Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Опыт, психотерапия, профессиональный вызов. Чем стал сбор подписей за Надеждина для участников региональных штабов

Опыт, психотерапия, профессиональный вызов. Чем стал сбор подписей за Надеждина для участников региональных штабов

Очередь из воронежцев, которые хотели оставить подпись за выдвижение Бориса Надеждина
Фото: center_vrn / Telegram
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Дни сбора подписей для регистрации Бориса Надеждина на выборы президента РФ запомнились очередями из желающих поддержать антивоенного кандидата. И даже когда ЦИК 8 февраля отказал политику в регистрации, сославшись на высокий процент брака в подписях, многие нашли повод для высказываний в духе «Главное — участие». «7х7» спросил участников региональных штабов Надеждина, почему они решили собирать подписи, как чувствовали себя после решения ЦИКа и что планируют делать на мартовских выборах.

 

“Мы стали свидетелями зарождения гражданственности”

Видеоблогер и активист Павел Сычев был главой штаба Бориса Надеждина в Воронежской области. Также представители воронежского штаба собирали подписи более чем в десяти регионах, нашли и обучили волонтеров из Удмуртии и Мордовии, где потом появились собственные штабы. Ранее Сычев участвовал в выборах разных уровней в качестве самовыдвиженца и от партии “Яблоко”, проводил митинги и пикеты. Он вышел с пикетом 8 февраля, когда ЦИК не зарегистрировал Надеждина на выборы.

Павел Сычёв на пикете 8 февраля

Павел Сычёв на пикете 8 февраля. Фото: Штаб Надеждина Воронеж / Telegram

Свою команду Павел Сычев назвал единственной опытной из тех, кто остался в России:

- Знаю, что прозвучит нескромно, но никто бы с этим [сбором подписей] лучше не справился ни в Воронежской области, ни в России. Мы не могли не включиться в это. Власть сделала все для того, чтобы нас разобщить, но мы смогли найти точку кристаллизации для объединения. В каждом городе страны появились новые комьюнити и новый актив людей, которые помогут всем нам стать ближе к тому будущему, о котором мы все мечтаем.

Чувствовать такую невероятную поддержку людей - это лучшая психотерапия в столь сложное время. Это очень сильно окрыляет и дает силы двигаться дальше. Теперь мы знаем, что в обществе есть запрос на перемены, а все мы стали свидетелями зарождения гражданственности.

Павел ожидал, что Надеждина не зарегистрируют:

- У меня не было никаких эмоций, кроме чувства брезгливости к тем, кто ответственны за подобные решения. Я посчитал, что я должен поучаствовать в распространении этого позора, в который в очередной раз угодил ЦИК и Памфилова. Мы должны рассказывать людям о том, как действуют [такие люди] против гражданского общества, и пикет - это часть информационной борьбы.

Сычев планирует прийти на выборы 17 марта в 12:00 - это условия акции “Полдень против Путина”, когда несогласные с режимом собираются прийти на участки и увидеть друг друга. Он будет голосовать за Надеждина: “А если его не будет в бюллетени, то я его сам туда впишу”.

«Это была репетиция и проверка команды»

Светлана Каверзина, глава штаба Надеждина в Новосибирской области, - действующий муниципальный депутат. Она избралась на волне объединения для самовыдвиженцев “Коалиция Новосибирск 2020”, была главой регионального отделения партии “Яблоко”. Выступала в поддержку политзаключенных и ЛГБТ-активистов, была членом инициативной группы по возврату прямых выборов мэра в Новосибирске.

Для Каверзиной было неожиданностью, что Бориса Надеждина вообще допустили до сбора подписей:

- Какого-то сильного разочарования [что ЦИК не зарегистрировала политика] у меня не было, я была к этому готова. Я сомневаюсь, что суд встанет на нашу сторону и пойдет против избиркома.

Опыт сбора подписей депутат назвала возможностью проверить себя и своего рода репетицией:

- Мы учимся, обкатываем команду, посмотрели на каждого в действии, укрепляем материальную базу, учимся «чисто» собирать подписи. Мы научились действовать в жесточайших условиях, в условиях экономии и «человеческого цунами». Мы не намерены сдаваться, у нас есть план вплоть до 2026 года. 

Этот план включает в себя избрание в Госдуму представителей партии “Гражданская инициатива”. Чтобы это сделать без сбора подписей, нужно, чтобы представитель партии смог избраться в какое-либо заксобрание по партийному списку в 2024 или 2025 году.

- Я довольна своей командой и тем, как мы сработали. Если команда не распадется, то в сентябре этого года мы будем помогать избираться в заксобрания коллегам из других регионов, а в 2025 году - проводить выборы и избираться сами, - сказала Каверзина.

Она не готова голосовать за других кандидатов в бюллетене на президентских выборах: “Дальше посмотрим, возможно, центральный аппарат [штаб Надеждина] предложит общее решение. Но если они предложат поддержать другого кандидата, это не моя история, я не готова к этому”.

«Верховный суд может не только вернуть кандидата в компанию, но и доверие к выборам»

Активист, политтехнолог и эксперт по регионалистике Илья Шестериков руководил штабом Надеждина в Ярославской области. В предыдущие годы он был одним из организаторов митингов против пенсионной реформы и за отставку предыдущего мэра Ярославля, запускал важные для города петиции. В 2021 году получил премию “Гамбургский счет” за проведение региональной кампании на выборах в Госдуму - Шестериков работал в штабе “Справедливой России”.

Очереь в коридоре ярославского штаба Надеждина

Очереь в коридоре ярославского штаба Надеждина. Фото: center_yar / Telegram

Собирать подписи для Надеждина он решил, потому что выступает за сохранение гарантированных избирательных прав граждан и считает, что в парламентах любых уровней представлен “узкий спектр мнений”. Также эта кампания стала для него профессиональным вызовом:

- Кейс Надеждина - интересная технологическая задача вести кампанию нестандартного для нынешних времен кандидата. Браться за безнадежное дело - при отсутствии ресурсов, в сжатых сроках - добавляет азарта.

Шестериков надеется, что Верховный суд примет сторону Надеждина:

- Был такой прецедент в Рыбинске [второй по величине город Ярославской области] в 2006 году, когда по подписям кандидата не допустили - и буквально за несколько дней до выборов его Верховный суд восстановил. Такие полномочия у суда есть. Как будет в этот раз, я не знаю. Верховный суд может не только вернуть кандидата в компанию, но и доверие к выборам и к институту выборов. Все ответы еще не сказаны, у нас еще есть большое количество времени. В нынешних условиях мы понимаем, что день для нас - как целая жизнь.

Политтехнолог охарактеризовал этап сбора подписей как важный период для людей, увидевших, что они не одни:

- У нас был мужчина в возрасте. Он зашел, увидел очередь - у него была такая степень удивления, что словами не передать. Он обалдел, сказал, что впервые видит вместе столько людей, не разделяющих позицию, вдалбливаемую телевизором. Люди увидели, что есть другая, альтернативная точка зрения, и что люди, поддерживающие ее, ни какие-то там отщепенцы. 

Илья будет ждать решения Верховного суда. Если Надеждина зарегистрируют, он продолжит агитацию за кандидата. А в день голосования будет выбирать из тех кандидатов, что останутся в бюллетене.

“Будет что рассказать внукам”

Активистка Ирина Никифорова была помощницей главы штаба Надеждина в Татарстане. Ранее она участвовала в движении “Против строительства мусоросжигательного завода”. В 2020 году вместе с другими участниками движения выдвигалась в совет депутатов поселка Осиново, где строился завод. Команду экоактивистов сняли с выборов.

- У меня был опыт работы в предвыборной кампании, я решила попробовать и тут, - объяснила она свое решение собирать подписи для Надеждина, - работая в штабе, я получила просто колоссальный опыт ведения предвыборной кампании с таким большим количеством людей, которые стояли в очередях, чтобы поставить подпись. Работа в штабе - это движуха, будет, что рассказать внукам. Своим коллегам я говорю, что мы подготовились к следующим выборам.

Она тоже не думала, что ЦИК зарегистрирует Надеждина. “Но надежда умирает последней, ведь впереди еще суд. У нас еще есть шанс”, - добавила активистка.

Ирина Никифорова планирует голосовать: “Бойкотировать я точно не собираюсь”.

“Общение с людьми одних взглядов вселяет желание продолжать тут жить и работать”

Представитель штаба Надеждина в Белгородской области общался с “7х7” на условиях анонимности. Он назвал себя политическим активистом, живущим “на перспективу будущего”:

- В данный момент этот опыт [сбора подписей] не играет большой роли, так как решение о регистрации любого кандидата от оппозиционных сил чисто политическое, повлиять на него практически невозможно. Но считаю нынешний опыт достаточно ценным и важным в будущей России и в будущих выборах, которые, хочется верить, будут настоящими и прозрачными.

Активист считает "Мартовские иды" [то есть избирательные кампании] в России захватывающими:

- Кажется, что год за годом одно и тоже, но для некоторых людей участие в сборе подписей, агитации, менеджменте штаба является самым настоящим наркотиком, на который очень легко подсесть, хотя бы раз приняв участие в предвыборной кампании. Я люблю такие мероприятия. Общение с людьми одних взглядов вселяет желание продолжать тут жить и работать. Видишь тысячи людей, приходящих выразить свое протестное настроение, и приходит так необходимое нам всем осознание, что ты такой не один в вакууме всецелой поддержки СВО.

По мнению активиста, растущий рейтинг Бориса Надеждина мог стать причиной второго тура на президентских выборах, если бы антивоенный кандидат попал в бюллетень.

- А может быть, [Надеждин мог] и оставить его [Путина] на задворках истории России. Что сказать по поводу самого ЦИКа? Тут можно лишь промолчать. Элла Памфилова выставила себя полной… - заключил собеседник “7х7”.

Активист из Белгорода пойдет на выборы президента: “Что я буду делать с бюллетенем, останется между мной и ним”.

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВыборыИсторииПолитика