Горизонтальная Россия
  1. post
  2. Горизонтальная Россия

Итоги года по привлечению фальсификаторов к ответственности за 2019 год

Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц

У «Голоса» сформировалась многолетняя традиция, когда мы подводим итоги года по привлечению фальсификаторов к ответственности

Сегодня вышел доклад по 2019 году.

Выводы неутешительные — фальсификаторы по-прежнему уходят от ответственности. 75% процентов дел прекращаются — подсудимые признают вину, но не несут уголовного наказания. Как правило, им назначают судебные штрафы — эта мера не влечет судимость, и преступники даже могут продолжать работать в комиссии. Все из-за того, что преступления в избирательной сфере относятся к деяниям небольшой и средней тяжести и правоохранительным органам недосуг заниматься их расследованием.

Семь ключевых выводов:

1. В России отсутствуют действенные механизмы выявления и привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении прав граждан на свободное волеизъявление. Во многом это обусловлено позицией российского законодателя, который отнес все электоральные преступления к преступлениям небольшой и средней тяжести (статьи 141–142.2 УК РФ). При этом в 2016 году была введена новая мера уголовно-правового характера - судебный штраф, который не является уголовным наказанием и не ведет к судимости. На таких граждан даже не распространяются ограничения по работе в участковых избирательных комиссиях. Он применяется к тем, кто совершил подобные преступления впервые. В результате подавляющее большинство электоральных преступлений оказались фактически декриминализированы.

2. Так, из 49 уголовных дел по электоральным статьям УК РФ, рассмотренных судами в 2019 году, 36 (73,5%) были прекращены по нереабилитирующим основаниям, т. е. лицо совершило преступление и признало себя виновным, но не понесло уголовного наказания. Большинству граждан, представших перед судом за электоральные преступления, был назначен судебный штраф (49 человек). Как правило, о назначении судебного штрафа ходатайствовали сотрудники Следственного комитета.

3. Электоральные преступления высоколатентны, они охватывают максимально возможное количество избирательных участков, и совершают их преступные группы с целью получения политического результата. Однако правоохранительные органы и суды, следуя логике законодателей, считают такие преступления малозначительными. Поэтому правоохранительные органы считают нецелесообразным проводить оперативно-разыскные мероприятия, а суды массово прекращают уголовные дела по электоральным преступлениям.

4. Более того, суды, рассматривая электоральные преступления, неоправданно еще больше смягчают возможное наказание. Анализ размеров наказания по уголовным делам в 2019 году демонстрирует, что суды используют предусмотренные размеры санкций не более чем на четверть. Соответственно, оценка электоральных преступлений судебной системой по степени общественной опасности и соответствия предусмотренного размера наказания не совпадает даже с избыточно смягченными положениями уголовного закона.

5. Следствием отношения судов и правоохранителей к преступлениям в сфере волеизъявления граждан становится не только освобождение непосредственных исполнителей от уголовной ответственности, но и отсутствие во многих делах информации о заказчиках и выгодополучателях фальсификаций и иных нарушений, которые могут занимать должности в государственном аппарате и годами безбоязненно заниматься организацией подобных преступных схем. В 2019 году они были установлены лишь в 21 из 49 уголовных дел по электоральным преступлениям (в 28 они выявлены не были). Установленные организаторы электоральных преступлений к уголовной ответственности также не привлекаются. При этом в большинстве выявленных случаев выгодополучателями фальсификаций оказались партия «Единая Россия» и связанные с нею кандидаты.

6. В 2019 году, впервые с 2011 года, отмечено реальное лишение свободы по электоральным статьям УК РФ (статьи 141–142.2 УК РФ), но это связано с привлечением к ответственности по совокупности преступлений, одно из которых было тяжким (часть 2 статьи 228 УК РФ — «Незаконные приобретение, хранение наркотических средств»).

7. В сфере административных правонарушений суды считают нарушения прав наблюдателей малозначительными: члены комиссий, нарушающие права наблюдателей, продолжают работать в избирательных комиссиях и остаются безнаказанными. Такие административные правонарушения, как нарушение порядка подсчета голосов и незаконная выдача бюллетеня, доходят до судов в единичных случаях и по большому счету являются нерасследованными уголовными преступлениями. Гарантий, что наблюдателей не будут незаконно удалять с избирательных участков, фактически нет, а в Республиках Татарстан и Тыва успешно реализуются технологии по массовому незаконному удалению с избирательных участков наблюдателей. Причем подобные технологии легитимизированы решениями судов.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
23 июн
Павел Арзамасцев
Павел Арзамасцев
Результаты голосования по поправкам в Конституции можно назвать уже сейчас
Мнение
23 июн
Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц
Политтехнологи фальсификаторов начали новую информационную атаку на «Голос»
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Новое в блогах

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных