Кировская область
Александр Рашковский Александр Рашковский Кировская область 14

Как сооружали и разрушали народный памятник в Вятке почивающему Александру III

Как сооружали и разрушали истинно народный памятник

Сооружение в городе Вятке в Бозе почивающему Императору Александру III и сквера вокруг Александро-Невского собора великого архитектора Витберга(1).

 

Из сообщения журнала «Строитель» за 1896 год:

«В конце 1894 года по почину бывшего начальника Вятской губернии генерал-майора Ф.Ф. Трепова в городе Вятке и Вятской губернии была открыта подписка на венок на гробницу в Бозе почивающего Императора Александра III, - давшая в течение одного месяца более 4.000 рублей (сегодня это не менее 15.000.000 рублей).

По возложении означенного венка, от собранных по подписке денег оказался значительный остаток.

На оставшуюся сумму решено было устроить около Александро-Невского собора сквер, обнеся его чугунной решеткой, и в сквере поставить бюст Царя-Миротворца.

(Сегодня бы просто распихали остаток денег по карманам, а то и все собранные деньги, как это произошло, по версии некоторых авторов Интернета с деньгами на памятник Григорию Булатову).

Городская Дума Вятки постановила безвозмездно уступить под сквер 7.225 квадратных саженей городской земли.

С весны 1895 года было приступлено к работам по устройству ограды. Стоимость решетки ее была исчислена в 20.000 рублей.

Владельцы горных заводов Вятской губернии господа Пастухов и Поклевский-Козел первоначально изъявили готовность взять за исполнение ее на своих заводах только ту стоимость, в какую она обойдется им самим, но потом отказались от всякого вознаграждения.

14 сентября 1895 года Государь Император по докладу Министра внутренних дел Высочайше соизволил на сооружение памятника, а 30 августа 1896 года было совершено торжественное открытие означенного памятника и сквера.

Сквер имеет в стороне 198 сажень (422 метра) и обнесен чугунной решеткой на каменном фундаменте.

Ворота, ведущие в сквер, названы:

  1. Северные – именем Императора Александра III.
  2. Западные – именем Императора Николая II.
  3. Восточные – именем Императора Николая I.
  4. Южные – именем Императора Александра II.

Это воспоминание того, что время сооружения Александровского собора и устройство сквера обнимают царствование поименованных Государей.

В решетке ворот и калиток имеются гербы уездов Вятской губернии.

Сквер разбит по плану, составленному известным садоводом Регелем(2), высажены в нем преимущественно деревья невысоких пород и кустарники.

В узлах дорожек устроены цветочные клумбы.

Постамент сооруженного памятника изготовлен из светло-серого уральского мрамора. Мрамор постамента полирован. Стоимость постамента – 800 рублей.

Бюст отлит из темной бронзы по модели художника Баха(3). За изготовление ему уплачено 1.500 рублей.

Почивший МОНАРХ изображен в генерал-адъютантской форме с орденом Георгия на шее.

Комитет, образованный для сооружения сквера и памятника Императору Александру III, не прекратит своей работы. Он будет и впредь разделять заботы городского общественного управления по дальнейшему благоустройству сквера и сохранению памятника».

«Строитель», 1896, №13, с.793-794.

Что же произошло с памятником и сквером?

Приведу три архивных документа.

Из письма начальника милиции Вятской губернии в адрес Президиума Вятского городского совета от 17 июня 1929 года:

«Представляю ходатайство Вятской публичной библиотеки им. Герцена от 12 июня 1929 года о передаче ей пустого пьедестала бывшего царского памятника (находится в настоящее время в ограде Александро-Невского собора) для использования под памятник-бюст А.И. Герцена. Считаем, что ходатайство надо удовлетворить, так как пьедестал стоит в ограде собора беспризорно и бесполезно».

(ГАКО, ф. Р-1258, оп.1, д.1772, л.108).

Из письма Президиума Вятского городского совета в адрес Вятской публичной библиотеки им. Герцена от 21 июня 1929 года:

«Президиум Горсовета разрешает снять пьедестал бывшего царского памятника в сквере Александро-Невского собора для использования его под памятник-бюст А.И. Герцена при библиотеке».

 (ГАКО, ф. Р-1258, оп.1, д.1772, л.113 «а»).

Бронзовый бюст Императора Александра III был сброшен с пьедестала вскоре после февральской революции 1917 года и отправлен на склад, а затем в переплавку.

Письмо Вятского областного военно-промышленного комитета от 6 июля 1917 года о принятии на склад попорченного медного бюста Императора Александра III, стоявшего в сквере у Александровского Собора, весом 14 пудов.

(ГАКО, ф.628, оп.6, д.402, л.37).

Бюст, наверно тоже в 1929 году, вместе с 182 колоколами города Вятки весом 5330 пудов (пуд – 16 кг), которые были сняты и разбиты, отправлен на предприятие цветной металлургии СССР как вклад губернии в индустриализацию страны. Замечу, что так было по всей стране.

Хочу обратить внимание читателей на скорость принятия решения властями города.

Сегодня на это ушло бы не менее полугода. Так что «прогресс» налицо.

 

Примечания:

 

(1)Живописец и архитектор Александр Витберг

 

«И невольно втесняется мысль: неужели прошел невозвратно век архитектуры?

Неужели величие или гениальность больше не посетят нас?».

Николай Васильевич Гоголь

 

Живописец и архитектор Витберг связал свое имя с проектом храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Грандиозная постройка эта окончилась неудачно. Она была приостановлена, а сам Витберг, оклеветанный, был сослан в Вятку, более, впрочем, за свои выходки против местных властей, чем за настоящие проступки.

По образованию живописец, Витберг, мистически настроенный, увлекся идеей сооружения храма Спасителя, который должен был в одно и то же время служить памятником войны 1812 года.

В три года он овладел техникой архитектуры и создал грандиозный, так много нашумевший проект.

В центре этого сооружения находился трехярусный храм.

В каждом из трех этажей было по церкви.

Нижняя, почти темная, продолговатая, символизировала земную телесную жизнь.

Средняя, в виде креста, мир душевный.

Верхняя, самая светлая, круглая – мир духовный.

Недостаточная ясная архитектура храма. Утомительная, ничем не разделенная колоннада. Общая запутанность сооружения, вызванная сложностью мистической идеи.

Малопонятны русскому человеку и мистические, с немецким философским акцентом, идеи Витберга, положенные в основу проекта. Но современники ценили проект более из-за них, чем из-за архитектурных достоинств храма.

Во всяком случае храм Витберга более интересен, чем нынешний храм Христа Спасителя в Москве архитектора Тона, построенный в «официальном» русском стиле николаевского времени, изобретенном самим же Тоном.

Многочисленные наброски к проекту храма Христа Спасителя доказывают, какую громадную работу совершил Витберг.

Эффектно, в живописном характере, нарисована Витбергом деталь лестницы к храму Спасителя от Москвы-реки.

Витберг Александр Лаврентьевич родился 15 января 1787 года.

Учился с 1795 по 1798 год в Горном корпусе, потом в Анненской школе. С 1802 по 1809 год обучался в Академии Художеств. За картину «Андромаха, оплакивающая Гектора» получил 1-ю золотую медаль и право на заграничную командировку. Но правом не воспользовался.

Был назначен помощником профессора Угрюмова в натурном классе Академии.

Увлекшись идеей памятника-храма войны 1812 года, стал самостоятельно изучать архитектуру и с 1813 по 1816 год составил проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, утвержденный в 1816 году Императором Александром I.

Витберг был назначен «директором и экономическим членом сооружаемого храма».

В 1817 году происходила закладка храма, а в 1826 году работы, только начатые, были прекращены. Витберг, несправедливо обвиненный, был отдан под суд и в 1835 году сослан в Вятку.

В 1816 году Витберг стал Академиком живописи.

В 1816 году исполнил иконостас домовой церкви князя А.Н. Голицына на Фонтанке.

В 1818 году исполнил придел во имя святого Александра Невского в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим).

Следующие работы А.Л. Витберга, составляющие собственность Ф.А. Витберга:

  1. Проект иллюминации московского почтамта в день рождения Александра I.
  2. Проект храма Христа Спасителя и первоначальные наброски к нему (1813-1816).
  3. Проект церкви в селе Величево.
  4. Проект дома в Москве (Дмитриева, у Спиридония (?) в 1814 году).
  5. Проект домовой церкви в Александровском сиротском институте в Москве в 1832 году.
  6. Высочайше утвержденный портик при входе и решетка Александровского сада в Вятке в 1836 году.
  7. Вятский собор в 1838 году (литография и раскрашивание Ивана Селезнева).

Отметим, что в 1816 году архитектор А.Н. Воронихин выполнил проект нового иконостаса по рисунку А.Л. Витберга.

Историческая выставка архитектуры. СПб, 1911, с.7, 35-36, 45, 47.

 

(2)Арнольд Эдуардович Регель,  родился в 1856 году.  Российский садовод и дендролог. По образованию инженер. Сын Эдуарда Людвиговича Регеля, директора (1875—1892) Петербургского ботанического сада. Занимался строительством парков, ландшафтной архитектурой. Основатель фирмы «Регель и Кессельринг», занимавшейся планировкой частных садов. Спроектировал и создал парк в имении «Случайное» генерала Д. В. Драчевского в долине реки Мзымты в 3 км от  Адлера (современный сочинский парк совхоза «Южные культуры»). Занимался устройством сада усадьбы Ала-Кирьола,  спроектировал Светлый парк в городе Нарва-Йыэсуу (Эстония). В 1896 году был опубликован труд А. Э. Регеля «Изящное садоводство и художественные сады», в котором обобщена и систематизирована история садоводства и разработана система практических рекомендаций. В 1990 году книга была переиздана. Умер в 1917 году в Вятке.

 

(3)Роберт Романович Бах, родился в Петербурге 9 февраля 1859 года семье художника и скульптора Романа Ивановича Баха.

 
В 1879—1885 годах состоял вольнослушателем в Академии Художеств на скульптурном отделении, где учился у А. Р. фон Бока, Н. А. Лаверецкого и И. И. Подозерова. В 1882 году получил Малую поощрительная медаль за лепку из воска барельефа «Эльф» (ГРМ), в 1885 году за лепку с натуры получил Большую поощрительную медаль и звание классного художника III степени.
В 1884 году посещал занятия на дому у профессора П. П. Чистякова. В 1886 году за ряд работ, в том числе барельеф «Идиллия» и портрет П. П. Чистякова, скульптору было присуждено звание классного художника II степени. В 1891 году за статую «Гений искусства», которая была установлена над левой частью здания Императорского общества поощрения художеств в Петербурге, был удостоен звания АКАДЕМИКА. С 1906 года действительный член АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ. Работая в области станковой пластики, создал целую галерею портретов художников, писателей и композиторов. В области монументальной скульптуры художник известен как автор памятников А. С. Пушкину в Царском Селе (1900), М. И. Глинке на Театральной площади в Санкт-Петербурге (1906).
Умер 17 сентября 1933 года в Ленинграде.

 

Полная версия с фотографиями:

http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/ht/112942-kak-sooruzhali-i-razrushali-istinno-narodnyiy-pamyatnik 

 

Александр Рашковский, краевед, 19 января 2017 года.

Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
После авторизации, имя в ваших комментариях
станет ссылкой на вашу страницу в соц. сети,
и появится возможность ставить оценки.
или
Представьтесь!
Авторизоваться через: 
Писатель Юрий Панченко
# 19 / 01 / 201709:49

Спасибо за полезный материал. Сколько в городе есть историков - впервые увидел ясное изложение темы.

Да, Александр Львович, Вы своим постом разрушаете твёрдую уверенность части нашего населения о том, что нормальной жизни до октября 1917 - не было. Пролетариату внушили, что он - гегемон, что его угнетали, и после октября он свободен. Свободен народ оказался от творческого труда, - в первую очередь. Эфемерная идея - мировой пролетарской революции, оправдывала любые преступления против человечества, культуры, семьи и детей. Сколько их легло в братские могилы из-за интернационального милитаризма, голода и разрухи, вызываемых "справедливыми коммунистическими" войнами. Война с памятниками и культурой прошлых веков на Вятке, - всему этому беспределу - яркое доказательство. Анекдот в тему времён оттепели, Леонид Ильич показывает бывшую императорскую дачу в Крыму, где он отдыхает с семьёй, маме. А та: - Ой, сынок, а ты не боишься, что большевики придут?

Евгений, кстати - события 1917 года происходили ОТНЮДЬ не под "коммунистическими" знаменами, а под эгидой РСДРП(б)...

Зырянин-язычник
# 21 / 01 / 201703:04

Народ голодал, а господа отбирая деньги у народа на памятники РОМАновым тратила.
Что РОМЕЙСКАЯ империя, что её копия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ империя - в ОСНОВЕ обоих сущностей лежало РАЗГРАБЛЕНИЕ и УНИЧТОЖЕНИЕ порабощенных РУСЬких народов.

Вот читаю, и поражаюсь, как можно восхищаться уничтожением и ограблением своих предков? не ужели настолько все отравлено в голове?

Кстати, тогда никто денег не отбирал. Взносы на памятник действительно были полностью добровольными. Это потом большевики придумали займы и принудительную подписку на них. Также, как и подписку на газету Правда для членов партии...

Зырянин-язычник Рашковском
# 21 / 01 / 201721:11

Александр, давайте логично и разумно. Конечно взносы были объявлены добровольными. И кто их приносил добровольно, но основная сумма была внесенна, как добровольное пожертвование, но из казны РОМАновского двора.
Ну не поверю я, что после голода и нищеты народ понесет деньги на какой-то памятник РОМАнову.
Но для поднятия любви народа к РОМАновым и православию и укрепления их власти, пошатнувшееся после их действий на начавшийся голод- это очень эфективное вложение в пропаганду.

Думаете эти схемы одурачивания населения только сейчас придуманны? Нет, они очень стары и нынешние их только повторят из раза в раз.

Зырянин-язычник
# 21 / 01 / 201721:30

И кстати , скорость принятия решения, по современному БЕЗУМНЫЙ ПРИНТЕР, тоже говорит о том , что похоже было давление на наместников от РОМАновых.)))

Зырянин-язычник
# 21 / 01 / 201703:43

Вятская губерния входила в число 17 регионов , затронутыми великим голодом 1891-1892 годов.
И вот уже в 1994 году они собирают с поредевшего после голода , нищего народа - деньги на памятник РОМАновым, да ещё с лихвой собирают. Несмешите. Тривиальное вливание в пропаганду. Для чего?
А почитайте о настроениях в РИ и о проснувшемся сознании после голода 1891-1892 года. О волонтерах из интелегенции и об американской помощи.


"В целом голод 1891—1892 годов имел последствием политическое пробуждение общества. По выражению Лидии Дан, голод показал, что «российский государственный строй обанкротился; все ощущали, что страна стоит на каком-то переломе». По мнению современного историка, «кризис, связанный с голодом, стал моментом, когда российское общество приобрело уверенность в себе, в своих силах, в своих обязательствах перед „народом“ и в своём потенциале управлять самим собой. Именно в этот момент Россия, в определённом смысле, первый раз проявила себя как нация (nation)»[17]."

Зырянин-язычник Рашковском
# 21 / 01 / 201721:23

Я так понимаю, некий Л. Дан. 1998 год.

↑7. Figes, 1998, First blood; цитата Л. Дан дана в обратном переводе.

Да дело не в этой цитате. Голод 1891 -1892 года действительно имел большое значение , как встряска для российского общества.
Есть даже такая параллель с путинской современность, Помните волонтеры со всей страны , без всякого государства, начали собирать вещи и продукты, для жителей крымска , а те кто поехал помогать в крымск оказались намного эффективней государственной системы МЧС. И тогда государство поспешно придумало закон о волонтерах, дабы взять инициативу под свой жесткий контроль.
Вот что-то подобнное случилось и в голод 1891-1892, когда интелегенция поехала помогать голодающим, а РОМАноское госюдарство направило усилия на то, чтобы взять волонтеров под свой контроль.

боюсь что для г.Рашковского сие не шибко убедительно

Зырянин-язычник алексу
# 21 / 01 / 201723:10

Ну а что не убедительно? Это просто правда и факты.
Кстати , вятский губернатор А. Ф. Анисьин в нарушение всех инструкций МВД с сентября 1891 года воспретил вывоз хлеба из своей губернии. И он был единственным , кто сделал это.

Вообще очень познавательный период, для понимания настроений в то время в РИ.
Вот например :
"Как только в распоряжение работавших в деревне волонтёров попадали благотворительные средства, их возможности расширялись. Благотворительная помощь, как материальная, так и денежная, никогда не расходовалась по тому же принципу, что и казённая. Напротив, общественники стремились самыми разнообразными способами дополнить официальную хлебную ссуду, организовывая новые виды помощи. Волонтёры выдавали отдельную помощь для малолетних детей, выплачивали пособия тем семьям, которые оказались в особенно тяжёлой ситуации, оплачивали крестьянам изготовление привычных им кустарных изделий и общественные работы в деревнях, помогали крестьянам с дефицитным топливом. Были также и попытки справиться с такой важной проблемой, как нехватка корма для сельскохозяйственных животных — иногда крестьянам давали корм для скота, а иногда благотворители забирали лошадей на прокормление в другие местности, где фураж был в достатке.
Особенно удачной формой помощи, по общему признанию, оказалось устройство благотворительных столовых. Крестьяне, понимавшие, что продовольственная ссуда есть обязанность государства, не всегда верили в то, что получаемая ими благотворительная помощь состоит из пожертвований частных лиц. Любой помогавший крестьянам «барин» воспринимался ими как представитель государства, а ограниченный объём помощи с его стороны — как свидетельство того, что он «прикарманил» часть «царских» денег. Но то, что царь не будет устраивать столовые и организовывать питание, было для крестьян очевидным. Именно труды по устройству столовых понимались крестьянами как добровольная помощь и вызывали у них благодарность."

Ну вот будет народ с таким настроением собирать деньги на памятник РОМАновым ?

Зырянин-язычник
# 21 / 01 / 201723:23

Л.Н.Толстой был одним из тех ,кто помогал в период голода нуждающимся крестьянам.
Вот что он пишет о том периоде.

" Люди и скот действительно умирают. Но они не корчатся на площадях в трагических судорогах, а тихо, с слабым стоном болеют и умирают по избам и дворам. Умирают дети, старики и старухи, умирают слабые больные. И потому обеднение и даже полное разорение крестьян совершалось и совершается за эти последние два года с поразительной быстротой. На наших глазах происходит не перестающий процесс обеднения богатых, обнищание бедных и уничтожение нищих. Процесс совершается обыкновенно так: богатый сначала продаёт лишнюю скотину, то есть трогает основной капитал, лишается своего обеспечения в случае невзгоды, средний закладывает часть земли, берёт под заработки у господ и их приказчиков вперёд деньги, закабаляя себя часто в неисполнимую весеннюю и летнюю работу. Бедный продаёт последнюю корову и потом лошадь и потом закладывает или продаёт землю. Нищий ходит по миру. Когда богатым проедено то, что выручено за скотину, он де­лает то, что делает средний, то есть закладывает землю, закабаляется в работу, а средний — то, что бедный, а бедный — то, что нищий — продаёт надел, если ещё раньше его не отобрали в пользу богатого, исправного плательщика. Между тем нищий уже начинает ломать двор, ригу, топить ею избу и, наконец, продаёт свою избу на дрова, а семья частью идёт на квартиру, за которую заплачивает каким-нибудь остатком имущества, частью расходится по миру. Вот что происходит в экономическом отношении. В нравствен­ном же отношении происходит упадок духа и развитие всех худших свойств человека: воровство, злоба, зависть, попрошайничество и раздражение, поддерживаемое в особенности мерами, запрещающими переселение. …В гигиеническом или скорее в антигигиеническом, то есть в отношении смертности народа происходит то, что общие шансы на смерть значительно увеличиваются. Здоровые слабеют, слабые, особенно старики, дети преждевременно в нужде мучительно умирают."

То есть, вы хотите сказать, что в начале XX века, для выхода из этого состояния всеобщего обнищания, крестьянству и российскому обществу, - и была предложена "маленькая победоносная" с Японией. Как-то... из вышесказанного напрашивается аналогия с веком XXI, в нашей стране. Естественно, на другом технологическом уровне, но похожем социальном. Крестьянство вынудили превращаться в городской пролетариат. Проигрыш этой войны, антигосударственные настроения масс - заставили верха демократически реформироваться и реагировать. Но, война, как инструмент внешней политики, заставила нас участвовать в Первой Мировой...?

Оставить комментарий
Авторизоваться для комментирования: