Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Наталья Некрасова: Такого радушного приема в государственном учреждении нет

Наталья Некрасова: Такого радушного приема в государственном учреждении нет

Репортаж «7х7» из кировского некоммерческого центра для детей с особенностями развития «Дорогою добра»

Наталья Вольная
Фото автора
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«Особые» дети не всегда могут получить бесплатную помощь в бюджетных учреждениях Кирова: зачастую бывает сложно подстроиться под рабочие часы специалистов-логопедов. Об этом говорят мамы, которые посещают некоммерческий Центр поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра». Они приводят сюда своих детей на развивающие групповые занятия по логоритмике, речи, подвижным играм. А платят за них символическую сумму — 50 рублей. Если же семья помогает центру, то получает бонусы. Родители называют центр вторым домом. Занятия здесь проходят каждый день, даже по воскресеньям, а всего центр посещает около 100 детей. Корреспондент «7x7» побывал на одном из занятий для первоклассников и узнал, как одна НКО из всех сил старается помочь родителям и их детям с ограниченными возможностями здоровья, делая их жизнь счастливее.

Центр поддержки семей создан на базе региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра». Он находится на улице Егоровской, практически на окраине юго-западного района. От автобусной остановки 400 метров нужно пройти пешком.

Полноценную работу центр смог начать, когда в 2013 году областные власти выделили им собственное. Заселиться туда удалось только в мае 2014 года после ремонта. Теперь здесь поддерживают не только детей, но и целые семьи, воспитывающие детей с различными особенностями: интеллектуальными, эмоционально-волевыми, речевыми, двигательными. Они могут получить ту информационную, психологическую и педагогическую помощь, которая на данный момент им необходима. 

 

 

«Всем, всем, всем мы очень рады!»

Всего в центре три комнаты: две совсем небольшие и просторный игровой зал. На стенах висят фотографии семей в разноцветных рамках с концертов и спортивных мероприятий и рисунки детей.

Развивающее занятие для первоклассников, в основном для тех, кто учится дистанционно, начинается в 15:00. Четверо ребят с двумя педагогами садятся за небольшой стол, берут друг друга за руки. В первую очередь — приветствие. Я беру за руки Никиту и Настю.

— Всем, всем, всем мы очень рады! Всем, всем, всем пора заниматься! — говорит дефектолог Маргарита Гребенкина. Четко проговаривает слова лишь она, ребята тянут слоги, некоторые — не говорят.

Ребята спокойно не сидят, отвлекаются, Даша ударяет Вадика по руке.

— Лена, поменяйся с ними местами, — говорит Маргарита Гребенкина коллеге.

 

 

Мы начинаем играть в настольную игру. Учитель раздает всем карты. Принцип таков: у кого больше изображено фруктов, тот должен быстрее всех нажать на звонок в центре стола.

— Ура! Давайте будем учить Наташу. Раздаем карты. Вадику, себе. Давайте вспоминать игру, Никита и Настя будут помогать. Переворачиваем карточки, по одной, Даша, по одной! Смотрите, у кого больше всех. Вадик, бери ручкой. У кого больше, тот нажимает на звонок. Быстрей!  

Даша четыре раза нажимает на звонок.

— Два-а, — тянет Настя.

— А у меня один, — говорю я, — Никита, а у тебя сколько? Давай посчитаем, — Я помогаю Никите сосчитать, сколько вишенок на карте. Пять, больше всех, я беру Никиту за руку, и мы вместе нажимаем на звонок.

— Скажи: «У ме-ня три», — подсказывает учитель Вадику, и он с трудом повторяет за ней.

20 минут проходят шумно, у ребят появился настоящий азарт.

— Всем, всем, всем большое спасибо, всем, всем, всем пора идти дальше, — говорит учитель, и все снова держатся за руки.

 

 

Маргарита Гребенкина рассказывает, что это простое упражнение помогает детям научиться общаться:

— Игра развивает навыки коммуникации, учат что-то спрашивать, принимать решения. Вот в жизни нам всегда нужно ждать своей очереди, прежде чем совершить какое-то действие — нужно подождать, идем ли мы в магазин или ждем автобус, заходим в него. Так и в игре: каждый действует в рамках правил и помогает друг другу. Я поделилась с Настей картами, когда у нее закончились.

Дальше по плану у ребят театральное представление. Все идут готовиться в игровой зал. Родители ждут детей в коридоре. Мама бойкой 7-летней девочки Даши Наталья Некрасова рассказывает, что результат от занятий в центре налицо.

— В этом году мы пришли первый раз. Результат есть, научили наших детей многому, играть даже научили. У нас дети сами просятся сюда. Даша у меня очень расстроилась, когда одно занятие пропустили. Они все очень любят готовить. Иногда мы участвуем и в других событиях — зимой, например, мы ходили на лыжный пробег, на концертах выступали. Но так, конечно, мы потребители, нас позвали — мы и пришли.  Если что-то попросят помочь, оборудование привезти, палатку — мы поможем.

 

Даша и Наталья Некрасовы

 

Наталья — мать двоих детей, у которых генетические заболевания. У Даши снижен слух, она ходит в школу-интернат на Дерендяева.

— Когда родился Антон, старший сын, ему поставили ДЦП [детский церебральный паралич], а когда Даша родилась через 16 лет, ей поставили генетику. Но мы не знали и лечили Антона от ДЦП. Я на медицину обижаюсь, потому что Даша у нас запланированный ребенок, осознанный, мы обращались к врачам и к генетику, но нам сказали, что ДЦП у старшего сына — это не генетика, так что можете рожать. Разрешили! Антону 23 года, долго искали ему работу. И вот неделю назад трудоустроился, Ленинское общество инвалидов помогло. Он уже крест поставил, свыкся с этой мыслью, что никогда работать не будет. Сидит иногда и говорит: «Господи, неужели Дашу у нас такое же ждет!». Но теперь сбылась мечта, как говорится. Он прибирается в Доме малютки сейчас, и всю неделю он ходит довольный.

Нашим детям надо тьютора, который смог бы в работе постоянно говорить, что делать. «Сегодня мы берем эти ветки и несем в тот ящик». Антона моего надо так направлять.

В фойе забегает Даша и зовет маму на спектакль, дает в руки парик. Наталья наряжает дочь в костюм кошки.

Учитель-логопед Елена Лянгузова делает импровизированный занавес, родители надевают костюмы на себя и на детей. На синтезаторе играет мама Вадика Елена Гоголева. Все задействованы. Я остаюсь зрителем и сажусь на маленький стул напротив.  

— Никита, как тебе мама в новом образе? — говорит Вера Рендова, укутавшись в шаль и сутулясь. Она в спектакле — бабушка. Никита, в свою очередь, веселится, заходит и выходит из комнаты.

Заиграла музыка. Из занавеса выходит Маргарита Гребенкина в костюме самовара.  

— Иван Иваныч самовар был пузатый самовар, в нем качался кипяток, пыхал паром кипяток, лился в чашку через кран. Утром рано папа Петя подошел, — выходит Вадик со стаканом, самовар наливает ему чай.

 

 

Вадика садят за стол. Каждый участник в роли мамы, бабушки, внучка, кошки по очереди подходит к самовару и наливает себя чай. Елена Лянгузова читает веселый текст, а Маргарита Гребенкина его повторяет.

— Наклоняли, наклоняли самовар, самовар, а оттуда выливался только пар, пар, пар. Самовар Иван Иваныч кипяточку не дает, не умытым не дает, лежебокам не дает, — распевает учитель, дети подхватывают.

— Девочки, вставайте, будем наклонять самовар, — подсказывает Елена Лянгузова.

Музыка. Занавес. Я аплодирую, дети подхватывают и громко кричат. 

Пятиминутный перерыв. Затем ребята будут выполнять физические упражнения. Педагоги уже начинают раскладывать в зале на полу специальные «препятствия». 

 

 

«Дети не должны жить в своем маленьком мирке» 

Вера Рендова привела сына Никиту в центр год назад. Никите 8 лет, сейчас он обучается на дому, несколько раз в неделю к нему приходит учительница. Каждый день у мальчика буквально расписан по минутам.

— Здесь он научился писать, пунктиры все. Нам нравится. Мы уже второй год в этой группе. Раньше он боялся сидеть один на занятиях, а сейчас говорит: «Мама, уйди, я буду один заниматься!».

Вера рассказывает, что у Никиты родовая травма, затем это развилось в ДЦП.

— Его уронили в роддоме, в первый же день, и пошло-поехало. Причем были свидетели, бесполезно туда влазить, проиграешь все равно суд. Его даже сутки не кормили. Даже пупок не обработали. Мы лежали в северной больнице, только в областной больнице смогли откачать. Вот такое бывает… До года он нормально развивался, как обычные дети, все сказалось через год. А потом уже не стал где-то ходить, сидеть. Пошли осмотры, тянули, только платный невролог проконсультировал. Нам еще прививки назначили, и это нас капитально подкосило: мы опять слегли на полгода. Ухудшилось состояние. И мы Никиту год вытаскивали. С тех пор прививки ни за что не делаем.

 

 

Никита забегает в коридор, тут же падает в игровую зону с шарами и начинает их кидать на пол.

— Разбросался тут! Никита, Никитос! — говорит Вера. Но Никита громко смеется.

Елена Лянгузова зовет всех в зал на подвижные игры.

— Садимся на скамеечку. Даша, садись там, где все. У нас правила — все сидят, — уговаривает Дашу Елена.

Но Даша не хочет снимать обувь и тем более садиться. После пяти минут уговоров она смирно сидит на скамейке. Все снова берутся за руки и говорят о том, что рады видеть друг друга.

 

 

— Шагай левой, правой, — Маргарита берет за руку Вадима и помогает ему пройти через препятствия. — А теперь на пути — тоннель. Вадя, мы не входим в этот тоннель. Ты не ползешь по нему. Вставай, пойдем по дощечке, — Вадим проходит двумя ногами. — Хитрец! Теперь кидай шар в обруч. Он попадает, все хлопают.

— Ура! Даша прошла, дай пять! Молодец, садись! — радуется Маргарита. — У Даши сегодня точно избыток чувств, она давно не ходила на занятие.

Даша ловко пробежала все этапы. Игры прошли легко и быстро, затем дети помогают раскладывать учителям игровые конструкции в ящики. 

— Ла-ла-ла, — напевает Даша. Настя в то время берет шар и прыгает на нем по комнате.  

— Хитрая лиса, где ты?! — начинается следующая игра, в которой Настя стала лисой и пытается всех поймать. Дети бегают по залу и кричат.

 

 

Руководитель Центра Елена Лянгузова говорит, что сегодня на занятии спокойно и расслаблено. Обычно бывает по 10 ребят.  В центре есть шесть групп: начального уровня развития, подготовительные группы к садику, к школе, для первоклассников и отдельная — для подростков с психологической поддержкой. Всего работает 10 педагогов: дефектологи, логопеды, музыкальный работник, психологи, специалист по адаптивной физкультуре и по изобразительному искусству. Руководитель признается, что уже сейчас ресурсы центра сильно ограничены. По мнению Елены Лянгузовой, государственные учреждения работают с особыми детьми не совсем неправильно:

— Специалистов у нас не хватает. Потребностей больше, чем мы можем обеспечить. Дети идут и идут. 100 детей — для нас это предел. Больше мы не сможем: ни по ресурсам, ни по людям. Не понятно вот что: должны ли мы обеспечивать все, что необходимо для таких детей, или это все-таки функция не наша, закрывать все эти дыры? Это же не функция НКО. Мы, как центр, выполняем главную нашу функцию — поддерживаем семьи. Работа также должна вестись и в официальных учреждениях. Кроме нашего центра дети еще должны ходить куда-то. Мы, например, семь лет добивались открытия службы ранней помощи, и только в августе этого года ее открыл департамент здравоохранения. Малышей стали туда брать.

В Кирове есть государственный центр социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры. Но там никак понять не могут, что реабилитация по три недели раз в год или в полгода — это вообще ничто. Таким детям нужна регулярная поддержка — ежедневная или еженедельная.

 

Есть много частных центров. Мы сейчас методичку составляем, в которой укажем те места, куда наши дети могут пойти: в обычные секции, кружки, руководители которых к нам сами пришли и предложили взаимодействовать. И это радует больше всего. Дети не должны жить только в своем маленьком мирке и общаться только со своими. Да, это удобно, безопасно, на первых этапах так и нужно, но потом в большой мир же надо выходить, и мы их хотим направить уже в проверенные места.

Елена рассказывает, что центру помогают и волонтеры, причем с детьми занимаются ребята с особенностями развития, кто закончил коррекционную школу.  

— В плане волонтеров они замечательные. Они лучше понимают, что нужно детям. Родители — основной ресурс, и если его не поддержать, то все остальное не имеет смысла, — убеждена руководитель. 

 

 

«У государства нет ничего для наших детей»

Занятия в центре и правда интенсивные: за четыре часа ребята поют, играют, вместе готовят, делают поделки, работают в команде. Прозвенел звонок. Ребята садятся за один стол.

— Девочки, вы что сегодня обижаете всех, вы же большие хорошие, школьницы, — делает замечание учитель Насте и Даше.

Снова приветствие. Вместе с ребятами мы делаем шар из бумаги. Я помогаю Никите ровно резать бумагу, а затем завязывать веревку. 25 минут стараний — и шары готовы, ребята с радостью бегут показывать их мамам. Теперь учитель дает задание и родителям — дома сделать такие же шары.

 

 

Затем в большом зале все садятся на стулья в маленький круг. Начинается логоритмика.

— Это На-астя, это На-астя, это Ники-ита, это Ники-ита, — поет Елена Гоголева и играет на синтезаторе.

Елена Лянгузова подхватывает, ребята слушают и стараются повторять, часто выходит только «мычание».  Хорошо получается спеть у Даши.

— Утром встаем и что делаем? Зубки чистим. А ручки? Моем! Чищу-чищу-чищу чищу-чищу, мою-мою-мою-мою, — показывает новое упражнение Елена Лянгузова. Еще 20 минут ребята посвящают пению.

 

 

Мамы терпеливо ждут. Обсуждают, кто что кушает. Вера рассказывает, как с Никитой ходит по магазинам. Вера Рендова и Наталья Некрасова признаются, что главная проблема — найти специалиста для занятий с детьми. Оказывается, что в государственных учреждениях логопеды работают до обеда, а брать индивидуальные занятия — слишком дорого.

— Таким детям нужно общение. Хотелось бы, как родителю, чтобы с ними занимались логопеды, чтобы мы видели результат. Пришли и, как волшебник, хлопнули в ладоши — и было все хорошо. Но те  специалисты, которые могли бы заниматься с нашими детьми, не хотят, потому что это очень тяжело, но даже если они возьмут – это неподъемные суммы. Одно занятие до поднятия цен стоило 700 рублей, сейчас, может быть, тысячу. С обычным ребенком можно сесть отзаниматься 30 минут продуктивно. А нашего же нужно усадить. И надо заниматься не один раз в неделю. И мы рады тому, что есть в этом центре. Никто не хочет заниматься с нашими детьми. Тут хорошо, с ними даже никто играть так не будет, как здесь. Почему сюда и ходят, и детям нравится, и сами педагоги очень сильные, от Бога. Если бы Маргарита могла всех обхватить, я бы с удовольствием отдала Дашу на час. Но у нее нет времени.

В соцзащите есть логопед, который работает до обеда. Я не знаю, для кого он там. Я не могу обратиться в государственное учреждение за бесплатной помощью, потому что мой ребенок в это время ходит в школу. А вечером у них ничего нет.

 

Для обычного ребенка, чтобы поставить букву «Р», нужно сходить занятий на 10, заплатить, допустим, семь тысяч рублей, и все довольны. Но нам надо, может быть, год одну букву только ставить. Это нам что, не кушать и не пить?  И даже такого радушного приема нет в государственных учреждениях. Да?

— Да, — соглашается Вера Рендова

— Тут как дома, что ли, — продолжает Наталья, — Если было бы плохо, здесь не было бы столько детей. И никому не отказывают здесь. Цены приемлемые — 50 рублей занятие! Если ты еще и волонтер, в чем-то поможешь центру, то половину суммы вообще могут списать. Кто-то приходит прибираться или пол помыть. Единственный минус — далеко от остановки. Не весь транспорт ходит. Был бы центр и у остановки, может быть, еще больше бы семей приходило. Не каждый сможет родитель добраться. Хорошо, если есть машина, а если нет, так вот пешком надо. И хорошо, если ребенок идет. А бывает, что не идет. Дали это помещение — и ладно, радуйтесь.

 — И отстаньте от нас, — подхватывает Вера Рендова, — В соцзащите еще есть группа, но мы тоже по времени не успеваем, у нас учительница в это время домой приходит. Раз в неделю там занятие, но этого же мало. Мы тогда попали в слишком маленькую группу, и Никите не понравилось, он уже все знает, что там изучали. Хотели в старшую группу перевестись, но не получается по времени. Я хочу логопеда, который будет делать массаж языка с инструментами. Но я такого найти не могу. Можно найти при желании, но очень дорого.

— У Никиты и Даши такие спазмы в языке, нужно каждый день заниматься. Мы могли бы сами, но мне Даша не дается, — говорит Наталья Некрасова.

Ребята выходят из зала и тут же бегут в маленькую комнату.

 

 

— Готовить! — кричит Даша.

Последнее на сегодня — занятие по кулинарии: ребята должны сами приготовить фруктовый салат, а затем всех угостить. Учителя организовывают работу, говорят, как правильно держать нож и резать фрукты. 10 минут — и салат готов, дети зовут мам и садятся с ними за большой стол.

— Скажите всем приятного аппетита, — напоминает Маргарита Гребенкина.

Каждому — порция салата. Никита случайно роняет тарелку с салатом на пол и громко смеется. Вера убирает его с пола. За столом мамы с учителями обсуждают прошедшее занятия и просто будничные дела.

— Сейчас вот мы на мастер-класс по керамике пойдем. Другого времени потому что на неделе у нас нет, — рассказывают учителя Елена Лянгузова и Маргарита Гребенкина.

 

Вадик и Елена Гоголевы

 

Вадик доедает салат и целует маму в щеку. Ему 8 лет, он тоже на домашнем обучении. Елена Гоголева, его мама, рассказывает, что у Вадика органическое поражение центральной нервной системы, синдром Сотоса — синдром церебрального гигантизма:

— Его не подтвердить диагнозами, это генетическое. Но мы здоровые родились. Все нормально было, не знаем, почему так. Ходили в школу сначала обычную, но он очень отвлекается, сложно было. Надо, чтобы тьютор был рядышком. Один на один ему все объяснял и показывал.  

Елена Гоголева в центре работает в роли педагога — она проводит занятия по логоритмике, играет на синтезаторе в двух группах.  

Перекусив, к 7 вечера все собираются в большой комнате и садятся на полу в круг. Елена Лянгузова выключает свет и достает электронную свечку. Каждый ее задувает, передает по кругу. И уже по доброй традиции учителя напоминают о том, как были рады сегодня видеть каждого ученика.

 

***

Во время подготовки репортажа правительство Кировской области вручило РООРДИ «Дорогою добра» сертификат на 1 миллион рублей по государственной программе «Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций». Деньги пойдут на реализацию проекта «Шаг за шагом»: на оказание социальных услуг для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы по теме
Мнение
11 ноября 2023
Виталий Аверин
Виталий Аверин
Законопроект, который должен был облегчить получение немецкого гражданства, был временно приостановлен на этапе чтения
Мнение
18 ноября 2023
Юлия Архипова
Юлия Архипова
Что ждать ЛГБТ в России?
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Кристина
24 ноя 2015 21:02

Центр делает большую работу в отличие от государства.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КировОбщество