Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. «Как кто убил? Да вы и убили-с»

«Как кто убил? Да вы и убили-с»

Виолетта Кожева
Виолетта Кожева
Добавить блогера в избранное
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Вы полюбили русскую классику, благодаря урокам литературы в школе? 

Вы крайне редкое и счастливое исключение. Для многих и многих людей школьное преподавание литературы убило не то, что любовь— всякий интерес к Чацким, Онегиным, Базаровым, и прочим Раскольниковым с Сонечками Мармеладовыми. И дело тут даже не в учителях-словесниках, система образования требует от них, чтобы школьники выдали результат: знание текста, основных выразительных средств, умение более-менее связно, письменно или устно, проанализировать произведение.
Нужны ли эти навыки? В общем, да. Являются ли они первостепенными в изучении литературы? Безусловно, нет. Это тот случай, когда телега ставится впереди лошади. Сначала должен быть интерес к книге и желание читать, а если этого нет—бессмысленно всё остальное.

Знание текста заменяется представлением о тексте. Найти в интернете краткое содержание любого произведения давно не проблема. Книги по программе читают единицы: в моём опросе это, примерно, четверть класса, где учится мой ребёнок. Подозреваю, что когда начнут проходить Толстого и Достоевского читающих останется ещё меньше. 
Средства художественной выразительности? Я вас умоляю! Не только ямба от хорея, но даже и гиперболу от метафоры не все школьники отличат. 

Анализ произведения— несколько тезисов из ГДЗ (готовое домашнее задание, кто не в курсе). Нормально, мы так же «анализировали», только списывали не из интернета, а из учебника, где всё было разжёвано про «лишних людей» и «луч света в тёмном царстве». Эти же клише сейчас благополучно перекочевали в сборники готовых сочинений и прочие решебники.
Чему учат уроки литературы в школе? Я думаю, во-первых, тому, что классика— никому не нужная скучная тягомотина. Во-вторых, неважно, читаешь ты или нет, главное— подобрать правильное клише, как ярлычок, к очередному рассказу, роману, стихотворению. Налепить и задвинуть подальше, в глубины памяти. Выучил и забыл.
Так что же, взять всё и отменить? ! 

Я бы отменила… Лучше никакого эффекта, чем убийственный. А морально устаревшая методика преподавания литературы в школе именно это и делает— убивает русскую классическую литературу. 
А между тем, классика—это такой богатый ресурс для воспитания чувств! Это такой цепляющий повод поговорить с подростками о том, что их волнует… это такая огромная возможность для них примерить на себя разные жизненные ситуации, особенно, когда житейского опыта ещё маловато. Да и когда его многовато— свежее прочтение знакомой классики гарантировано. 
Век прошёл, два или пять, неважно, человеческие чувства всегда одни и те же.

Поэтому и есть у нас золотой и серебряный века русской литературы, только… немногие открывают для себя этот источник. 
Так много говорят о национальной идее, а тут целое национальное достояние простаивает без дела, пылясь на книжных полках. Пропадает целое собрание чувств, нравственных и духовных метаний, пропадают ответы на «проклятые» вопросы, и сами вопросы, которые мы можем задать себе, читая великих, тоже пропадают. А какой язык теряется! Ну, признавайтесь, кто вынес из школы любовь к русскому языку? Кто наслаждается речью классиков? Учат ли, вообще, в школе получать удовольствие от родной речи, от художественного текста? 

Вот! «слово найдено»: удовольствие, любопытство, интерес. Только так появляется любовь к чтению и развивается привычка читать …и критически мыслить. Потому что количество прочитанных художественных текстов, в какой-то момент, переходит в качество: умение связно выражаться, задавать вопросы, анализировать- уже без всяких кавычек- и книги, и свои чувства, и мысли, и отношения, и ситуации.
………………………………………………………………………………………………..
А вы знаете, почему Анна Каренина бросилась под поезд?

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
27 апреля
Иван Звягин
Иван Звягин
Наш мозг воспринимает смайлики как настоящие улыбки
Мнение
12 апреля
Иван Звягин
Иван Звягин
Наша память — всего лишь иллюзия?
Комментарии (8)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Электорат
19 мар 2016 14:38

Шариковщина неистребима... Взять и поделить, взять и отменить, сломать, порвать... и т.д. и т.п. Описывать "кошкодушителей" даже нужды нет- лучше чем у Булгакова не выйдет.

Ирина
19 мар 2016 18:55

"Оптимизация", основанная на выводах "в среднем по больнице", ни к чему не приведёт.

Игорь Олин
20 мар 2016 10:53

Виолетта, очень интересный и полемичный материал.
У меня литература была одним из самых любимых школьных предметов. Потому что как раз мы там много говорили о жизни, чувствах, нравственных проблемах, красоте слова.
Что изменилось, если проблемы, которые вы осветили, в той или иной мере действительно есть: школьники мало читают, пользуются ГДЗ? Виновата ли "устаревшая методика"?
Учителя литературы обязаны сегодня работать по утверждённым госстандартам. Пример изучения литературы в 9 классе: Блок - 1 час, Есенин - 1 час, Ахматова - 1 час, "Серебряный век" - 1 час (!) и т.д. Если мы роман "Евгений Онегин" изучали 8ч, то сейчас - только 2ч. Когда разговаривать с детьми? Когда полюбить читать в этом конвейере тем? Устроена какая-то гонка как раз за "представлением о произведениях", потому что это будет востребовано на ЕГЭ.

20 мар 2016 15:32

Игорь, моя первая профессия как раз учитель русского и литературы) правда, я крайне мало работала в школе. В то время было сложно в отведённые часы успеть что-то "втиснуть", а сейчас- я даже не представляю... Предположим, за 1 час можно попробовать заронить искру интереса к Блоку, всё остальное- на домашнее изучение, на родителей,репетиторов? Я не знаю...обидно за наш язык и литературу...

20 мар 2016 13:23

Литературы, как предмета, в школе нет и не было, есть, скорее, история литературы.
И ничего удивительного в том, что большинство школьников не воспринимает этот предмет, нет.
Много ли людей слушает классическую музыку? Процента 2-3. Много ли интересуется хотя бы одним из философов в истории человечества? Процента 2-3. Много ли, действительно любят и интересуются живописью? Столько же. (Я исключаю тех, кто ищет что бы повесить на стену в прихожую)
Нельзя утром читать Пастернака, днем Толстого, а на ночь Куваева. Работать-то когда?
Любви к литературе быть не может в принципе, есть любовь к чтению, как действию.
И любой человек, предающийся этому занятию, обязательно, рано или поздно, вдруг откроет томик Чехова, Есенина, Марка Твена, Аврелия Августина и будет жить с этим открытием всю оставшуюся жизнь.
Но, повторяю, основная масса (86%) никогда ничего не откроет и не прочитает и, я согласен с Веллером, слава Богу.

20 мар 2016 15:37

На страничке в ВК я провела небольшой опрос
"Вы читаете (читали) классику?"
Да, читал(а) и читаю,спасибо школе.
6 человек- 23.1%
Да,читал(а) и читаю,по собственному желанию.
11 человек- 42.3%
Читал(а) когда-то, потому что задавали. С тех пор не читаю.
4 человека- 15.4%
Читал(а) кое-что в школе,потому что задавали. И только сейчас появился интерес к классике.
5 человек- 19.2%
Не читал(а) и не читаю, ни в школе, ни сейчас.
0 0%

Правда, выборка у меня нерепрезентативная...

20 мар 2016 17:02

Если бы меня остановили на улице и спросили - какая ваша любимая пьеса? Я бы закатил глаза, поковырял в носу и многозначительно ответил бы "Принцесса Турандот". Хотя что это за принцесса и кто ее турандот представления не имею. Ни разу не был в театре и не собираюсь.
Надо учитывать ложное самоуважение опрашиваемых.

20 мар 2016 23:57

Ну, в моём окружении, в основном, читающие люди, потому и пишу,что результат опроса специфический

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме