Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Жизнь Моцарта в эпоху Сальери.

Жизнь Моцарта в эпоху Сальери.

Ребекка Магомедова
Ребекка Магомедова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Валерий Кичин. Беседа с дирижером Евгением Колобовым.

____________________________________________________

Эта беседа с Евгением КОЛОБОВЫМ состоялась в "Новой опере", когда мир отмечал двухсотлетие Винченцо Беллини. Я пришел к великому дирижеру поговорить о великом композиторе, но сегодняшнее состояние нашей культуры так волновало Колобова, что разговор ветвился и постоянно уходил, казалось, далеко от темы.
 

Готовя публикацию, я с трудом выбирал "юбилейные" строки, для политеса переводя все "ты" (мы очень давно знали друг друга) на "вы". Сегодня, когда Москва прощается с лучшим оперным маэстро страны, многое в этом интервью звучит иначе: Колобова мучили те же проблемы, которые мешают всей нашей культуре, и он, уже чувствуя себя на пороге вечности, говорил о них резко и откровенно.
 

Его кончина совпала с началом большого разговора о судьбах российской культуры - уже на государственном уровне. И пусть реальные плоды этих дискуссий будут лучшим памятником мастеру.
 

По праву гения
 

- ...В наше время все гениальны. Как телевизор включишь - так на экране гений. А Беллини - он неземной какой-то человек. И писал неземную, божественную музыку. Поэтому Бог и забрал его в 34 года. Он был совершенен и не мог жить среди людей: они вообще не понимали, что он делает. Его ангелы опустили на землю, он по ней побегал 34 года и сказал: баста, забирай меня наверх. Россини ведь тоже в 40 лет кончил писать. Тоже понял: пора с этим заканчивать. Жить можно долго, а творчество - как метеор. Когда ракету выталкивают в космос, первая ступень, самая главная, преодолевает земное притяжение и сгорает. Так сгорел Пушкин.
 

- Тебя много упрекали за своеволие по отношению к классике: Глинку сократил, "Онегину" дал другой финал...
 

- Надо понять смысл профессии дирижера. Ноты - шифр. Мы их озвучиваем. Но о чем все эти ноты, фермато, фортиссимо? Я могу Чайковского сделать трагическим, а могу - веселым. Что за нотами, на самом деле не знает никто. Кроме критиков, которые знают все. И они мне объясняют, что Чайковский хотел выразить этими нотами,- они что, водку с ним пили? А Чайковский и не знал, чего хотел: такие люди живут на интуиции. Там, внутри, зазвучало - он записал. Сегодня дождь и ветер - он написал форте. Завтра выглянуло солнце - пошла лирика. Все - живое! Когда я дирижирую, мне кажется: я понимаю правильно. Но это - мне кажется. Я же не все подряд дирижирую. Хочу один спектакль сделать, но такой, чтобы помнили. Тарковского спросили: почему вы так мало сняли фильмов? Он ответил: если к делу подходить серьезно, то, наверное, даже слишком много.
 

- Ты часто ставишь малоизвестные оперы - "Валли" Каталани, к примеру. Не боишься трудностей с певцами и публикой?
 

- Да ведь все в музыке трудно! Для нас и "Онегин" труден: многие из тех, кто его поет, не имеют на это права. Я могу так говорить, потому что угробил жизнь свою на этот жанр, великий, но утопический. Идея коммунизма куда как хороша, но утопична - так же и опера. Нет солистов - вот и поем уголовно. Послушай "Моцарта и Сальери" в Большом театре - они что, у логопеда находятся? Они мысль Пушкина не несут - они ее докладают. Вещают, беседуют, как телекомментатор. Поэтому и репертуар из двух строчек. "Травиату" можно поставить и уголовно - народ пойдет. А тут гениальная опера "Валли" - и половина зала. Доницетти написал 74 оперы, есть даже о декабристах и Петре Первом. Но никого это не интересует! Странный жанр - опера: никто не пойдет смотреть самый гениальный фильм в двадцатый раз, а на "Травиату" пойдут. И не хотят ничего нового.
 

- Поэтому и в "Новой опере" нет того же Беллини?
 

- А с кем ставить? Солистов нет, а как появятся, уезжают петь за границу.
 

- "Риголетто" же было с кем. Хорошая Джильда у вас есть - уже много.
 

- Семейные радости: "Хорошо, хоть Джильда есть!". А вот Тосканини не хотел ставить "Кармен", потому что не было хорошего исполнителя на "кушать подано"! У нас сплошные дырки незаштопанные, и думаем, что не видно. Джильда есть - ах, какая радость! А мне нужен Спарафучилле, мне все нужны - это же театр! Я ведь ставлю спектакль про что-то. "Гамлет" у Штайна - один, у Козинцева - другой: каждый слышит по-своему. А я Колобов, и пусть мне таланта отпущено на копейку, но я хочу, чтобы было так, как я слышу. Когда Станиславский делал в опере купюры - ему аплодировали, я сделаю - критики мордуют... Как-то у меня брали интервью, и я сказал: на старости лет я уже не понимаю, что такое музыка, для меня и шелест ветра, и хорошие стихи, и живопись, и спектакль Пети Фоменко - все музыка. Понятна мысль? И вот эта дура (в микрофон очень четко: дура, дура!- В.К.) написала: Колобов уже не понимает, что такое музыка. Она потом мне звонила, и я попросил ее забыть мое имя. А публика ко мне пока ходит, театр пока жив, и слава Богу. А то, что даже в год Беллини в Москве о Беллини забыли, то и это наша традиция: пока человека на кладбище не понесут, его в России и не вспомнят. А это гений, Богом поцелованный. Он же в Сицилии родился, там вообще облаков не бывает, и вдруг одно по небу плывет... И возникает мелодия: та-ра-ра-ри... Как это происходит - загадка, и разгадывать ее не нужно. Известен случай с Россини: он сочинял мелодию в соль мажор, но тут на ноты села муха и поставила кляксу - получился соль минор. А наши потом докторскую диссертацию защитят в спорах, почему соль минор. Хотя все просто. Понимаешь, классики - простые люди, нормальные. Это мы из них делаем гербарий, а они - живые. Россини в письме сообщает: блин, завтра премьера, а у меня увертюра не готова! И вот всю ночь писал, а потом еще переписчик трудился - представляешь, что потом играли, ужас! Но премьера состоялась, как писали газеты, с большим успехом.
 

Укротители змей
 

- Ты говорил: рынок и искусство - вещи несовместные. А я подумал о том, как появилась вся великая итальянская опера XIX века: ведь только усилиями импресарио. Это им приходило в голову позвать Россини или Беллини и заказать им новую оперу к открытию сезона. Сейчас ты можешь вообразить Большой театр, который к сентябрю закажет оперу Кобекину?
 

- Но там же интеллигентные люди были! Вот наш спектакль "Первая любовь": я предложил сюжет, Андрей Максимов сделал либретто по Тургеневу, Андрей Головин написал замечательную музыку, но никто не ходит. Угроблю деньги на постановку, а зал пустой. Я же разорю свой коллектив!
 

- Ты первым у нас поставил "Силу судьбы" в оригинале - еще в Свердловске. И были полные залы. И на "Пророке" Кобекина тоже битком.
 

- Это было другое время. Нет, пойми правильно, я не ностальгирую. Я 18 лет состоял в партии, а потом сдал им все свои звания.
 

- Как сдал?
 

- Могу показать: я с них даже расписку взял. И все им вернул.

- Им - это кому?
 

- Коммунистической партии. Мне звания ты давал? Или, может, народ? Давал обком. Вот документ от 19 ноября 1990 года: хочу вернуть все свои звания. И расписка: звания приняты.
 

- Шукшин таких называл: "Чудики".
 

- Ничего подобного: сказать правду, я тоже пожить хочу. У меня ни машины, ни даже заначки большой нет. Дачи нет нормальной. А у воров - хоромы. Я вот этот дом построил - театр "Новая опера". Это лучшее, что я сделал.
 

- Почему не получилось в Кировском?
 

- Они даже предлагали мне быть главным дирижером. Я отказался: там надо знать, кто чья любовница и кто жена, и только потом приступать к распределению ролей. Я уже такое проходил в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, но это был маленький такой змеюшник, а Кировский - целый террариум. А ты знаешь, что меня даже хотели убить, так что я дочку в Свердловск эвакуировал? Да, да, все было, но Бог миловал. Я девочку какую-то не взял в театр. Звонят из ЦК: что это вы ее не берете?! Отвечаю: у меня есть брат, замечательный человек, но я же не предлагаю вам взять его к себе в Политбюро! А в театре пока я худрук и беру того, кого считаю нужным. Ну, говорят, Колобов обнаглел!!! На "Онегина" назначаю молодых певцов - тут же приходит ветеран качать права. Я напоминаю: сколько вам лет? 59! Мы что, в доме престарелых оперу ставим? И в 60 лет будем вспоминать: как было хорошо, Танюха! И пошел слух, что Колобов - монстр. А я просто хочу искусством заниматься. Почему я сегодня всю ночь ноты переписывал? Хотел концерт закончить "Лакримозой" из Реквиема Доницетти, а для этого надо было расшифровать его рукопись. Кто это оценит? Я не к тому, что жду благодарности,- Бог оценит. И Доницетти: я скоро с ним повидаюсь, может, буду ему там пиво носить.
 

- Фантастическая вещь классика: все время кажется, что написано сегодня и про сегодня.
 

- Знаешь, как Пушкин поначалу назвал "Моцарта и Сальери"? "Зависть". А что такое зависть: у тебя "Мерседес", у меня "Вольво", ерунда. "Моцарт и Сальери" - совсем другое, это про тебя и про меня, про всех. Почему Сальери бесится? Пьяный алкаш знает Моцарта, а его, великого Сальери,- нет. И эта история повторяется постоянно. Высоцкого, зачуханного алкаша, весь народ поет! И это тоже бесило.
 

Поэты и махальщики
 

- Скажи, а почему все-таки ты не делал себе карьеру? Вон люди уже и метрополитен-операми руководят, и все прилавки мира заваливают записями - скорострел, сущий конвейер. И успех какой!
 

- Ну и что? Спроси еще: люди воруют - почему я не могу? Меня в "Ла Скала" приглашали дирижировать балетом. Я им объяснил: балетами не дирижирую! Удивились: вы что, не понимаете, это же "Ла Скала"! Ну и что - "Ла Скала"! Я могу поехать бесплатно, но буду играть ту музыку, которую хочу. А если бы я думал о карьере, я бы давно ее сделал. Особенно на Западе, где только махни - все остальное сделают за тебя. И я бы уже вполне упакованный был, но я просто об этом не думаю. Так воспитали: я в монастыре мужском учился - десять лет в хоровом училище при Ленинградской капелле. Все думают, что я из Свердловска, а я ленинградец, родился в доме, где Ахматова жила.
 

- А почему тогда пошел не в Ленинградскую консерваторию, а в Свердловскую?
 

- Мне Чернушенко посоветовал: есть в Свердловске потрясающий профессор Марк Израилевич Паверман - я взял и поехал. И мама отпустила в семнадцать лет. Значит, Бог вел.
 

- Не пожалел?
 

- Нет, никогда. Жалею, что вернулся в Ленинград. Я ведь в Питер поехал не из-за Кировского театра, а из-за Юры Темирканова. Великий дирижер. Мне говорили: он пьет! А какое ваше дело? Мне дороже алкоголик Мусоргский, чем трезвенник Кюи. Большинство модных дирижеров имеют отношение не к музыке, а к альбому для раскрашивания. Они раскрашивают ноты. За два занятия ты, Валера, научишься дирижировать не хуже. А меня вся эта парикмахерская совершенно не колышет. Так что я в Ленинград приехал из-за Темирканова, а не потому, что хотел на родину вернуться. В Питере я бы жить уже и не смог: декорации те же, а все другое. Я семнадцать лет прожил в Свердловске и домой приезжал только на лето - побыть с мамой, папой, побегать по музеям. А тут вернулся - совсем другой город: снобизм, интриги, амбиции. Мы вообще страна больных амбиций: вчера сантехник - сегодня уже оракул. Темирканова судить по этим меркам нельзя - он другой. Такие люди приносят в мир свою ауру. Как Моцарт, Пушкин, Бунин... А у нас так любят гениев опускать до своего уровня. Ну скажи, зачем надо было делать такой фильм - "Дневник его жены"? Какое у этих людей право лезть в личную жизнь Бунина? Наглый фильм, грязный. У меня остался осадок уголовщины, мне гадко стало на душе. Голубой Чайковский или нет? Да плевал я на это: он жизнь свою выстрадал, но нам подарил столько счастья! Или Оскар Уайльд, Микеланджело, какое мне дело до их личной жизни! В московских же и питерских мозгах все извратилось до абсурда... Я думаю: если в России что-то еще будет хорошего, то это придет из провинции. И если что-то хорошее я в столицу привез - привез из Свердловска. Я не говорю, что в Ленинграде и Москве все сволочи. Я и сам честно работаю, сколько мне дал Бог. Не машу палочкой сегодня в Анкаре, а завтра в Зимбабве. Мне после "Пиковой дамы" надо пять дней, чтобы оклематься. Потому что ее я пережил, продирижировал с кровью. А они каждый день машут в разных городах мира - для них это уже спорт.
 

- Но ты же не скажешь, что Джеймс Ливайн - халтурщик. А расписание тоже плотное.
 

- Нет, он дирижер потрясающий. Но вот же позволил себя сожрать! Впрочем, и у главного дирижера "Метрополитен", и у главного дирижера "Новой оперы" на кладбище все равно будет однокомнатная квартира. У меня жизнь, к счастью или к несчастью, одна. Я сейчас книг накупаю, которые у меня советская власть сперла, а теперь они на нас свалились, только успевай читать. И я покупаю как алкоголик и знаю, что не успею прочитать, но хочется.
 

- А для музыки времени все меньше?
 

- А что мне музыку слушать! Я беру партитуру - и слышу. Зачем мне переводчик-комментатор по поводу "Евгения Онегина"?!
 

66-й сонет Шекспира
 

- Как же все-таки быть, если петь у нас хронически некому?
 

- Почему некому? Приходят из консерватории - многие поют. Потому что их учили издавать звуки. Но не научили, зачем и о чем. Знаешь, как я театр называю? ОПТУ - оперное профессионально-техническое училище. Потому что многие "Годунова" поют, а пьесу не читали никогда. Это вечная тема: Россини тоже бился с этими тупыми примадоннами, у которых если связки есть, то извилин нет, если извилины в порядке, связки подгуляли, ну все время трагедия! А если голос хороший - его у меня тут же отберут: вон вокруг уже ходят гиены эти, грифоны, импресарио так называемые. Почему я должен на них жизнь гробить? Я тоже хочу по лесу походить, книги почитать. Просто людей своего театра бросить не могу. И пока Лужков на месте - я с ними. Иначе буду предателем. Зато они меня подставляют сколько угодно: спасибо, Евгений Владимирович, я уезжаю. Оказывается, вчера позвонили: Вась, хочешь в Кейптаун?
 

- Я тебя еще на Свердловском ТВ знал не то чтобы оптимистом, но и не очень мрачным. Ты у нас в прямом эфире пел в вокально-инструментальном ансамбле про жизнь, любовь и счастье - помнишь?
 

- А я и сейчас не пессимист. Кто-то правильно сказал: циник - это усталый романтик. А романтиком в театре остаться невозможно: в театре один человек может все испортить. Труба как загвоздит - и все будут помнить не музыку, а эту трубу. Поэтому я и завидую писателям и художникам: они отвечают только за себя. Пушкин все лучшее создал в ссылке. В Петербурге баб трахал и в карты играл, вино пил и стрелялся. А писал в Михайловском, в Болдино. Сам процесс создания - тет-а-тет с бумагой. А в театре постоянно зависишь сразу от всех. Они, может, хорошие люди, но у каждого свои проблемы, и можно со сцены такое услышать, что аж тошно. Им ноты мешают. И дирижер вечно плохой.
 

- А что это за спор вышел между "Новой оперой" и садом "Эрмитаж"?
 

- Они тут затеяли чайханы пооткрывать, дискотеки. А ведь в этом саду Шаляпин пел, Рахманинов дебютировал, но это никого не колышет! И я должен бороться с каким-то деятелем, который в жизни ничего не читал, но у которого мешок денег. Вот так всю жизнь и проборолся - ну и что в итоге? Все уехали, а я сижу здесь. Романтик был, ро-ман-тик. Все для людей хотел. А за патриотизм в жизни не платят. Это в Думе за патриотизм платят. Ядерные отходы везут в страну, которая и так уже сплошная свалка,- и ничего, все молчат. А как ринуться на помощь Анголе - тут мы в первых рядах. Читай 66-й сонет Шекспира - там все про сегодняшний день сказано...
 

Кончилась пленка, голос Колобова отзвучал - теперь уже с той стороны вечности. Почитаем, по его совету, Шекспира:
 

Зову я смерть.
Мне видеть невтерпеж
Достоинство,
что просит подаянья,
Над простотой
глумящуюся ложь,
Ничтожество
в роскошном одеянье,
И совершенству
ложный приговор,
И девственность,
поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену
у немощи беззубой,
И прямоту,
что глупостью слывет,
И глупость
в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность
на службе у порока...
 

Валерий Кичин
 

Опубликовано в "Российской газете" от 17 июня 2003 г., N  114 (3228).
Публикуется с разрешения автора интервью Валерия Кичина

Материалы по теме
Мнение
12 марта
Виталий Аверин
Виталий Аверин
Два довода противников консолидированного голосования за Владислава Даванкова
Мнение
28 декабря 2023
Мария Попова
Мария Попова
Интересный ответ из прокуратуры
Комментарии (9)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Григорян
11 янв 2012 05:16

Великолепное интервью. Спасибо, Ребекка. Я в РГ лет десять не заглядывал, и гарантированно бы его пропустил.

Борис Май
11 янв 2012 09:19

Спасибо, Ребекка! Отошлю знакомым.

Ольга
13 янв 2012 04:43

Как жаль всегда расставаться с настоящими людьми... Их так мало. А ещё меньше тех, кто их по-настоящему понимает и способен поддержать своей жизнью, своими делами...
Этот сонет - моё первое сильное философско-поэтическое впечатление в жизни. Помню его наизусть в нескольких переводах. Но этот - лучший - Маршака.

Ребекка
13 янв 2012 15:33

Да, удивительно честный человек. С такими принципами выжить в театре.... И еще мне близко вот что: "Известен случай с Россини: он сочинял мелодию в соль мажор, но тут на ноты села муха и поставила кляксу - получился соль минор. А наши потом докторскую диссертацию защитят в спорах, почему соль минор. Хотя все просто. Понимаешь, классики - простые люди, нормальные. Это мы из них делаем гербарий, а они - живые. "
Мне повезло, что мне об этом рассказал один хороший друг в консерватории. А так в основном гербарии разводили.

Терентьев С.А.
29 янв 2012 01:41

Название уж больно мерзкое.
Всё никак из дикости выползти не можем, а о высоком тут говорим.

Ребекка
29 янв 2012 04:20

Название не мое. Все претензии в автору. Мне понравилось.

С.А.
29 янв 2012 13:40

Ребёнок Вы ещё, Ребекка. В лучшем случае.

Val
31 янв 2012 03:12

Ребекка,grazie

Что?
31 янв 2012 03:20

Зачет и повышение оплаты труда?)))

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме