Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. Первый бокал Наташи Ростовой

Первый бокал Наташи Ростовой

Павел Арзамасцев
Павел Арзамасцев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

18 июня в Пензе умерла одна из трех девушек, отравившихся сидром. В связи с чем вспомнилась одна моя статья, написанная ровнехонько 10 лет назад. Статья была опубликована в газете «Молодой ленинец» и на нескольких сайтах.

Нынешняя история не совсем зеркальна — в нынешнем случае сидр покупала не сама девушка, а ее мама. Но тем не менее проблема осталась и за 10 лет ничего не изменилось. И отсечение подростков от наличных денег по-прежнему являтся актуальной задачей.

Итак.

Первый бокал Наташи Ростовой / Пластиковые карты как средство борьбы с алкоголизмом, наркоманией и курением.

Женский алкоголизм сам по себе очень страшен. Пьющая женщина в силу ряда обстоятельств гораздо страшнее и неприятнее, чем алкаш-мужчина. Даже чисто внешне. Почему и как становятся алкоголичками современные русские женщины? Я не врач, но с проблемой сталкивался напрямую, наблюдал за ней примерно в течение тридцати лет, видел, как спивались и бывшие одноклассницы и одногруппницы, спивались дети знакомых. Видел, но помочь в большинстве случаев ничем не мог. В общем, знаю о проблеме не понаслышке. И вот несколько личных наблюдений и рекомендаций.

Женский алкоголизм помолодел очень сильно. С чего он начинается? Да по-разному. Но очень часто со «сладенького», по классической формуле: «Сначала конфеты, потом конфеты с ромом, потом ром с конфетами, потом чистый ром». И здесь интересно сравнить — как это происходило раньше, 20-30 лет назад, и как происходит сейчас.

Ну, с рома, коньяка или водки естественно, никто и тогда не начинил. Начинали с чего-то изысканного — шампанского, сухих и десертных вин.

Но раньше даже от такого от такого изысканного алкоголя существовало, по меньшей мере, три степени защиты: ограничение по времени продажи, цена, и предложение.

С ограничением по времени понятно — продажа алкоголя осуществлялась с 10.00 до 19.00, а потом вообще до 14.00 алкоголь не продавали. Не продавали в выходные дни. Продажа пива была более либеральной, но оно было в дефиците, а ходить в пивные девушкам считалось верхом неприличия.

С ценой было еще интереснее. Шампанское стоило дороже водки. Цена на вино тоже «кусалась». На пике развития социализма бутылка 0,7 литра сухого марочного вина стоила 2 рубля 70 копеек, а цена десертных вин была просто заоблачной: 16-и градусные «Гратиешты» стоили 4 рубля 80 копеек, а самое изысканное для женского желудка «Ауриу» — 5 рублей 50 копеек. Водка стоила 4 рубля 70 копеек, средняя зарплата была 220 рублей (но женщины, как правило, получали значительно меньше). То есть, просто как говорится «угостить даму шампанским» было весьма накладно, а сами дамы предпочитали тратить свои скупые доходы на наряды и еду.

Что же касается дешевых плодово-ягодных вин (их еще назвали «плодово-выгодными» и «подло-ягодными»), то у них была дурная слава. Угощать ими девушек считалось моветоном. Кстати, что интересно — официальные СМИ, которые обязаны были нахваливать все советское, эти вина также не жаловали. В прессе запросто можно было встретить народное прозвище этих вин — «бормотуха», «чернила» и прочее. А когда летом 1977 года в Лунинском районе произошло несколько отравлений со смертельным исходом подобным пойлом, то об этом даже было сообщено по местному радио, с предложением тем, кто не успел еще выпить вернуть купленное вино и получить назад деньги (таковых, правда, не нашлось).И третья степень защиты — предложение. Хороший алкоголь, как и многое другое, был в дефиците. То же супердорогое «Ауриу» было не достать, несмотря на наличие в Пензе фирменного магазина «Белый аист».

В общем, ограничения тогда были самые разнообразные, и они были достаточно эффективны.

Кстати, примерно то же самое было и с сигаретами. Девушки курили исключительно болгарские: «Стюардессу» или «Опал». «Мальборо», если таковые удавалось достать. Но даже «Ява», а уж тем более «Новость» считались «неприличными». А чисто «женских» сигарет не было вовсе.

Вопреки довольно распространённому мифу о пивном алкоголизме современные девушки начинают отнюдь не с пива. Но и не с шампанского.

Кстати, раньше на школьных выпускных вечерах шампанское было разрешено вполне официально. Сейчас оно под жёстким строгим запретом. Но выпускницы «под шафе» попадаются по-прежнему.

Нет, первым напитком, который пробуют юные «Наташи Ростовы» как правило, являются слабоалкогольные коктейли в жестяных баночках. Напиток на редкость демократичный, не требующий ни бокалов, ни закуски, отлично «идущий» в любом интерьере, а в основном и без всякого интерьера.

В отличие от шампанского или десертного вина, которые обязательно требует хоть какой-то культуры или условий потребления, здесь ничего этого не надо — приютят любая скамейка, любой подъезд. По вкусу практически ничем не отличаются от сока или газировки. Алкогольный привкус почти не заметен. Не сильно напрягает и цена. Единственное неудобство — продают его, естественно, не всем, действуют ограничения по возрасту. Но это не очень большое неудобство. Все равно покупают, поскольку, несмотря на достаточно жесткие наказания продавцов, алкоголь и сигареты подросткам все равно продают. Или, как вариант — кто-то им его покупает.

Да, в последние годы в России, также как и в СССР был принят ряд жестких мер по ограничению распространения алкоголя и табака. Но меньше пить и курить не стали. Да, девушку с бутылкой пива днем на улице практически не встретишь. Но с сигаретой — пожалуйста. Как и с баночкой слабоалкогольного напитка.

Еще одно любопытное наблюдение. На рекламу пива истрачены миллиарды, и отнюдь не рублей. Рекламные кампании пива были и супер дорогими, и скандальными, и надо отдать им должное — суперкреативными. Что, в общем, и неудивительно — у пива тысячелетняя история, и тысячелетняя культура потребления.

А за слабоалкогольными коктейлями ничего подобного нет. Ни богатой истории, ни дорогостоящей рекламы. Вы можете привести пример хотя бы одной масштабной и креативной рекламной кампании коктейлей? Не было таковых. Интернет выдает о слабоалкогольных коктейлях в основном только негативную информацию. И, тем не менее, они очень популярны в молодежной среде.

Почему? Надо полагать потому, что молодежь живет по своим законам. И имеет свои каналы распространения рекламы и информации — предельно дешевые, но очень эффективные. Это я к тому, что просто ограничение рекламы алкоголя, пива и табака вряд ли даст серьезные результаты.

Получается, эффективно не действуют ни запреты, ни ограничения. Нужны какие-то кардинальные меры и нестандартные решения.

Одним из таких решений могли бы стать пластиковые платежные карты. Дабы подросток не покупал непотребного зелья, его необходимо отсечь от наличных денег. Технически это не составляет особого труда. Было бы желание, которого почему не проявляют ни родители, ни власти, ни банки.

Хотя момент сейчас очень удобный — в Пензе начато внедрение социальных пластиковых карт. Правда, получить ее можно почему-то лишь с 14-летнего возраста. В Москве, например, когда внедрялись социальные карты, никаких ограничений по возрасту не было.

Ну, и разумеется, пластиковые карты могли бы служить одним из средств борьбы с наркотиками. Хотя ни в одной из стран даже с самой развитой системой оплаты пластиковыми картами проблема наркомании решена не была, тем не менее — хоть какая-то защита.

Материалы по теме
Мнение
14 апреля 2023
Аделина Абраменко
Аделина Абраменко
Реформа здравоохранения и глубинки. Почему умирают деревни
Мнение
17 марта 2023
Павел Арзамасцев
Павел Арзамасцев
Стопка водки и бутерброд с салом
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ЗдравоохранениеОбществоРазмышления