Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Культовые камни марийцев - 6

Культовые камни марийцев - 6

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Знакомые едут в Кировскую обл. на реку Немду - там, в окрестностях Чумбылатовой горы, они нашли странные камни. Явно обработанные человеческой рукой. Кем? С какой целью? В какие времена? Знакомые предполагают, что это языческий "алтарь" мари.



Такие вот камни.

Что говорит об этом краеведение? Археолог А. А. Спицын в 1884 г. писал:

«Камень Чимбулат.
В своём перечислении черемисских богов (кереметь, немдеку уку, ямшенер, кюбар) миссионеры вторым по значению ставили «беса» Чимбулата. Моления этому богу яранские [с. 186] черемисы устраивали на таком месте, которое как бы самою природою назначено для храма. Холмистые окрестности Кукарки... [...] Особенно живописен и величествен тот утёс, который стоит в долине реки Немды у дер. Чимбулат. [...] старые властители края, черемисы, изменяя своему обычаю, создали здесь что-то вроде храма, «камень вышиною 11, толщиною 36 аршин» [В оригинале: «...вышиною 11½...» [Андриевский 1881, с. 550, из отчёта яранского земского исправника]. - К. С.]; сложен он был из огромных камней, часть которых и теперь беспорядочно разбросана по склону горы, свидетельствуя, что постройка мольбища стоила усердным язычникам не малых трудов; о том же свидетельствуют и следы неширокой лестницы, выбитой на камне, по которой прямо с утёса можно было спуститься вниз. Дорог быль черемисам «камень», но им они, покоряясь неизбежной судьбе, подступились [поступились] смелому пришельцу, теперь их не встретишь на целые десятки вёрст в окружности, и так давно удалились они отсюда, что, по уверению местных крестьян, здесь их никогда и не бывало. Ушли, но не забыли своего бога. Ещё в 30-х годах нынешнего столетия поклонники Чимбулата в большом количестве сходились на старое мольбище [с. 187] и приносили здесь свои жертвы, пока духовный власти не увидели, что существование старого почитаемого «камня» много мешает распространению среди язычников православия, и не решились прибегнуть для его уничтожения к светской власти. Посылая в 1830 г. к черемисам миссионера Покровского, митрополит Филарет просил вятского губернатора распорядиться разрушением камня Чимбулата, «дабы вразумить их о ничтожности сего мнимого божества» [Андриевский 1881, с. 549 [Из послания митрополита Филарета. - Прим. К. С.]. - Прим. авт.]. Камень был разрушен, с немалыми трудом, осенью того же года по окончании полевых работа яранским исправником. Местные крестьяне рассказывают, что взорвать камень порохом не решились, а разрушили его теми ломами, которые в этой местности употребляются для обработки камня.



На фоне скалы. Бутылка - для масштаба.

Сохранилась ли у черемис хотя слабая память о мольбище бога Чимбулата? Кажется, да. Ещё не так давно один крестьянин, покорыствовавшись на небольшое вознаграждение, приводил сюда издалека черемисина. Это был, вероятно, последний черемисин, полный веры в богов своего народа и попавший сюда не ради праздного любопытства. Боязливо совершил он своё моление и удалился, оставя на камнях свечи и мёд: весело справил этим медом крестьянин поминки по язычестве» [Спицын, А. А. Вятская старина / А. Спицын // Календарь Вятской губернии на 1885 год. - Вятка, 1884. - С. 186-188].



Камни явно обработаны человеком.

Так, может, этот камень - обломок того самого "алтаря", или "храма", или "ступеней"?

(Подробней об этих каменных обломках здесь.)

Предыдущие публикации:

Культовые камни марийцев
Культовые камни марийцев-2
Культовые камни марийцев-3
Культовые камни марийцев-4
Культовые камни марийцев-5

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
25 марта
Олег Шарипков
Олег Шарипков
«Разве я думала, что будут в старость так жить...»
Мнение
13 мая
Сергей Ухов
Сергей Ухов
Основатель пермского «Мемориала» Александр Калих отдал всю свою жизнь борьбе за возвращение памяти
Комментарии (17)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Лев Давидович
20 окт 2016 14:25

Почему марийцы не подадут жалобу на блоггера ситникова, за название их нации черемисами ? Раньше за черемиса можно было из клуба прямо в районную больницу уехать.

20 окт 2016 18:52

Лев Давидович, вы вообще читать умеете? Где в моей авторской речи вы видели, чтобы я хоть раз назвал мари "черемисом"? Если я привожу цитату из дореволюционного источника, не могу же я менять в ЦИТАТЕ "черемис" на "мари". Могу ответить на ваш выпад только фразой из известного фильма: "Дядя, вы дурак?"

20 окт 2016 17:16

Не так давно (в середине июня этого года), побывал на Чимбулатском карьере. Прекрасное место, жаль, что подъезд к Немде ужасный (можно ехать только на внедорожнике или быть готовым к тому, что у легковушки будут все пороги и днище побиты)

20 окт 2016 18:56

Артур, да, места там прекрасные. Хочу снова туда.

Согласен
20 окт 2016 23:49

Молодец Константин! Такую тему поднимаешь.

21 окт 2016 12:25

Помню, когда я жил в Риге, мне попалась на глаза книжка на латышском о языческих камнях Латвии. Они были подробно описаны и систематизированы. Было бы неплохо, если бы кто-то проделал подобную работу у нас.

Чимарий
21 окт 2016 13:57

Похоже было типа мини-Стоунхенджа )? дольмены ?

22 окт 2016 21:33

Чимарий, можно только гадать. Может, просто полуобработанные камни, приготовленные для чего-то. Вот Константин Строков вернётся и расскажет.

Альбина.
21 окт 2016 16:08

Вот ещё бы кто рассказал о рощице, по дороге в Яранск вдруг справа, на совершенно ровном поле возникает густой островок близко друг к другу растущих деревьев. Они так плотно расположены, что кажется, в рощицу и войти невозможно. Знакомые говорили, что это место - культовое у мари. Так ли это?

22 окт 2016 12:17

Альбина, а ещё под Слободским возле бывшей (или до си пор действующей?) на большом холме какие-то загадочныя валуны. Говорят, что кто-то их специально туда приволок. Может кто знает - так ли это?

22 окт 2016 21:15

Алексей, а фото валунов есть?

23 окт 2016 13:49

Константин, шесть лет назад в Слободском (и на холме в т.ч.) была инициативная группа, в которую входили сотрудники библиотеки им.Герцена,- у них где-то в архивах масса фотографий. Попробуйте на их сайте узнать поподробнее. Также много нащёлкал журналист Михаил Коковихин (он есть ВКонтакте и в др. сетях). Была и блогер 7х7 Юлия Ионушайте. У какого-то местного краеведа даже вроде книжка вышла про Слободские достопримечательности (и эту в т.ч), но имени навскидку не помню. В Герценке она должна быть...

22 окт 2016 21:16

Священная роща, наверно. У нас их много.

Геннадий
23 окт 2016 13:45

Раньше русские и чуваш называли "черемиса горняя", путая с горномарийцами с правого берега Волги (Атал), язык которых сильно отличается и от языка луговых и от языка лесных марийцев. Таковы познания русских в этнографии наших народов, то есть их полное отсутствие. О древней вере марийцев и чуваш у них одно мнение - язычники. Это говорит народ, который понятие о едином Боге получил только в 10 веке нашей эры, а до этого молился деревянным идолам, то есть был действительно языческим. Потом стал сильно грамотным в христианстве и стал разрушать чужие святыни. Киреметь, кстати, чувашское слово, обозначающее именно священные рощи, экологически чистые, не используемые в хозяйстве, например для выпаса скота, выдающиеся ландшафтные места, где раз в год производилось служение Богу. Единственному, Сюльде Тур. Теперь всем хочется попасть в эти красивые места, только зачем? Христиане и иудеи, да и мусульмане, занимались тщательным уничтожением этих священных мест, в чём сильно преуспели, не успев понять сути. Теперь думают-гадают, что такое Стоунхендж. Подумайте еще, что такое "кельты".

23 окт 2016 13:59

Геннадий, грубо говоря кельты - это древние представители т.н. кельтской культуры. По аналогии эллины - представители Эллинской эпохи, которых кто-то назвал древними греками. Кстати, современные греки именуют себя эллинами, а свою страну - Элладой...

К
23 окт 2016 17:20

Князь построивший в свое время древний город Кокшаров (Котельнич), начал пользуясь своим авторитетом проводить определенные реформы и в религиозной сфере . От предков я слышал рассказы о том , что Он начал с ревизии пантеона и способов моления . И весьма преуспел. Против него взбунтовалось много Обруев и жрецов присматривающих на постоянной основе звавшихся Арбы. По легенде Князь выбрал сторону Арбов , запрещавших разводить жертвенные огни на земле. По мирово зрению Арбов огонь можно разводить только на камнях в виде каменных плит на которые насыпали песок с глиной толстым слоем. Были специальные камни с ямками , в которые наливались масла , клался гриб трутовик и все поджигалось, потом клались подношения мясо сушоное или другая еда и все это горело в память богам или предкам. Наверное Арбы были огнепоклонниками. Когда князь постарел, обруи снова взялись за старое. И перед смертью старый князь видя что все его начинания обруями не исполняются и что ему не удалось объединить до конца все религиозные отличия был крайне огорчен. И сказал раз вы мне помошники и действуете как враги мне то отныне и я враг вам . Кое где древняя традиция разжигать огонь только на камнях очень долго сохранялась в святых местах. Землю в святых местах не надо тревожить. Около древнего святилища моего камни и с ямками и плиты лежали в начале 19века потом их свезли на строительство церкви и заложили из них фундамент , но церковь та стояла мало времени очень мало, она сгорела построили новую каменную, но и она не работала. Потом революция и там мастерская для тракторов и сейчас там пусто и тихо только голуби живут да вороны . В церковь ту молится не ходит больше никто. А я хожу на святое место к древнему дереву один ухаживаю предков вспоминаю огонь на камне с ямкой жгу все делаю как предки завещали и они мне очень помогают всегда и везде . После меня там пусто будет. Все это место забудут уже навсегда. А когда то там тысячи собирались . Наверное это и хорошо, теперь мари другие, а оно и раньше не для всех было

гость
24 окт 2016 13:21

Разводить огонь и приносит жертвоприношения на камнях это идет с очень далекой древности. От первого патриарха Авраама . К которому пришел господь и вывел его из города царства Мари ( что в современной Сирии) А так же до сех пор Алавиты Мусульмани шиитского толка ,не которая часть поклоняется солнцу а некоторые почитают луну. Не то не другое у них не под запретом. Поэтому Мусульмани Сунниты не считают Алавитов Мусульманами .
А мари поклоняются солнцу Религия народа Мари идет от начало времён с до христианской эпохи .И мне кажется такие народы как Мари ,Чуваши вышли именно из Азии .

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме