на Велоконгрессе присутствовали администрации разных по размеру городов: Обнинск, Псков, Быково, Нижнекамск, Белгород, Волгоград, Ростов-на-Дону и т. д. И все они знали, зачем ехали на конгресс, что можно там получить и чему научиться. Именно к таким примерам и надо стремиться. Поэтому если кто-то скажет, что все презентации, весь представленный опыт был в основном от мегаполисов для мегаполисов, и мы не понимаем, как это все применить в своем маленьком городе, то не верьте.

 

Благодарность и поддержка

 
 

 

Еще раз большое спасибо Владимиру Кумову, всей команде Let's bike it! и причастным за организацию IV Международного велоконгресса, за встречу старых друзей, за новые знакомства и знания и за вдохновение. Успехов и удачи вам в ваших и наших общих делах!

P.S.: Если вам интересно и важно продвижение велокультуры в России, поддержите организаторов велоконгресса — https://cyclingcongress.ru/donate. В связи с одной неприятной историей ребята ушли в большой минус. Чтобы они могли продолжать работать, нужно этот минус ликвидировать. Будем вам благодарны!

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
9 апр 2019
Артём Александров
Артём Александров
«Обещанного три года ждут», или несколько слов о комфортной городской среде Тамбова
Мнение
5 апр 2019
Максим Копылов
Максим Копылов
Пример отличного способа спустить бюджетные деньги на благоустройстве
Мнение
24 мар 2019
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Провели собрание движения в защиту дачников, чьи дома попали в зону минимальных расстояний магистрального газопровода «Кирсанов-Тамбов»
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
БлагоустройствоОбщество
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!