Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Коми
  1. post
  2. Республика Коми

Зоя Космодемьянская: история и историческая мифология

Зоя Космодемьянская имеет две ипостаси. С одной стороны, это реальная девушка-диверсант, героически выполнявшая Приказ Ставки Верховного Главного Командования №0428 о превращении прифронтовой зоны Подмосковья в выжженную землю, непригодную для зимовки нацистов и, естественно, оставшихся там местных жителей. Роль очень противоречивая. И это проявилось в том, что она была схвачена с помощью местных жителей, которые не были предателями, а просто хотели выжить (см. реконструкцию ситуации историком М. Гориновым).

С другой стороны, потребности сначала войны, а потом и вообще патриотического воспитания породили миф о Зое Космодемьянской, который должен был показывать народу образец служения Родине. Для граждан СССР Зоя стала такой же вдохновляющей мифологической фигурой, как для французов Жанн Д'Арк.

Этот миф, как и любой иной, зачищен от моральных противоречий, историческое описание скорректировано в сторону обвинения бесчеловечных нацистов и предателей. Например, до 2000 г. была засекречена информация о туманной роли в этом деле комсорга диверсионной группы Клубкова.

Кукрыниксы. Картина «Таня». 1942 г.

Сотворение мифа началось сразу же после обнародования в прессе описания подвига (см.). Зоя стала первой женщиной, которой в годы ВОВ присвоили звание Героя Советского Союза. Она в том или ином масштабе запечатлена минимум в четырех советских фильмах.

Противоречие между реальным прошлым и мифом стало, видимо, причиной того, что документы, касающиеся этого события были рассекречены только через 61 год.

В годы перестройки началась деконструкция мифа. Во втором десятилетии XXI в., когда ВОВ превратилась в главное пространство патриотического мифотворчества, к мифу о Зое вернулись, попытавшись сделать его более реалистичным. В 2019 г. начались съемки нового фильма о Зое Космодемьянской. Стилистика новой эпохи уже не требует следования канонам социалистического примитивизма, поэтому даже в мифе ситуация может быть полна противоречий.

Случай с Зоей - типичный пример расщепления личности - исторической и мифологической. И вечный вопрос: народу нужна правда или вдохновляющие образы? И не стоит путать историю и миф, судить одну реальность по меркам иной реальности. У каждой своя логика.

Оригинал

Комментарии (2)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Vova
15 янв 18:49

Уж какими только выдумками не зомбировали бедных пионеров...

Вот такими статейками фальсификаторы истории и оправдывают фашизм. Автор поста ссылается на историка М. Горинова, но, видно, читал его статью выборочно или специально вводит нас в заблуждение.Автор пишет: "И это проявилось в том, что она была схвачена с помощью местных жителей, которые не были предателями, а просто хотели выжить (см. реконструкцию ситуации историком М. Гориновым)". А теперь читаем у историка М.Горинова:"На основании этих обстоятельств пленения Зои Космодемьянской в начале 1990-х гг. была сконструирована сенсационная версия о том, что в Петрищеве-де не было немцев, а партизанку схватили сами местные жители, дома которых она собиралась поджечь. Между тем в Петрищеве и сейчас живут очевидцы тех драматических событий. Их возмущает ложь об отсутствии в селе фашистов. "Теперь пишут, - говорила в 1991 г. в беседе с корреспонденткой "Комсомольской правды" Л. Овчинниковой Н.Н. Седова (в 1941 г. ей было 9 лет), - что и немцев-то в Петрищеве не было. Но ведь можно людей спросить. Немцы нас из домов прикладами выгоняли. В каждой избе было их набито. Мама и четверо детей - мы ютились в кухне на соломе". Вот и получается, что В.Ильин поддерживает в посте лживую версию 1990-х годов, а читателей уверяет, что так написано у кандидата исторических наук М. Горинова. Так кто же занимается мифотворчеством? У Ильина советское "историческое описание скорректировано в сторону обвинения бесчеловечных нацистов и предателей". Читаем у историка Горинова: "Конечно, местных жителей, которые после поджога их домов среди зимы оставались без крова, можно только пожалеть. Но не нужно забывать, что гитлеровцы ставили задачу уничтожить русскую государственность и превратить всех оставшихся в живых русских в бесправных рабов арийской расы.
"Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве, - писал 27 апреля 1942 г. крупный нацистский чиновник Э. Ветцель. - ...Дело заключается... в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их... Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа". И далее: "Русские должны были или победить - любой, самой страшной ценой, - или через какое-то время перестать существовать на этой земле как народ. Третьего было не дано". А у Ильина действия Зои - "роль очень противоречивая".
Неужели за этот пост кто-то поставит плюс???

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово