Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Открытка фирмы Шерер «Типы России» № 112 «Черемисы» (1903)

Открытка фирмы Шерер «Типы России» № 112 «Черемисы» (1903)

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Вот и первый item (не знаю как это по-русски) моей новой коллекции открыток с изображением марийцев (черемисов). Номерная открытка фирмы мусьё Шерера из цикла «Типы России» (1903 г.).

Альбом для открыток у меня уже был — с простенькой обложкой из кожзаменителя. Я купил его года два назад, чтобы хоть куда-то рассовать скопившиеся в огромном количестве советские поздравительные открытки. Эти открытки наша семья получала от родственников со всего Советского Союза. Обычно их не выбрасывали, а складывали в нижний ящик письменного стола. Потом мы с братом, обуреваемые жаждой коллекционирования, взяли конторский дырокол и... продырявили все открытки, чтобы сложить в скоросшиватель. Тем самым, как вы понимаете, разом уничтожив их последнюю коллекционную ценность.

Очень быстро я понял, что так мне никаких альбомов не хватит, и остальные открытки запихал в коробки из-под конфет. И вот альбомчик пригодился! Я вынул из первой пластиковой страницы с кармашками советские новогодние карточки и торжественно поместил в верхний кармашек своё новое приобретение.

Рассмотрим открытку поближе. Легенда на ней гласит:

Типы России. - Types de Russie. № 112.
Черемисы. - Tchérémisses.

[Оборот:]

ВСЕМIРНЫЙ ПОЧТОВЫЙ СОЮЗ. РОССIЯ.
Union Postal Universelle Russie
Открытое письмо. - Carte Postale.

Мѣсто для марки.

Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко. Москва 1903 Phototypie Scherer, Nabholz & Co. Moscou.

Об изображении пока ничего не скажу, а вот о фирме, выпустившей эту открытку, поведаю. История у неё интересная.

«В 1868 г. Мартин Шерер сдал свою фотографическую фирму «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера» в аренду курляндскому гражданину А.И. Мею с условием сохранить прежнее название фирмы (в новое название ввели только знак «К°»). Арендный способ передачи фирмы новому лицу оставлял за фирмой ее прежние заслуги и права, в том числе право воспроизводить на своих работах прошлые награды (медаль Фотографической выставки 1865 г., изображение российского герба, пожалованного за выполнение государственного заказа) и выполнять заказы императорского двора, т.е. называться «фотографом Его Императорского Величества»...

...Фирма Мея участвовала во всемирных фотографических выставках, например в 1897 г. в Стокгольме; издавала почтовые карточки с видами российских городов, которые распространялись во многих городах мира. Очень популярными в России были выпускаемые фирмой серии открыток: типы народов России и виды городов, которые исполнялись не только по собственным фотографическим работам, но и по прекрасным снимкам других фотографов. С 1910 г. фирма стала издавать и цветные фототипии.

Последний раз название фирмы встречается в комплекте фототипий, посвященных теме русских городов и изданных в 1918 г. Дальнейшая ее судьба неизвестна...

Особенным в жизни Альберта Ивановича Мея стал 1894 г.: 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени бланки открытых писем в России выпускало с 1 января 1872 г. только почтовое ведомство.

О постановлении 1894 г. сообщалось в печати на протяжении нескольких лет, особенно часто и пространно в адресных и справочных книгах. Вот один из примеров: «Открытые письма допускаются к пересылке только на установленных бланках (правительственного и частного изготовления). На адресной стороне бланка, кроме подробного адреса, ничего другого писать не дозволяется, за исключением своего наименования и места жительства, воспроизводимых рукописно или посредством штемпеля и всякого печатания. Содержание открытого письма не должно заключать в себе чего-либо, противного законам, общественному порядку, нравственности и приличию. Не удовлетворяющие этому требованию не отправляются по назначению. Бланки открытых писем частного изготовления по формату и плотности бумаги должны соответствовать бланкам, изготовляемым почтово-телеграфным ведомством, и не превышать 14 сантиметров (3⅛ вершка) в длину и 9 сантиметров (2 вершка) в ширину. Бумага для бланков может быть употреблена только светлых тонов.

Бланки открытых писем, изготовляемые специально для обращения в пределах Всемирного почтового союза, должны иметь на лицевой стороне следующее заглавие на русском и французском языках: „Всемирный почтовый союз. Россия. Union Postale universelle, Russie“. Открытое письмо — „Carte postale“. Виньетки и рекламы могут быть отпечатаны только на оборотной стороне бланка, причем печатание их во всем подчиняется правилам Устава о цензуре и печати».

Российским фотографам предлагался новый увлекательный бизнес — помещать фотографический сюжет на бланках открытых писем, да и еще для Всемирного почтового союза! К 1887 г. из России можно было отправлять открытую корреспонденцию в следующие государства, входящие в состав Всемирного почтового союза: Англию, Францию, Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Данию, Италию, Испанию, Норвегию, Швецию, Швейцарию, Португалию, Румынию, Сербию, европейскую Турцию, Голландию, Черногорию и Северо-Американские Соединенные Штаты..."

Из книги: Шипова, Т.Н. Фотографы Москвы — на память будущему. 1839–1930: Альбом-справочник. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив»; АО «Московские учебники», 2001.

Другие публикации о моей коллекции гравюр и открыток

Гравюра по фотографии Рауля "Черемисы Симбирской губернии" (1880).

Другие публикации о моей домашней библиотеке

Крестовская, М. Костюм на сцене. - Л., 1930.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
27 февраля
Алексей Табалов
Алексей Табалов
Риски временного возвращения в Россию: что может грозить призывникам, допризывникам и запасникам
Мнение
9 апреля
Алексей Табалов
Алексей Табалов
Что грозит тем, кто скрывается от военкомата после запуска реестра воинского учета
Комментарии (11)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Печатник
26 ноя 2016 12:47

Вы молодчина, Константин! Не перестаете удивлять, столько познаний в разных областях. Вам удалось абстрагироваться от социально-политического бреда (быта), в котором пребывает большинство граждан нашего современного общества. Может культура и знание спасут мир, но не этот. Не у каждого, а в процентном отношении - у единиц,была возможность в детстве или юности зачитываться книгами, собирать марки и милые открытки, словом правильно развиваться. Т.е., стать таким, каким стали Вы. Как в анекдоте. Спрашивают министра культуры Азербайджана, почему у вас многие выражаются странно, например, шашлык-машлык. Он отвечает: культур-мультур такой. Убогость общения и тем зашкаливает. Сплошные "вятские интеллигенты" (пусть вятичи не обижаются, это народный фольклор, тоже из анекдота). Увы... Поэтому, когда Вы находите и выставляете на общее обозрение очередную духовную, культурную ценность, Вас "обчество" не понимает, могут и побить. В лучшем случае - проигнорируют. Вот если бы Вы настоящие бриллианты или золото нашли в марийских песках, тогда бы к Вам выстроилась очередь и все бы отняла. Кстати, могут отнять и коллекцию открыток, если они представляют материальную ценность.
На заднем плане представленной почтовой открытки с изображением черемис, находится дом со ставням. Не знаю, у меня отец горномариец. В детстве я часто бывал в его родной деревне (60 - 70-е годы), но домов со ставнями ни у кого не видал. А дома там стояли дореволюционные. Не видал окон со ставнями и у луговых мари. Не помню, чтобы у моей бабушки и других женщин были одежды как на фото, хотя тогда деревенские пожилые женщины в основном носили национальную одежду. Да и такой колоритной шляпы у деда и других мужиков не встречал. Может это черемисы не из Казанской губернии?

26 ноя 2016 14:25

Печатнику. Спасибо за ваши размышления. Отвечу на ваши вопросы по порядку. К сожалению, я не специалист по марийской одежде и архитектуре. Спросил у жены (она тоже горномари), она говорит, у них в деревенском доме тоже не было ставень. А вот в соседском доме были. Кроме того, не факт, что на открытке вообще изображены марийцы. Дело в том, что черемисами часто по ошибке называли чувашей-вирьял (как на той гравюре, которую я уже показывал). Они, конечно, тоже в некотором роде горные мари, по крайней мере, в прошлом. Что касается одежды, то такая ткань вроде называется пестрядь (цветными квадратиками), что характерно для восточных мари. Характерно ли это для чувашей-вирьял, не знаю. Марийцы всегда "уважали" шляпы, но конкретно по этому фасону ничего сказать не могу. Моя "специализация" несколько иная: мифология, литературные источники. Что касается открыток, то большой материальной ценности они не представляют: они общедоступны и стоят не так уж дорого. И, кстати, я тоже "вятский интеллигент". :)

Александр
26 ноя 2016 13:18

http://oldsamara.samgtu.ru/part_1/page_6-02/cards/0161a.jpg.
Вот еще одно фото уральских марийцев из того же альбома.

26 ноя 2016 14:29

Александру. Спасибо за наводку. У меня есть эта открытка в коллекции. Встретите что-то ещё, дайте знать. Вдруг я что-то пропустил.

Печатник
26 ноя 2016 17:50

Благодарю за ответ, Константин. Сперва отнесся к вашим постам с иронией (манекен), но вижу, что Вы серьезный, умный и начитанный человек. Настоящий вятский интеллигент, но уже без кавычек. Вообще, история и культура мари довольно интересная. Ее бы подавать населению в таком формате, как у Вас, без казенщины. Люди, проживающие в Марий Эл, должны знать о коренном народе. Сам я русский по линии матери, всю жизнь прожил в Йошкар-Оле, отец горномариец. Языка, к своему стыду, не знаю. А какие у них есть старинные песни красивые, спокойные и грустные - слушал один раз в отцовской деревне на закате дня над Волгой. Чудо. Никогда и нигде больше таких не слышал. Народ в целом добрый и скромный, слишком скромный, беречь и развивать его надо. В начале года заходил к знакомому в МарНИИ - упадок, финансирования ноль. Давным давно мне в руки попался самиздат одного ученого историка из МарНИИ о древнем финно-угорском племени меря, которое населяло нынешние Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Костромскую области и ходило в походы еще с Вещим Олегом на Киев, затем полностью ассимилировалось. Этот ученый муж запросто провел прямую линию от меря к марийцам. При этом утверждал, что Москва основана марийцами, т.к. по марийски слова "маска ава" означают "мать медведица", а в те времена на территории современной Москвы, мол, жило много медведей. Вот такая "почтовая открытка" у него получилась. Дальнейшей судьбы этой монографии не знаю, научной критики не слышал. Я далеко не историк. Но Ваши посты мне все больше нравятся. Продолжайте.

27 ноя 2016 17:47

По поводу марийцев в Москве...

Шом Толгай (http://merjamaa.ru/news/merja_v_predanijakh_mari_i_ehrzi/2011-05-29-256):

В преданиях предпринята попытка этимологизировать слово "Москва" из марийского языка: оно якобы происходит от "маска" - "медведь", объясняется тем, что там этот зверь был убит или же переселенцы из Финляндии обнаружили "маска вынем" (берлогу). По одной из версий слово выводят из марийского "маска ава" - "медведица". Подобная широкая этимологическая трактовка данного топонима могла возникнуть позднее основания Москвы и ее нельзя считать достоверной и научной. Но сама попытка объяснения названия из материалов марийского языка свидетельствует о каких-то древних контактах марийцев с Москвой.

Упоминаются и исторические личности, связанные с Москвой. Например, в одном из преданий говорится, что на месте Москвы марийцы заложили города, но средств на его постройку не хватило. Деньги дал богатый человек Иван Калта (Иван - Денежный Мешок). Город был построен с его помощью и назван Москвой по названию реки Маскаэнер ("Медвежья река").

Русские назвали Ивана по-своему - Калита (МарНИИ, 1966, д.Мари-Тумник Яранского р-на Кировской обл.). В другом предании говорится о том, что марийцы продали местность в районе русской столицы русскому князю Ивану Калите, который основал там город Москву (МарНИИ, 1966).

В исторических легендах и преданиях есть попытка объяснить причину переселения с запада. Одни информаторы утверждают, что оно связано с насильственной христианизацией, которая велась возле Москвы еще князем Владимиром Мономахом, угнетенным положением марийцев в момент русско-финского конфликта, другие - что марийцев притесняла мордва. Вероятно, эта мотивация возникла в разные эпохи, в разных социально-экономических и политических условиях. Существенно, что марийцы обитали в Верхнем и Среднем Поволжье разбросано, соседствовали

с разными народами и имели с ними различные по характеру контакты.

Это прослеживается в легендах "О царе Ханаяне и его князьях", записанной в 1930-х годах исследователем марийской религии И.В.Зыковым (Зыков, 1932), и "Как бог спустился к марийцам" (МарНИИ, 1966, д.Салаял Советского р-на Кировской области).

Мотивы божественного преопределения судьбы марийцев свидетельствуют о том, что эти легенды бытовали в основном в среде марийского жречества.

Легенды примечательны тем, что в них присутствует тема социально-политического, военного и религиозного объединения древнемарийских племен с прибалтийскими, пермскими и волжскими

финнами. "На Москве сидел в то время царь наш и князь Ханаян, а сын его Омельян был в Перми, а в большой Ямбургской крепости (ныне г.Кингисепп Ленинградской области) сидел богатырь наш Тач, на Яранске сидел князь Мамай, а у нас здесь, в городке Пижанке (ныне г.Советск Кировской области)..., сидел князь Пивик..., а в Васильсурске были три князя - три брата Арталоф, Салаоф, Каралоф. И был над всеми бог Кугу-Юмо, которому в жертву приносили самого лучшего жеребенка, а над всеми князьями был самый большой князь Ханаян" (Зыков, 1932).

Подчеркивается богатство и сила Ханаяна: он имел несколько тысяч хорошо вооруженных и храбрых воинов, табуны лошадей, стада рогатого скота, овец, гусей, уток. Он представлен как крупный феодальный правитель, сконцентрировавший большое богатство и объединивший огромную территорию от Камы до Прибалтики. Мотив былой концентрации племен вокруг московской территории идентичен мотиву переселения предков марийцев с запада.

Он звучит и в легенде "Как бог спустился к марийцам". Московскую, казанскую и яранскую племенные группы бог хотел объединить через общее жертвоприношение в рамках общеплеменного культа Юмо, но все племена, кроме яранского, отказались.


В легенде говорится:


"Бог Юмо в отдаленную древность спустился было к марийцам, живущим около Москвы. Московские марийцы отказали ему: "Мы не можем организовать большое жертвоприношение". Затем через триста лет бог спустился было к казанским марийцам. Они тоже отказали ему: "Мы не можем руководить таким жертвоприношением". После этого бог Юмо спустился к старику Выльыпу (старик Выльып был главным жрецом д.Салаял Советского района Кировской области, по преданиям, умер в 1860 году), который организовал общемарийское жертвоприношение из семидесяти семи жертвенных очагов".

В легенде "О царе Ханаяне и его князьях" тоже содержится мотив жертвоприношения около Москвы. Бог Кугу Юмо потребовал от Ханаяна пожертвовать семьдесят жеребцов. А тот пожалел и на требование бога стал отвечать дерзостью. За это бог рассердился и наказал Ханаяна, отняв у него силу и устроив нападение русских на марийцев. Далее в данном произведении говорится, что марийцы начали отступать, а затем переселяться за Волгу. Переселение тянулось долго, за этот период умерли и царь Ханян, и взявшийся руководить его сын Омелька. Таким образом, легенда отражает конфликт царя Ханаяна и самого бога Кугу Юмо, который потребовал слишком

большую жертву. Повод переселения древних марийцев на восток объясняется в мистическом плане, но в произведении улавливаются социально-политические мотивы.

гость
28 ноя 2016 23:30

Что только не придумаешь ,что бы заработать денег . Можно и индейцев выдать за народ Мари .Лишь бы вызвать интерес у человека .Есть интерес к товару ,значит товар продается. А открытка это тоже товар. При внимательном рассмотрение видно на женском платье нет орнамента марийского народа. Какие же вы глупцы наивные . Ни кто из Вас ни когда не руководил своими деньгами ,вот потому и не понимаете на что способен коммерсант для продвижения своего товара.

1 дек 2016 22:22

Гостю. Если бы изображённых на открытке людей назвали индейцами, спрос на неё бы бы не меньше - среди тех, кто интересуется индейцами. Как название на открытке может влиять на её коммерческую ценность? Я уже где-то упоминал, что черемисами называли не только марийцев, но и чувашей и т. д. Что это меняет? Кроме того, чуваши-вирьял тоже в некотором роде горные мари, хотя говорят и одеваются по-чувашски. А про то, кто и какими деньгами "руководил"... вы, наверно, из налоговой? Тогда вам, конечно, видней. Удачи!

1 дек 2016 23:27

Гостю. Ещё и не такие "пациенты" пишут книги. Можно ведь и не читать.

гость Ситникову
4 дек 2016 16:18

Именно батенька .Вот это и огорчает интеллигенцию

гостю
4 дек 2016 18:08

Не говорите за всю интеллигенцию

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКоренные народыКультураМарий ЭлФото