Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Не вмерла ли ще Коми?

Не вмерла ли ще Коми?

Валерий Черницын
Валерий Черницын
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Широчайшие торжества, развернувшиеся по случаю 95-летнего юбилея государственности Коми края (именно так, со строго исторической точки зрения, следовало бы называть эту памятную дату), призваны были подчеркнуть величие и перспективность республики. Такой пафос нам привычен, нормален для организаторов, интересен для широких народных масс – которые, конечно, с благодарностью принимают возможность погулять пешком по Коммунистической, посидеть в кабине пилота на том, что громко названо «авиасалоном», полюбоваться на пируэты асов группы «Русь», послушать и потанцевать под «Хор Турецкого» и т.д.

Теперь наступил последний день из череды празднеств, в который, по нашей традиции, полагается отлежаться, отохаться за возможные бесчинства накануне, возможно – опохмелиться, короче – провести его более спокойно, чем до того.

Это тем более правильно, что на сей последний день как раз и приходится наша памятная дата.

Потому полезно задаться вопросом: что именно мы празднуем и соответствует ли содержание даты её нынешнему оформлению? Такими вопросами задаваться полезно вообще в отношении всякой даты и её наименования. Скажем, пресловутая «Великая Октябрьская социалистическая революция», воспроизводимая в праздничном оформлении как штурм Зимнего дворца, в действительности представляла собой не более чем оперативное развёртывание патрулей Военно-революционного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов в течение 25 октября 1917 года по столице России, в том числе – и около Зимнего дворца, с последующей вакханалией на II съезде Советов тех же самых депутатов, позволившей сформировать параллельное, но взявшее реальную власть, правительство – так называемый «Совет народных комиссаров».

Или День защитника Отечества, по понятным, но не перестающим от этого быть менее странными, обстоятельствам празднуемый 23 февраля. Считать защитниками в спешке сформированные и обозванные «Рабоче-крестьянской красной армией» группы тех же петроградских матросов, к тому же, фактически проигравших боестолкновение с немцами, — это всё-таки за гранью разумного.

Или Международный женский день, родившийся в борьбе феминисток, чтобы уравнять свой пол с мужским, а празднуемый (по крайней мере, в России) подчёркнуто женски, с цветочками, открыточками, рюшами-трюшами и проч.

Что же произошло 22 августа 1921 года? На первый взгляд – финал тех процессов, что развернулись в зырянских районах Вологодской, Архангельской и Северо-Двинской губерниях с Февральской революцией 1917 года. Уже с июня того года зафиксированы первые требования отдельных волостных собраний «просить у Временного правительства о предоставлении для зырян, как отдельной нации, в Учредительном собрании не менее 7-8 депутатских мест для более верной защиты краевых интересов, т.к. последние разнятся от интересов большинства России»(цит. по «Правовые аспекты становления национальной государственности Коми народа»). Несмотря на наличие своего земляка-лоббиста – секретаря Керенского Питирима Сорокина, — как известно, квоту в Учредительном собрании коми не получили, да к моменту его сбора не было уже ни премьера Керенского, ни Сорокина на свободе, а буквально через два дня – и самого собрания.

Но идея никуда не делась. В январе 1918 года депутат IV Государственной Думы от Вологодской губернии, уроженец верхневычегодских мест, между прочим, бывший священник Дмитрий Попов на учредительном съезде Усть-Сысольского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, апеллируя к Декрету Совнаркома о праве наций на самоопределение, прямо потребовал экономической и территориальной автономии для зырян, и с той поры это требование являлось главным для советских и большевицких функционеров Усть-Сысольского уезда. Гражданская война разговоры об автономии прекратила только на время, и с её окончанием они вспыхнули вновь. В январе 1921 года собрался Всезырянский съезд советов, и на нём уже вновь, и гораздо более предметно, звучала мысль об автономном образовании, причём – в виде республики, благо действовавшая в то время Конституция РСФСР теоретически давала такую возможность, определяя страну именно как «федерацию советских национальных республик».

Давала – но не дала. В августе 1921 года президиум ВЦИК образовал только Автономную область коми (зырян; АОК(з) – с существенно меньшими суверенными правами на многие сферы общественного бытия. Аргументация главного идеолога автономизации Коми края Дмитрия Батиева о готовности коми к самостоятельному государственному существованию разбивалась о следующие аргументы Москвы: «1) экономическая и политическая отсталость Коми края, 2) недостаточность местных финансов или иначе говоря, дефицитность местного бюджета, и 3) как следствие из пункта 1 — отсутствие достаточного количества подготовленных общественных работников и специалистов» (цит. по указанной работе).

Batiev-215x300

Дмитрий Батиев

И далее вплоть до 1936 года едва ли не главным содержанием работы партийного и советского руководства АОК(з) становится борьба за повышение статуса нового государственного образования. В декабре 1936-го она вроде бы увенчивается успехом – новая Конституция СССР объявляет на месте АОК(з) Коми автономную советскую социалистическую республику (АССР), но к тому времени происходят процессы, которые низводят это достижение фактически до нуля.

Политическую сторону этого процесса, думаю, объяснять никому не нужно. Режим, который сложился в СССР к середине 30-х, уже не оставлял ни малейшей возможности проявлять настоящую инициативу, а тем более какое-либо поползновение на самостоятельное решение вопросов, без высочайшего одобрения Политбюро и лично тов.Сталина. Поэтому те формальные регалии автономной республики, которые были записаны в конституции, на деле не значили ровным счётом ничего: подлинная суверенная и практически всеохватная власть была у Москвы, а в повседневно-бытовом смысле – у ВКП(б).

Но гораздо важнее оказалось общественно-экономическое влияние на суверенитет Коми АССР. Провозглашаемый на бумаге, он растворится в два счёта, если не будет наполнен реальным хозяйственным и финансовым содержанием. И хозяйственное содержание не заставило себя ждать в виде заготовки леса, строительства железной дороги и добычи угля. И если лесозаготовка ещё не влияла на национальный состав населения республики – коми продолжали доминировать в нём, — то стальной меч Котлас-Воркута рассёк её на две неравные части. Неравенство которых в дальнейшем усугубилось нефте- и газодобычей.

И всё. Формально автономная, Коми АССР фактически превратилась в одну из областей РСФСР-СССР, не слишком развитую, с точки зрения качества жизни, но достаточно индустриализированную, чтобы не располагаться на совсем уж задних рядах субъектов Федерации. Попытки действовать более-менее суверенно были предприняты в начале 90-х годов (см.«Александр Рогов: «Я вспомнил Горбачёва и понял, что нужно действовать»), также в условиях революционной ситуации, но с приходом Владимира Путина им был положен конец.

То есть получается, что мы празднуем ПОЛОВИНЧАТЫЙ успех зырянских автономизаторов, случившийся в 1921 году и сведённый на нет последующими годами – как субъективно, волей империализовавшейся Компартии, так и объективно, вследствие размывания коми этноса как потенциального носителя сильного стремления к независимости. Этот процесс, конечно, касался всех без исключения союзных и автономных республик СССР, и через 25 лет после его распада мы можем оценить разную степень центробежной силы, которая охватила ту или иную республику. Понятно, что в Прибалтике она была сильнейшей, понятно, что в Мордовии – весьма слабенькой (притом, что процент коренного населения там в два раза выше, чем в Коми). С другой стороны, самый кровавый конфликт на этой почве у России случился не с союзной, а именно с собственной автономной республикой, даже – с её половиной.

Просто всё дело – в ментально-этнической силе, которая есть или которой нет внутри того или иного государственного образования. Мы, как бы того ни не хотели, не сможем и здесь обойтись без Украины. Удивительное образование, закрепившееся в своей государственной форме именно при большевиках и впаянное всеми – промышленными, военными, культурными, родственными – связями в Советский Союз. Украинская ССР, при всех ужасах Голодомора, была естественной, органичной частью единого государства – как, собственно, и обусловлено исторической природой этих территорий. Но малейшее поползновение Сталина восстановить в ещё большей мере историческую территорию Российской Империи вовлекло в состав Украины тех, чья «украинскость» взошла на лютой ненависти к любым иным этносам, кажущимся исходно и постоянно враждебными, а ненависть, к сожалению, — слишком хорошее топливо для подпитки энергии, что человеческой, что народной.

Индустриальное развитие Украины, как в имперский, так и в советский периоды, привело к естественной русификации индустриализированных регионов, но клокочущая страсть украинизаторов не может смириться с этим до сих пор, питая тем самым идеи максимальной суверенизации, а в последние три года – и вообще полного разрыва всяческих отношений с Россией. Для последовательных националистов подлинный День независимости Украины настанет, вероятно, даже не с разрывом дипломатических отношений с Россией, а с победой над ней в настоящей войне, с актом о безоговорочной капитуляции.

В 20-е и начале 30-х годов прошлого века ВКП(б) проводила политику так называемой «коренизации» в отношении национальных территорий, и это именно оттуда вышел негласный принцип «первый секретарь обкома – представитель коренной национальности, второй – русский». Затем она была свёрнута, хотя всё-таки помогла культивировать слой национальных руководящих кадров и систему их подготовки. Но выращенные в условиях коммунистического тоталитаризма кадры, конечно, не могут равняться с теми, кто добывает независимость своей земли в вооружённой борьбе, да хоть и с помощью террора. Бандера в этом смысле показателен настолько же, насколько Дудаев и Басаев, а равно, к слову, и клан Кадыровых, оказавшийся более расчётливым и договороспособным.

Kadyrovs

Никакому секретарю Коми обкома ВКП(б) и в голову не могло бы прийти требовать чего-то большего, чем давал ему ЦК, ибо он знал, чем ему это может грозить. Из девятерых руководителей Коми обкома ВКП(б) в 1921-1938 годах пятеро были репрессированы, а ещё один отделался просто исключением из партии.

Собственно, из написанного выше не может следовать и ни в коем случае не последует призыв «вновь взметнуть знамя борьбы за подлинный суверенитет коми народа». Побольше полномочий для республики, конечно, не помешало бы. Но не чеченской и украинской ценами, конечно.

Автор просто хотел напомнить содержание сегодняшней памятной даты.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
11 ноября 2023
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
Сейчас по всей России проходит проверка дистанционного электронного голосования
Мнение
16 апреля
Михаил Красулин
Михаил Красулин
От Бога ли они?
Комментарии (24)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Дык это...
22 авг 2016 19:39

Была бы Россия действительно федерацией...

Артур
22 авг 2016 20:50

Валера лучший журналист в Коми. Удачи вам и вашей газете.

АртурУ
22 авг 2016 21:27

Зачем вы так о Валере? Так подло.

какой газете?!
24 авг 2016 08:44

молчит "Красное знамя". Интересно бы знать почему?
очень вовремя замолчала.
Информация О Шуре Бушуевой набраза аж 250 комментов и бац - закрыли!
Ой, не спроста это молчание.

22 авг 2016 22:28

Валера, не хочу с тобой спорить по поводу Украины, поскольку ты во многом питаешься мифами, а вот о родной республике поговорить стоит. Всего пара возражений:
1. Совершенно не имеет значения, что именно стоит за датой того или иного праздника. 23 февраля прижился в нашей стране как мужской праздник, а 8 марта - как женский. В конце концов дата Рождества Христова весьма условна, нет никаких свидетельства, что он родился именно 25 декабря или там 7 января. Этот праздник тоже прижился. Прижилась и дата 22 августа как День Республики Коми.
2. Ты не совсем прав, когда говоришь, что "Никакому секретарю Коми обкома ВКП(б) и в голову не могло бы прийти требовать чего-то большего, чем давал ему ЦК...". Например, не было бы Сыктывкарского ЛПК и твоей любимой Эжвы, если бы Зосима Панев, а вслед за ним и секретари обкома Осипов и Димитрин не вынудили московских чиновников включить в семилетний план возведение сначала первой, а потом и второй очереди крупнейшего в Европе ЦБК. Это была инициатива ленинградского инженера, уроженца Усть-Кулома Николая Тюрнина, которую Панев активно поддержал и пролоббировал в Москве.
Конечно, реальной федерации нет и сейчас. А тогда, как сам Панев говорил, без разрешения Москвы даже баню нельзя было построить. Такая жёсткая централизация, или, как сейчас говорят, вертикаль власти ни к чему хорошем не ведёт. А региональный патриотизм дело неплохое и способствует децентрализации.

Валера
22 авг 2016 22:53

ты что так и не понял? "ВОЗРОЖДЕНИЕ Респулики" оказываеться мы до этого и не жили. Все продолжается пьянки гулянки и коррупция. так что не надо так углублятся в историю, но как журналиста я очень тебя уважаю.

23 авг 2016 00:09

Это каким боком сталинские приобретения "восстанавливали историческую территорию Российской Империи"? Галиция, отродясь в нее не входила и в гробу видела. Но это не признак "ненависти ко всем другим этносам", а довольно здоровая реакция на любой из видов российских империй, будь то романовская православная теократия, советская террористическая диктатура или путинская клептократия.

Правильнее писать "советская диктатура пролетариата" и "путинская плутократия".

Дык это...
23 авг 2016 00:52

ПедАгог!

Владимир Уляшев
23 авг 2016 10:20

"То есть получается, что мы празднуем ПОЛОВИНЧАТЫЙ успех зырянских автономизаторов, случившийся в 1921 году и сведённый на нет последующими годами – как субъективно, волей империализовавшейся Компартии, так и объективно, вследствие размывания коми этноса как потенциального носителя сильного стремления к независимости. "

- Да нет.
Главная причина "половинчатости успеха" - физическое уничтожение "автономизаторов".

господин Черницын,
23 авг 2016 22:00

что с вашей газетой?
Или вас попросили помолчать до окончания выборов?Что пообещали?

Цц
24 авг 2016 00:42

От ЧЕрницина в последнее время как всегда полная куйняо

Сергей Терентьев
24 авг 2016 14:50

Жаль, что Валерий Черницин в беседе с Александром Роговым обошёл острый угол, упустил момент обмана и жульничества Спиридонова во время августовских событий, когда Спиридонов оказался банальным трусом и вруном.
В 1991 году Спиридонов, оправдываясь и пытаясь выдась себя за ярого сторонника Ельцина, многократно заявлял, что 19 августа не мог из Москвы дозвониться Рогову по каким-то техническим причинам, а Рогов позже, ещё при жизни Спиридонова, открыто признался, что Юрий Алексеевич позвонил ему прямо из кабинета Янаева и сказал, что "надо поддержать ребят". В любой цивилизованной стране было бы парламентское расследование и последующие жёсткие выводы. Простить и понять могут многое, но обман народа не прощается. Однако, у нас тут цивилизацией и не пахнет. На днях Гапликов подписал указ о присвоении Спиридонову высшего почётного звания региона "Почётный гражданин РК".

Сергей Терентьев
24 авг 2016 14:52

Извиняюсь, ЧерницЫн.

О, это тема!
24 авг 2016 15:10

http://dictionary.liferus.ru/dictionary_3.htm

фигня
24 авг 2016 15:54

Это вообще не тема. Фамилии пишутся и произносятся не по правилам, а индивидуально.

Курам на смех
24 авг 2016 20:07

Как мы любим не о чём базарить. А вроде умные, только с душком. И за страну никому не обидно.

Владимир Пыстин. Сыктывкар
26 авг 2016 07:59

К 1919 г на территории бывшей российской империи пытались создать около 90 различных независимых государственных образований. Коми в том числе. В 1919 г Москва признала существование независимой Башкирской республики, чем добилась того, что значительная часть местного населения стала поддерживать красных. Как известно, белые держали народы страны в узде, и нередко страну называли тюрьмой народов. И , полагаю, небезосновательно. Ленину удалось добиться значительных успехов при заключении Брестского мира: независимыми признавали Польшу и Финляндию, а всем остальным подразумевалась роль образований в системе советской власти, созданной на территории бывшей империи. В январе 1921г на первом съезде коми коммунисты провозгласили создание Коми Советской Республики. Но в годы Слветской власти придумали миф о том, что было провозглашено якобы создание всего дишь Коми Автономной Республики. Но и такой статус не удалось получить. А ведь хотели оставить за центром дишь вопросы хаключения войны и мира и обеспечения безопасности внешних границ объединения, подразумевалась форма конфедеративного устройства. В августе 1921 г Москва ( Сталин и Енукидзе) позволили провозгласить Коми автономную область. Как известно, Сталин был непримиримым противником Ленина по решению национального вопроса и видел будущее страны унифицированным образованием с административной вертикалью власти. И, поскольку, он остался у руля страны на долгие годы , то он фактически воссоздал российскую империю, став ее монархом- императором.
И до сих пор многие полагают, что унификация, нивелирование различий является благом и так и должно быть. Хотя примеров в мире много. Не будем брать Швейцарию в качестве примера, хотя Ленин хотел применить ее формы государственной модели образовпния в качестве примера для союза советских республик. Возьмем США. Есть очень короткая Конституция США, есть Билль о правах, которым разрешили право свободного ношения и хранения оружия. И есть очень большие Конституциикаждого Штата. И по содержанию они сильно отличаются, учитывая менталитет и обычаи людей. Проживающих в этих штатах. Где то разрешена проституция, где- то нет. В Майами можно купить нарезное оружие, зайдя в магахин и предъявив водительское удостоверение, а где- то нужно собрать кучу разных документов. Словом, нет никакой унификации и единая Конституция не регламентирует жизнь людей в Штатах. У каждого штата свои хаконы и порядки, регулирующие повседневную жизнь. Разве США стали от этого слабже? Это унификация не дает раскрыться потенциалу народов и превращает всех в серую одинаковую массу. Декларация о суверенитете Коми, также как декларации о суверенитете других национальных образований могли дать толчок для развития страны и помочь раскрыться потенциалу народов. Ведь в самом деле, у якутов и дагестанцев очень разные обычаи и порядки. Народы все равно стремятся сохранить их, несмотря на то, при Путин был провозглашен курс на уерепление административной вертикали власти, а значит унификацию всего и вся, с одновременной системой тотальной коррупции. В ажминистративной вертткали чиновник не зависит от воли и мнения общества, он зависит лишь от воли вышестоящего чиновника, а тому нужны урравляемые подчиненные. Значит людьми с большим компроматом, которых можно больно дергать за крючки и понуждать делать нужное боссу. Местное самоуправление в этих условиях неизбежно должно было превратиться в пятое колесо в телеге и превратиться в анахронизм. Что и случилось. А декларации о суверените как раз позволяли всю основу управления возложить на местное самоуправление. Вернемся ли снова к этой точке, когда начнут внедрять местное самоуправление, а с ним ипретворять реальные суверенитеты, при которых многие законы в госудаственных образованиях России будут сильно отличаться? Не знаю. Но надеюсь. Сами посудите, разве не является дуростью то, что гособразования в России, в том числе в Коми, не имеют права принимать законы и положения, улучшающие жизнь в большей степени, чем это позволено российским законом. Разве мало отменяли таких актов? Почему не оставить положение, что в регионах законы не должны ухудшать жизнь по сравнению с федеральным законом и законодательством, но изменять в лучшую сторону можно. А почему нельзя? Почему все должно быть серым и одинаково бедным и бесправным? Почему не учитывается менталитет народов, их обычаи и порядки? А ведь в этом многообразии огромная сила и большой творческий потенциал. Я так считаю. Я противник ажминистративной вертикали власти и унифицикации. Надеюсь, что время Путина уйдет, а с ним уйдут и все маразмы, присущие воссозданной им вертикали администативно- бюрократической системы. Очень надеюсь на это.

Владимир Уляшев
26 авг 2016 10:58

Думаю, наоборот - с уходом Путина начнется такая бюрократизация! такая вертикализация! такая сталинизация! что мало не покажецца.

Нет, я понял, что Вы хотели сказать: уйдет Путин - придут демократы, либералы, народолюбы. Но !
во-первых, если они до того момента доживут...
во-вторых, кто ж им даст?

Уверен! даже наоборот - если вдруг Путин резко умрет, на его место придут такие путинисты, что .... Ну, я уже написал выше.

смешалисьвкучуконилюди
27 авг 2016 12:10

что собственно автор хотел сказать? тут и непричастные майдан (причем здесь украина?), чечня и октябрь 1917, коми-рэволюционэры - документальных свидетельств на них нет - и много чего еще. что хотел автор - непонятно

Порох без пороховниц
27 авг 2016 12:28

Копанье "седины глубокой" - излюбленная практику трусливых зайчишек, кто сегодня даже на километр боится приблизиться к светлому облику новоявленного божества. А ведь что проще - Путин В.В. не что иное как логическое завершение той череды событий августа 1991 года. 25 лет ТРУСОСТИ - не многовато ли?

ачтоэтобыло?
27 авг 2016 17:53

винегрет какой-то а не текст. украина, чечня, взятие эрмитажа... в истории и политике валеро, извините - не ухо, не рыло. всё в кучу, основной мысли нет, текста нет, только желание высказаться - личная пена. что хотел автор, которого здесь так превозносят? народные гуляния всегда можно прогулять, что большинство и сделало. соглашусь с АФ Щиголевым - сайт УГ, зайдешь почитать, а тут...

Сенькина шапка
27 авг 2016 18:32

У кого мозгов нет, тот ничего не понял из текста Черницина. Петухи не отличаются большим умом и считают, что если они не прокукарекают, то утро не наступит. Так и блогеры некоторые, если им ничего не понятно, то они считают, что другим тоже непонятно. По себе меряют.

нупосенькеишапочка
27 авг 2016 19:57

из фольги, даже генлер не помогает определить. валеру доводилось редактировать - там точно нет мозга, только полет мысли, застрявшей где-то в 90-х, всё и сублимации. я - женщина, кстати, очевидно - курица. леонидалександрович, яндекс-кошелек за раскрутку вашего ресурса, ай-пи плавает

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКомиУкраина-Россия