Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Разбор статьи Шагаповой и Яфаевой «Животные в похоронно-поминальной обрядности...» 2/3

Разбор статьи Шагаповой и Яфаевой «Животные в похоронно-поминальной обрядности...» 2/3

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Шагапова, Г.Р., Яфаева, Г.М. Животные в похоронно-поминальной обрядности марийцев Республики Башкортостан // Вестник удмуртского университета. - 2015. - Т. 25, вып. 4. - С. 100-103.

Продолжение. Начало здесь.

"Еще одна птица, присутствующая в похоронной обрядности марийцев, – курица и/или петух. В XIX – начале XX в. зафиксировано поверье марийцев, по которому смерть человека наступает в результате того, что дух смерти Азырен перерезал ему горло и забрал его кровь, после чего человек умирал сразу или через какое-то время (месяц, год) [Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. Краснококшайск, 1927. С. 115-116]. Перед уходом похоронной процессии на кладбище во дворе резали птицу: если умерла женщина – курицу; если мужчина, то петуха. Кровь птицы наносили на лоб или губы покойника, в некоторых случаях – наливали в чашку и ставили возле гроба [ПМА 2 Яфаева Г. М.: Полевые материалы автора 2011 г. Дюртюлинский район (информант – Ипаева А., 1929 г. р.)]. (с. 101).

Жаль, что авторы нигде не дают марийских названий: курицы, петуха, обряда выкупа крови.


"При этом произносили следующие слова: «Выкупи свою кровь у смерти» [Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887. С. 71]. Объясняя столь необычное жертвоприношение, информаторы говорят, что человек не может существовать без крови даже на том свете, то есть кровь выступает вместилищем жизненной силы. Бытует и другое объяснение: курица, принесенная в жертву, склюет грехи умершего на том свете [ПМА 2 Яфаева Г. М.: Полевые материалы автора 2011 г. Мишкинский район (информант – Ярикаева К. Я., 1929 г. р.)]" (с. 101).

Здесь у меня одно замечание. В начале статьи, да и в самом заглавии, заявлено, что речь пойдёт о "восточной группе марийского народа" Республики Башкортостан. И действительно, использованы полевые материалы, собранные в РБ. В таком случае почему, говоря о выкупе крови, авторы вдруг ссылаются на горного мари Яковлева? Означает ли это, что у восточных мари такого обычая авторы не зафиксировали? (Иначе было бы логичней использовать ПМА, а не прибегать к цитате из Яковлева, НИКАК не относящейся к восточным мари.)

И вообще, цитата из Яковлева вырвана из контекста. Там немного по-другому:

"Горно-козьмодемьянские черемисы, за исключением немногих местных обычаев, поминали и провожали покойников своих так же, как и луговые. Пред выездом с покойником курицу не резали, как луговые, но вместо того клали покойнику в карман деньги со словами: «Ты=дэ окса= азре=н гы=цын вюре=том сулаше=т ли=же» / «Деньги эти да будут тебе на выкуп крови твоей от смерти» (с. 71).

Возможно, другая цитата из Яковлева подошла бы лучше:

"Пред выездом на том месте, откуда должны тронуться в путь с покойником, режут курицу со словами: «Ты=до вю=рь дэ=нә шке= вюре=том азырэ=н гы=чен сулэ=н лук» / «Этою кровью выкупи свою кровь от смерти»" (с. 67).

Как видим, подобный обычай есть и у луговых мари, это вовсе не специфически восточномарийское.

Авторы не объясняют, зачем принято наносить куриную кровь на лоб или губы покойника. Тем самым как бы "превращают" его в курицу / петуха?

Не упоминают авторы и о том, что на сороковины тоже обязательно резали курицу:

"Для поминовения в 40-й день варят пиво, покупают вина ведра два, а богатые и три; режут барана, либо овцу, а одну курицу обязательно..." (Яковлев, с. 68)

Для объяснения марийского обычая резать курицу авторы обращаются к аналогичному, по их мнению, обряду у хантов и манси:

"Возможно, что обычай приносить курицу в жертву сохранил отголоски более древнего обряда. К примеру, у хантов и манси во время похорон, сразу же после выноса покойника из дома, приносили в жертву оленя. Обряд носит название «закрывания отверстия» и проводится, чтобы воспрепятствовать возвращению души умершего. Олень выступает искупительной жертвой, которой пытаются откупиться от смерти. Более бедные, не имеющие возможности заколоть оленя или лошадь, приносят в жертву курицу или петуха [Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI века. М., 2009. С. 453]. Вероятно, в прошлом у марийцев этот обряд выполнял ту же задачу: птице рубят голову после выноса покойника во двор, у ворот (то есть на границе свое-чужое), после чего выбрасывают мертвую птицу за ворота" (ibid.). 

И ещё очень интересное гадание:

"Во время данного обряда в ряде случаев проводилось гадание, весьма необычное по своей сути. Зарезанную курицу ставили на ноги и отпускали, при этом внимательно смотрели, куда она побежит. Если в сторону двора – стоит ждать еще покойника, если в противоположную сторону – смерть оставит этот дом" (ibid.).

Только вот что значит "в ряде случаев"? Каких случаев? Когда в доме есть тяжелобольной? 

Участие курицы / петуха в похоронно-поминальной обрядности марийцев авторы объясняют так:

"В научной литературе семантика образа петуха (курицы) хорошо изучена. Петух ассоциируется как с миром мертвых, так и с миром живых, он – медиатор между двумя мирами. Плодовитость петуха нередко делала его символом плодородия и жизни. На наш взгляд, именно сосредоточение жизненных сил в этой птице и ее связь с миром мертвых обусловили ее присутствие в похоронном обряде" (ibid.).

Продолжение следует

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
25 марта
Олег Шарипков
Олег Шарипков
«Разве я думала, что будут в старость так жить...»
Мнение
13 мая
Сергей Ухов
Сергей Ухов
Основатель пермского «Мемориала» Александр Калих отдал всю свою жизнь борьбе за возвращение памяти
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Игорь
8 авг 2016 08:22

Константин, возможно, я ошибаюсь, но правильно говорить "зарубить курицу", а не "зарезать курицу". Так как умерщвляют домашнюю птицу отрубанием головы, в отличие от крупных домашних животных, которым ножом перерезают крупные сосуды на шее.
Так , во всяком случае, говорят у нас в районе.

8 авг 2016 20:34

Игорь, возможно, бы правы. У авторов статьи и у Яковлева - "резали".

Ой
8 авг 2016 11:11

Могу пояснить мама моя по фамилии Петухова и я сам слышал древнюю легенду что такое петух для мари был в домонголское а значит и до христианское время Петух это символ возрождения нового дня охранный зверь для путешествия в иное ( вспомните куриную охранную лапку у колдунов) А кровь петуха оберег для покойника Когда мари князья брали фамилии для документов в россии то что бы обозначить особый статус своей персоны брали фамилию Петухов или Соколов - Потомки Юмских князей так сделали

8 авг 2016 20:32

Для Ой. Это очень интересно. А где и от кого вы слышали легенду о петухе? И, главное, о чём легенда-то? Ведь легенда - это всегда история о каком-то событии, а не просто констатация факта. Какими словами говорили, что "Петух это символ возрождения нового дня охранный зверь для путешествия в иное"? О каких князьях речь? Откуда информация?

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме