«Лужи и чиновники за 100 лет не изменились». Как две девушки из Вологды создали экскурсионное бюро и пробудили интерес к городу у его жителей · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Вологодская область
  1. article
  2. Вологодская область

«Лужи и чиновники за 100 лет не изменились». Как две девушки из Вологды создали экскурсионное бюро и пробудили интерес к городу у его жителей

Евгения Сибирцева
Катя Хоботова и Нина Смелкова
Фото автора и из группы vk.com/vokrug_da_okolo

Бизнес, который не выглядит бизнесом, — пожалуй, так можно описать проект Кати Хоботовой и Нины Смелковой из Вологды, который они начали пять лет назад без каких-либо финансовых вложений. Девушки открыли бюро нестандартных экскурсий «Вокруг да около». Они уверены: сегодня важны не факты, которые каждый может найти в интернете, а их упаковка и личные истории. О том, почему их бюро похоже на ремесленническую контору и где в Вологде искать невест, — в материале «7х7».

О «нулевом клиенте»

До создания бюро Катя Хоботова и Нина Смелкова уже проводили экскурсии по Вологде, но по отдельности. Нина после окончания филологического факультета пошла работать в литературный музей, сначала вела литературные экскурсии по городу, потом — велосипедные. Тогда же познакомилась с Катей — та училась на факультете иностранных языков и проводила экскурсии для туристов.

Нина:

— Так и появилось наше бюро. Мы попытались соединить наши смутные представления о том, что мы хотим делать, и что-то создать из этого. Это оказался не такой простой процесс, как мы думали. Сошлись на экскурсиях для местных жителей. Туристических фирм и гидов очень много, а нам хотелось привнести в экскурсии какую-то душевность и рассказать жителям об их же городе и в обычных деталях, не в легендах, найти что-то интересное. Это сложная задача.

Катя:

— Мы хотели делать что-то необычное, но оказалось, что необычное кроется в обычной житейской истории, которую люди не всегда знают. Люди очень любят легенды, любят находить что-то спрятанное, но мы поняли, что если пересказать иначе обычные истории, то получается не менее интересно.

«Нулевым клиентом», как его в шутку называет Нина, был мужчина. С него все и началось. В 2015 году девушки сидели в кафе и обсуждали концепцию экскурсий, и вдруг откуда-то сзади услышали не очень трезвый мужской голос: «Девочки, а я бы пришел!» Через месяц тот же мужчина в том же кафе напомнил: «Так будет экскурсия-то, девочки?» И девушки решили: надо делать.

«Вокруг да около» задумывалось как бюро для вологжан, но примерно половина желающих посмотреть город — это туристы. Не в сезон больше своих, местных. Кате с Ниной удалось то, о чем они мечтали, — заинтересовать историей Вологды ее жителей.

Нина:

— У нас был случай, к нам обратились люди: «Мы живем в историческом доме, мимо нас все время ходят гиды и что-то рассказывают. Проведите для нас экскурсию, что там они рассказывают?» Очень много историй, когда к местным приезжают гости и ты вроде бы там не совсем гид, потому что человек, к которому приехали, хочет похвастаться перед гостями знаниями, которые сам когда-то получил. Местные, услышав какие-то известные легенды, говорят: «Ой, вот этого не надо!» Они и сами неплохо знают историю своего города. Есть постоянные посетители экскурсий, которые начинают: «Вот в этом доме в 60-е было то-то, мы знаем, мы там были...» Это тоже очень классная личная история, мы уже не столько рассказываем людям какие-то факты, сколько общаемся с ними, и они тоже тебе что-то рассказывают. Местные окают на экскурсиях — это прям маркер местных/неместных. Они начинают вспоминать слова своих бабушек, как те говорили. Для туристов это экзотика.

Катя:

— При этом отношение к самому памятнику [букве О] совершенно разное. Местные говорят: «Да ну, нет у нас оканья никакого, что врут-то все! Вот москвичи так акают».

Катя в одном из вологодских двориков

О бизнесе как ремесле

Первое время у девушек не было офиса: Нина работала в литературном музее, а Катя готовилась к экскурсиям у себя дома.

Катя:

— Первая экскурсия у нас прошла прямо здесь, за этим столом [у Кати дома]. Мы были настолько смелы, что умудрились позвать 17 человек. Хорошо, что это были знакомые и знакомые знакомых. Это была зима, мы понимали, что людям должно быть не только нескучно, но и не холодно.

Бюро «Вокруг да около» очень быстро стало популярным. В 2017 году Нина Смелкова победила в конкурсе Русского географического общества «Лучший гид России» в номинации «Гид-профессионал. Город».

В том же году у девушек появился офис в здании бывшей гостиницы «Золотой якорь» в историческом центре Вологды — он был нужен для встреч с туристами, для того, чтобы в сезон, когда по пять экскурсий в день, сделать перерыв, отдохнуть, наполнить чаем большой термос для экскурсантов.

 

Катя и Нина предпочитают работать с группами до 15 человек, чтобы уделить внимание каждому. Когда хорошая погода, желающих иногда набирается больше, чем нужно, и тогда экскурсию на ту же тему проводят повторно.

Катя мечтала, что экскурсии станут ее постоянной работой, а для Нины бюро — это способ заняться чем-то еще, бегство от стагнации. 

Девушки рассказывают, что, когда они еще только загорелись идеей создать бюро экскурсий, они не думали о прибыли и сосредоточились исключительно на творческой стороне. Со временем хобби стало приносить доход, но многие клиенты до сих пор думают, что экскурсии — это просто для развлечения.

Катя:

— Вопрос о том, чем мы занимаемся «для жизни», задают даже туристы. Говорят: «Ну хорошо. Иван Грозный, Герасим, Пётр Первый. А как вы живете-то, на что?» На самом деле, когда мы это придумывали, мы не знали [как будем зарабатывать]. Мы — девочки, для которых слово «бизнес-план» существует только на вебинарах, и это не те вебинары, которые смотрим мы. Вначале мы могли только пожертвовать нашим временем — придумать несколько экскурсий и посмотреть, что из этого будет дальше.

Нина:

— Потом оказалось, что люди готовы ходить на наши экскурсии, готовы платить деньги, и наше время стало как-то окупаться. У нас появилась репутация в городе и даже больше заказов, чем мы ожидали. Очень приятно, что вологжане, которые были у нас на экскурсиях, рекомендуют их не только своим друзьям и коллегам.

Девушки не рассуждают о своем бюро как о бизнесе. Они говорят, что это скорее ремесло. Им нравится, что у них нет начальника и они сами могут выбирать темы для экскурсий.

Нина:

— Никто нам не говорит, что к 75-летию какого-то события нужно о нем рассказать. В этом большое счастье, когда нет никого, кто бы говорил, что ты должен рассказывать и как. У нас единственный критерий — это интерес и отзывы гостей. Если им понравилось и они готовы платить тебе деньги, чтобы это и дальше продолжалось, то это, как мне кажется, очень неплохой показатель качества.

Катя:

— У нас получается немного ремесленническая контора, потому что мы, по сути, и ведем экскурсии, и думаем о том, что будет дальше, чтобы себе обеспечивать доход. Ремесленники — они же и паровозы, они же и вагоны. Нас очень часто спрашивают: «Так у вас кто директор-то? Наверное, кто-то директор, а кто-то — зам».

Нина:

— А у нас нет вертикали, у нас средневековые ремесленнические отношения. Горизонтальные связи очень важны в нашем деле, а вот какую-то вертикальную карьеру мы выстроить не сможем. У нас есть личные достижения. Приезжали, например, какие-то мэтры, Катя для них проводила экскурсию, им понравилось — нас это греет.

 
 
 

О коронавирусе, который помешал, но не остановил

Когда в конце марта в Вологодской области ввели режим самоизоляции, экскурсии прекратились, от офиса пришлось отказаться. Ограничения из-за пандемии стали испытанием, потому что большая часть работы все-таки проходила на улице и в разных исторических зданиях, а теперь ее не стало.

Но бюро «Вокруг да около» не закрылось, хотя источники дохода оказались перекрыты. Девушки сосредоточились на онлайн-форматах — лекциях и интерактивных играх. Недавно они выпустили онлайн-игру — это квест-тест, в котором можно «бродить» по центру Вологды онлайн и отвечать на вопросы, связанные с историей. Люди отблагодарили за игру донатом.

Онлайн-лекции Катя и Нина проводят бесплатно — это благотворительный проект совместно с Вологодской областной библиотекой. Взялись за него, чтобы голова не «застаивалась»: девушки скучают без общения и экскурсий.

Об Оксимироне и лужах

В век интернета, когда почти вся информация оцифрована и к ней есть доступ, очень сложно найти что-то интересное, чего люди еще не знают. Для девушек это еще один вызов. Для экскурсий они берут факты из нескольких источников — интернета, книг, рассказов жителей. И важны не сами факты, а их «упаковка».

Нина:

— Сторителлинг все равно присутствует. Ты берешь вроде как обычную историю, но можешь ее подать актуально для наших дней, сравнить кого-нибудь с Оксимироном — Батюшкова, например. Подростки сразу уши навостряют. Факты становятся интересными после того, как ты их обработал. Если людям что-то интересно, они загуглят и почитают. Мы должны заинтересовать городом, местом, показать его красоту, а не грузить историями, датами. Мы спрашивали людей: КПД от экскурсий очень низкий — люди ничего не запоминают. Говорят потом: «Вот, ходили с Ниной, было хорошо». У нас есть девочка, постоянно ходит на все экскурсии, она иногда нам говорит: «Была на очень классной экскурсии, три часа шла, так понравилось!» «Где была?» — спрашиваешь ее. «Ну, там церковь и святой источник», — отвечает. Все, что она вынесла, даже места не запомнила, поэтому бесполезно [грузить информацией] — главное, чтобы людям было хорошо.

Создавая бюро экскурсий, Нина с Катей сразу решили, что соревноваться с интернетом в объемах информации бесполезно, нужно искать какую-то «изюминку», за которой клиенты будут к ним возвращаться. И они ее нашли — впечатления и комфортное общение.

Стереотип про то, что гид — это некий вещающий скучную историю ментор, научный сотрудник, уже не актуален. Главное — чтобы людям понравилось. И им нравится. Даже ходить по лужам. Например, желающих отправиться на экскурсию «Коммунальный рай» об истории городского благоустройства, которую Нина намеренно проводит осенью и ранней весной, иногда хоть отбавляй. Оказывается, за 100 лет коммунальные проблемы жителей города почти не изменились — на улицах были те же лужи, а чиновники так же писали людям отписки.

Велосипедная экскурсия

Есть прогулки, на которые погода не влияет, — это велосипедные экскурсии. Они более длительные и в чем-то более сложные, потому что мало хороших тротуаров, нет велосипедных дорожек, приходится ехать по безлюдным и безмашинным местам. Любители велосипедных прогулок с удовольствием отправляются в такое приключение.

Экскурсии — это всегда обмен опытом. Знать все невозможно, поэтому, по словам девушек, самое ценное — это желание узнавать.

Нина:

— Я начала с уважением относиться к людям технических профессий, которые что-то еще знают про историю Вологды — потому что я, например, ничего не знаю о технических профессиях, а они из моей сферы что-то знают. Мне кажется, это очень здорово. Тем более, если ты не читал «Кануны» Белова, ну что теперь, с тобой не разговаривать, что ли? А почему ты должен читать «Кануны» Белова? Может, ты увлекаешься астрофизикой — ну и прекрасно. Что интересно, почему мы любим экскурсии — люди тебе еще что-то интересное про астрофизику расскажут, и это, возможно, когда-нибудь войдет в экскурсию.

На вопрос, что самое сложное в их работе, девушки вспоминают разные истории, смешные и не очень. Легче всего справляться с организационными проблемами, сложнее — с теми, которые связаны с поведением людей.

Нина:

— Есть дилемма. Группа человек 50, которая измучена ночью после дороги Вологда — Великий Устюг, и она приезжает на два часа позже, чем нужно. Все усталые, голодные, злые, недовольные, все переругались. И тебе нужно сделать сказку! А тебя уже изначально ненавидят. Мы сделали так: просто не берем большие группы или делим их на две. Тупиковая ситуация — когда человек приходит на экскурсию не для того, чтобы что-то узнать самому, а чтобы поучить других, рассказать свое видение истории России. Эти истории обычно альтернативные, происходит это примерно так: рассказываешь: «Ивану Грозному на голову свалилась плинфа», а человек тебе: «Да не было Ивана Грозного в Вологде. И вообще это мифический персонаж». И дальше у тебя этическая дилемма: человек заплатил тебе деньги, и вроде как ему должна экскурсия понравиться. Не вступать же с ним в перепалку «Был Грозный, вот документы», а он тебе скажет: «Документы все подделаны». Вот тогда реально сложно.

Все чаще и чаще встречаются люди альтернативных воззрений — что Петра I подменили, что он убил всех старцев, обладающих знаниями о бессмертии. Очень устаешь после таких экскурсий.

Катя:

— Бывают такие запросы, когда людям нужна не просто экскурсия по городу — они тебе выдают целое техзадание, и там очень много неисполнимых пунктов. Наше «любимое» с Ниной — это когда тебя просят пирожки какие-нибудь наши северные, с кухонькой, или, если это взрослая группа, хотят полноценный обед с вином там, где нешумно, в деревянном историческом домике от бабушки. У меня был случай, когда просили не только все вышеперечисленное, но хотели зайти к какой-нибудь бабушке, посидеть у нее на балкончике и чтобы она провела мастер-класс по оканью для ребенка из Москвы.

Нина:

— А еще иногда хотят, чтобы «экскурсия была интересна мне, моей жене, маме — учителю истории, 19-летнему сыну, который ничем не интересуется, нашей шестилетней дочери, трехлетней, а еще у нас собака».

Катя:

— У нас из заведений местной кухни нет ничего, куда бы пускали с собакой. А тебе на это говорят: «У вас же есть заведение, там вкусно». «Ребята, так вопрос ведь еще в том, чтобы это было местное!» А когда еще с собачкой и дети, из которых один уже лезет в фонтан, другой прыгает в реку, третий залезает за палисад, это все превращается не в экскурсию, а в фантасмагорию. Потом тебе приходит отзыв: «Все хорошо, но можно было бы еще показать, у нас же было всего два часа».

 

О мечтах

По словам Кати и Нины, интерес к экскурсиям в России растет: люди понимают, что интересно не только то, что за границей. Москвичи и петербуржцы приезжают за нарисованными афишами, за нечищеными тротуарами, за вологодским маслом, белым снегом, чистым воздухом, за сказкой и экстримом, когда человек не знает, что с ним случится по дороге и доедет ли он до сказочности. Люди хотят удивляться.

Нина:

— Я бы не сказала, что у нас город сто процентов стал интересоваться экскурсиями, но часто попадаются отзывы: «Мне вообще было пофиг, а сходил, так стало весело и хорошо». Но это женская аудитория, скажем так, мужчины почти не ходят на экскурсии. Если б я была мужчиной, я бы ходила на экскурсии, потому что найти себе там жену можно гораздо быстрее, чем где-то в баре.

Девушки уже проводили экскурсии в других городах области, потому что большинство приезжающих все равно едут куда-то еще, помимо Вологды. Их мечта — организовать большую экскурсию по Вологодской области, потому что они знают, как это делать классно, и есть люди, которым это точно нужно.

 

Евгения Сибирцева, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных