Собирается ежемесячно 52 487 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Мурманская область
  2. На атомном предприятии будет «ядерный остров»

На атомном предприятии будет «ядерный остров»

Андрей Золотков
Андрей Золотков
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

На территории «ядерного острова» сконцентрируются все потенциально-опасные операции с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и твердыми радиоактивными отходами. По мнению руководства «Атомфлота», это позволит сосредоточить весь контроль на одной площадке, а также уменьшить дозовые нагрузки персонала.

Алексей Павлов04/07-2013 bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1372925179.78

В настоящее время на ФГУП «Атомфлот» фактически создана особая территория со своей системой физической защиты и радиационного контроля, дополнительной вентиляцией и ограниченным доступом персонала. Назвали её «ядерный остров».

Он состоит из ремонтно-технологического комплекса, хранилища радиоактивных отходов (РАО) контейнерного типа, здания берегового поста загрузки со шлюзами. Стоимость проекта составила 9 миллиардов рублей, причем 85% всех средств оплачивается зарубежными инвесторами.

- На настоящий момент завершены все работы с «историческими» низко- и среднеактивными РАО, которые хранились у нас десятилетиями. Мы перебрали более 650 старых металлических контейнеров в разной степени разрушения и переупаковали в металобетонные контейнеры, которые в дальнейшем отправим на хранение в губу Сайда. На предприятии созданы линии по обращению с твердыми РАО и с горючими РАО. В этом году завершается строительство берегового поста загрузки ОЯТ, который должен заменить операции, которые мы производим на плавтехбазе «Лотта». И, надеюсь, в следующем году мы завершим перегрузку ОЯТ с борта «Лотты» в береговое хранилище, -  сообщил журналистам первый заместитель гендиректора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

- Когда я первый раз услышал это словосочетание «ядерный остров» и обнаружил, что оно появилось в средствах массовой информации, то засомневался в необходимости широкого распространения этого термина, - говорит Андрей Золотков, руководитель «Беллона-Мурманск». – Да, есть такая модная тенденция – придумывать новые креативные выражения типа «дорожная карта», «ядерный ренессанс». Так и «ядерный остров» из этой серии. Только обратите внимание на использование таких прилагательных – атомный и ядерный?! Как бы не очень одинаковые слова.

А существительное «остров» ещё придает этому словосочетанию иллюзию удаленности самого объекта. А в реальности всё это на территории того же предприятия «Атомфлот», которое граничит с городской чертой и находится всего лишь в 2-х километрах от жилой застройки. Я не уверен, что «ядерный остров» - удачная и так уж необходимая инициатива менеджеров предприятия.

«Частое использование этого термина на различных мероприятиях и в СМИ как бы говорит о том, что авторы считают, самому предприятию словосочетание «ядерный остров» придаст толику креатива и романизма, а городу Мурманску – новое обаяние. Если так пойдет и дальше, то скоро мы получим «нейтронный мыс» и «протонный причал».

В основном, на территории «ядерного острова» будут храниться твердые РАО. А более опасные виды отходов – ОЯТ - будут только перегружаться с судов и отправляться в Челябинскую область на ФГУП «ПО «Маяк».

Твердые РАО возникают при эксплуатации атомного ледокольного флота: это узлы, детали, приборы, механизмы, инструменты, материалы, спецодежда, имеющие радиоактивные загрязнения и потому не пригодные к дальнейшему использованию. То есть, всё то, что используется и образуется в процессе ремонтных и регламентных работ с ядерной энергетической установкой, а также на судах технологического обслуживания.

Первое хранилище твердых РАО было построено в 1986 году. Но уже к 2005 году оно оказалось полностью заполненным. При этом изначально планировалось использовать хранилище как место временного хранения отходов перед их подготовкой к дальнейшему захоронению в море. Однако практика затопления РАО была вскоре прекращена в соответствии с Лондонской конвенцией. В итоге на территории «Атомфлота» было построено второе хранилище, в которое сейчас и складируются контейнеры ТРО.

- Сейчас пришло время, когда мы можем заняться даже оборудованием, которое не относится к низкоактивным, которое крупногабаритное и не требует сложной технологии кондиционирования. Это работа со сборками 18, выемными устройствами парогенераторов и так далее, - дополняет заместитель главного инженера «Атомфлота» Олег Халимуллин.

Также в рамках этого проекта при финансовой поддержке Норвегии установлена система радиационного мониторинга. В конце прошлого года  закончена реконструкция причала № 5, в процессе которой проведено достаточно много мероприятий. Были выполнены дно-углубительные работы для стоянки у причала атомных ледоколов и судов обслуживания.

Подводный скальный выступ аккуратно подорвали с созданием пузырьковой завесы, а затем  удалили образовавшийся скальный грунт. Были реконструированы и усилены причальные стенки, проведены работы по устройству кессонов на глубине 8 метров и бетонированию причальной стенки, произведена замена всех инженерных систем обеспечения пришвартованного судна. Территорию причала благоустроили, завершили монтаж спецсистем и пусконаладочные работы. Теперь на причале можно принимать атомные ледоколы и производить их перезарядку ядерным топливом.

А сейчас на этом причале монтируется новый 100-тонный кран. Он будет соответствовать всем современным требованиям к оборудованию, которое должно работать на объекте, где производятся потенциально-опасные работы с ядерными материалами и радиоактивными упаковками.

Например, все его системы имеют двойное и даже тройное дублирование. Это очень важный момент, так как кран должен перемещать контейнеры с особо опасными грузами. Монтаж крана должен завершиться в конце этого года.

По планам, полностью вся необходимая для обращения с ОЯТ и РАО инфраструктура будет создана в 2015 году. Именно тогда «Атомфлот», вполне вероятно, начнет приём контейнеров с ОЯТ из губы Андреева и последующую их отправку по железной дороге на восток. Эти операции займут не один год и станут серьезной проверкой  надежности «ядерного острова».

Оригинал

* Настоящее Время выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.
Материалы по теме
Мнение
8 окт
Ольга Кондратьева
Ольга Кондратьева
Нобелевская премия мира — 2021 вручена
Мнение
12 июл
Евгений Доможиров
Евгений Доможиров
Надо выяснить, как ЦУР Вологодской области выбирает аккаунты, чьи сообщения регистрирует и реагирует на них
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Экология
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!