Собирается ежемесячно 51 887 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Этнофутуризм в Карелии

Этнофутуризм в Карелии

Арсений Морозов
Арсений Морозов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
 


Этнофутуризм - это некая идейно-мировоззренческая система и, в более узком смысле, художественно-эстетическое направление в культурах малочисленных народов.[1] Метод этнофутуризма заключается в диалоге культур, синтезе традиций и новаций.

Автором статьи было проведено интервью разведывательного типа, в котором содержались вопросы, посвящённые пониманию этнофутуризма и его элементам в Карелии. На вопрос "что вы понимаете под определением "этнофутуризм" было получено 95 ответов, среди которых 61 человек ответили, что не знают такого понятия и лишь 34 предложили своё понимание этого термина. Большинство ответов содержали классическое понятие - направление в искусстве, где в современной общей культуре присутствуют элементы традиционных культур. Интересно то, что в ответах респондентов не было ни одного выражения со словами "...малочисленных народов", что может быть признаком того, что люди осознают и понимают значимость коренных культур регионов (не только Карелии), и что эти культуры повлияли на становление и развитие общей русской культуры. Однако, в обществе мнение об уровне значимости вклада финно-угров в становление средневековой культуры России находится всё ещё на низком уровне. Интересен был один из ответов, где респондент сопоставил этнофутуризм в современном его проявлении через культуру Японии, где примером может служить театр "кабуки"[2], хотя в большинстве случаев это традиционный театр, но в котором используются и современные элементы. Само понятие можно использовать и в более широком смысле. Примером может служить недавно выбранное неформальное название театра кукол города Петрозаводска - Satu (сказка).

На рис. 1 представлены ответы на вопрос "Знакомы ли вы с культурами и традициями коренных народов Карелии?". Как можем видеть, треть опрошенных читали о культурах Карелии, треть сталкивались лично. В результате мы получили 99 ответов. Среди тех, кто никогда не был в Карелии два человека сталкивались лично с коренными культурами РК, почти половина (46%) читали о данных культурах, 20% не знакомы и 26% не встречались, но хотели бы встретится "в живую" с коренными культурами РК.

Среди тех, кто проживает или проживал длительное время в РК пару человек не дали ответ. Чуть больше половины (55%) сталкивались лично с культурами коренных народов Карелии, 25% читали о них, 10% не знакомы с ними и 10% хотели бы встретится "в живую". Удивляет то, что некоторые жители самой Республики никогда не сталкивались с коренными культурами, однако даже в самом Петрозаводске есть немало элементов рассматриваемых культур.

Анализируя данные показатели можно сделать вывод о том, что развитие этнофутуризма и топонимики в городах так же будет полезно и местному населению. Помимо изучения и интереса к истории северного региона следует популяризировать и развитие этнофутуризма в Карелии, который в свою очередь будет направлен на развитие интереса к Карелии за её пределами, привлекая «новых» и «старых» туристов.

На рисунке 2 представлены ответы на вопрос "Что вам больше нравится?" в отношении формы культуры. Всего получилось 97 ответов. Среди тех, кто является жителем или жил длительное время в Карелии - 67% считают, что их привлекает развитие в обоих вариантах; 25% привлекает осовремененная культура с элементами традиционной, 4% привлекает традиционная культура.

Среди тех, кто не является жителем и не проживает в РК, предпочтения представлены следующими соотношениями:

- 34% респондентов предпочитают оба варианта,

- 26% предпочитают осовремененную культуру с традиционными элементами,

- 40% предпочитают традиционную культуру.

Данные опроса туристов (не жителей РК) в целом являются очевидными. Туристы и приезжие люди предпочитают смотреть/слушать элементы традиционной культуры. Развитие традиционной культуры в мире лучших современных ценностей - эта цель реализуется в рамках "этнофутуризма".

 

Примером современного этнофутуризма в Карелии может служить музыкальный коллектив Santtu Karhu & Talvisovat, который исполняет песни на ливвиковском диалекте карельского языка; музыкальный коллектив Sattuma; рэп-исполнитель Ondrei, который пишет свои тексты на карельском языке. Выражение этнофутуризма в музыке может быть не только через тексты, язык, но и через атмосферу, переданную самой музыкой и голосом. Примером такого может быть недавно созданный коллектив ILMU (с кар. - воздух, погода), которые передают атмосферу Карелии и севера в целом через электронную музыку (trip-hop/world music). В российском масштабе примером могут быть группы Second to sun[3] (стиль metal), которые переплетают различные типы финно-угорской мифологии, выражая это через музыку. Удмуртские Silent Woo Goore (indie rock, folk rock), которые в своих песнях используют удмуртский и русский язык. В международном масштабе: современный финский музыкант Jonne Järvelä со своим проектом Jonne, в этом случае к этнофутуризму его можно отнести лишь частично, т.к. финны не являются малочисленным народом в Финляндии, но при этом стоить отметить атмосферность данного проекта, а так же некоторое внимание к шаманизму, видимо причиной может являться то, что в Финляндии живёт малочисленный народ - саамы. Ещё пример - Wimme Saari, который соединяет саамский "йойк"[4] с современной музыкой или проект шведско-саамских музыкантов Jarŋŋa.

Jarŋŋa

Новых проектов в Карелии в музыкальной сфере этнофутуризма не много. Молодые команды предпочитают не использовать прибалтийско-финские элементы в звучании, языке, атрибутике. Чаще используют английский язык. Всё это в определённой мере снижает историко-культурную уникальность Карелии. Карелия всегда отличалась талантливыми личностями. В области изобразительно искусства этнофутуризм развит слабо, большинство художников и дизайнеров затрагивают эту тему лишь частично. Примером этнофутуризма в области ИЗО могут служить некоторые работы художника Владимира Фомина (вепсская серия, серия посвящённая Калевале и прочие), некоторые работы Тамары Юфа. Полноценным этнофутуристом в области ИЗО можно считать молодую художницу Анны Юсне, которая так же является участником вепсского музыкального коллектива Jousnen Jarved.[5]

Santtu Karhu & talvisovat. Фото Морозов А.

Изучая модель этнофутуризма необходимо определить рамки, где заканчивается традиционная, начинается и заканчивается промежуточная стадия, и где начинается современная без использования традиционных элементов музыка, искусство и др.

На вопрос "Известны ли вам какие-нибудь современные этнофутуристы Карелии в сфере музыки и изобразительного искусства?" было получено 100 ответов (рис. 3). Из них 56% не знакомы никакие карельские этнофутуристы. Среди не жителей Карелии 60% ответивших не знают карельских этнофутуристов, 40% перечислили различные варианты, такие как: музыкальные коллективы ILMU, Myllärit, Noid, Second to sun, Ва-та-га и другие (не обозначили какие конкретно); заслуженного художника РФ Тамару Юфа.

 

Среди жителей РК и тех, кто проживал длительное время на территории РК 43% ответили, что не знакомы с карельскими этнофутуристами, 57% - знакомы. Преобладают ответы о коллективе Myllärit, но были и другие, а именно: музыкальные коллективы ILMU, Noid, Sattuma, Ascetics, ансамбль Кантеле, Яр-га, Кирилл Гуреев и группа Коромысло, композитор Г. Вавилов. В сфере ИЗО - династия Юфа, Аркадий Морозов, Владимир Фомин, Софья Тервинская. В музыкальной сфере группу "Яр-га" к этнофутуризму можно отнести лишь частично, т.к. ее участники часто используют элементы общей, так называемой объединенной культуры российского севера, не акцентируя внимания на её элементах - вепсских, карельских, но с элементами заонежской, поморской. Атмосфера севера передается данной музыкальной группой на высоком уровне. Аналогичная ситуация наблюдается и в музыкальных коллективах Ва-та-га, Ascetics, Коромысло, где отсутствует чёткий акцент на коренные этносы Карелии.

В целом современные молодые художники и музыканты Карелии имеют опыт этнофутуристического эксперимента, но устойчивые и развитые его формы находятся еще в стадии формирования и требуют специальных стимулирующих мер воздействия.

В заключении хотелось бы отметить, что этнофутуризм в Карелии известен давно, но нельзя сказать, что он развит. В музыкальной сфере часто используются уже существующие стили и направления. В изобразительном искусстве так же затрагиваются лишь некоторые элементы, без особого акцента на конкретной теме.

Для практики развития региона в сфере культурного туризма государственным органам, частным фондам и бизнесу необходимо поддерживать начинания молодых художников, дизайнеров, музыкантов, писателей, творческие поиски которых нуждаются во внимании и поддержке. Именно новый развитый культурный пласт этнофутуристов даст Карелии новый толчок в развитии туризма: возрождению и популяризации истории, возрождению культуры, языка, их использованию в современных условиях. Развитие не будет быстрым, на это потребуется время, но ожидаемый положительный эффект в будущем неизбежен. Главная цель - сохранить и передать будущим поколениям как можно больше информации и разнообразных форм коренных культур Карелии, составляющих уникальную региональную идентичность.

 

Полный текст статьи смотрите в журнале "Национальные интересы: приоритет и безопасность" 6 (339) Июнь 2016г.

 

 

 

[1] http://www.gumilev-center.ru/ehtnofuturizm-obraz-myshleniya-i-alternativa-na-budushhee - Центр Льва Гумилёва. Этнофутуризм: образы мышления и альтернатива на будущее.

[2] Кабуки (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.

[3] Участники данного коллектива не являются непосредственными жителями Республики Карелия.

[4] Йойк (с.-саамск. juoigan, luohti, норв. joik) — традиционное песнопение саамов, уникальный саамский творческий жанр. Для йойка характерен особый ритм, повторяющийся на протяжении всей песни одних и тех же, красиво звучащих, но часто лишённых прямого смысла слов.

[5] В переводе с вепсского - озеро лебедя.

Материалы по теме
Мнение
26 ноя
Аркадий Любарев
Аркадий Любарев
Нам, общественникам, видимо, придется создавать сервис, альтернативный сайту ЦИК
Мнение
14 июн
28
Алексей Кузин
Алексей Кузин
Почему арабские государства не могут объединиться?
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ТуризмКарелияГражданское просвещениеВидеоКультура
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!