Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ханты-Мансийский АО
  2. Что нам сказал «Тренер». Мысли о фильме Данилы Козловского

Что нам сказал «Тренер». Мысли о фильме Данилы Козловского

Евгений Зиновьев
Евгений Зиновьев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

С огромным удовольствием посмотрел «Тренера» — режиссерский дебют Данилы Козловского. Главное позитивное отличие этого фильма от прочих спортивных кинодрам последних лет — он не основан на реальных событиях. Это прекрасно, потому что Козловский-режиссер мог себе позволить не оглядываться на «тех, кто помнит», и развивать свою историю легко и свободно, давая разгуляться и себе как актеру. Здесь он не Валерий Харламов из «Легенды №17», зажатый в рамки своего легендарного прототипа. И не объевшийся грибов князь Владимир из «Викинга», в святость которого и сам Данила, очевидно, не верит. В «Тренере» он явно получает удовольствие от своего образа, возможно, играя самого себя — способного швырять стулья в окно так, что веришь: да, этот стул тут пролетел абсолютно искренне. Он искренне и остроумно троллит своих бездельников-подопечных. Искренне плачет, когда теряет отца.

Я, собственно, никогда не сомневался, но лишний раз убедился — Данила Козловский, черт побери, очень хороший актер, который получил возможность сделать фильм под себя и блестяще ее использовал.

Безусловно, «Тренер» построен по классическим канонам спортивного фильма — наваленная в самом начале куча проблем, героическое их разгребание (здесь обязательно присутствие антагонистов-чиновников) и фееричная победа на последних секундах. Плюс лирическая линия, куда же без нее.

Но бог с ними, с канонами. Ценность «Тренера», на мой взгляд, в том, что это фильм вовсе не про футбол. И даже вообще не про спорт. Это история поиска человеком самого себя заново. Это про то, как и где находить силы, чтобы выбраться из грязи, в которой герой Козловского недвусмысленно валяется в начале фильма, когда, отлученный от футбола, выплескивает злость на регбийном поле. Про то, что, оказавшись в болоте, совсем не обязательно тонуть. Это очень мотивирующая история, которая могла быть помещена и в другой — совсем не спортивный — антураж.

На месте футболистов с равновеликим успехом могли быть, не знаю, учителя, брокеры, полицейские, журналисты, рабочие какого-нибудь тухлого завода, к которым приходит побитый жизнью, но очень правильный директор. Да мало ли трудовых коллективов у нас испытывают те же проблемы, что и вымышленный ФК «Метеор»? Апатия, ощущение ненужности и принцип «мне за это не платят», которые ставят крест на любой инициативе. И условный Новороссийск, в который помещено действие фильма, возможно, выступает прообразом новой России, не сегодняшней, но будущей — честной с самой собой и идущей вперед вопреки тем, кому комфортнее топтаться на месте.

Другой разговор — что именно футбол позволяет найти сильнейшие художественные ходы, которые прошибают зрителя. Чего стоит эпизод, когда команда и болельщики устраивают акцию, чтобы поддержать тренера после смерти его отца, и растягивают на трибуне баннер «Юра, мы с тобой». Или песня «Это не сон» в исполнении идущих по городу фанатов — вроде бы чистый клип и полная нереальщина, но до чего же сильно и символично. Это совершенно прямой мэсседж — настоящий, искренний футбол объединяет нас и делает лучше. Так же, как настоящее, искреннее кино.

Материалы по теме
Мнение
12 января
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
«Локальная проблема» как зеркало карельской власти
Мнение
11 ноября 2023
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
Сейчас по всей России проходит проверка дистанционного электронного голосования
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Культура