Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Штаны или кальсоны?

Штаны или кальсоны?

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Продолжаю читать статью Ольги Калининой "Историографический обзор источников и литературы о традиционной свадебной обрядности марийцев" (Финно-угроведение. - 2014. - № 2. - С. 32-49). Ну, как читать - смотреть, откуда что растёт. Отличный повод заглянуть в источники, о которых и раньше знал, просто руки не доходили.

Калинина пишет:

"Следует отметить и статью священника, краеведа-просветителя М.Кроковского, который описал первый день свадьбы горных марийцев (16). Интересным является его замечание о том, что жених, получив от невесты дары в виде рубахи, пояса и штанов, надевал их после купания в реке. Отметил он и то, что свадебный поезд, под шум барабанов и волынок, сопровождали несколько парней верхом на лошади" (с. 36). 

Ссылка:

16. Кроковский, М. Горные черемисы в Казанской губернии // ЖМВД. Ч. 41, кн. 1-3. - СПб., 1853.

Конечно, аббревиатуру лучше было бы расшифровать, не каждый догадается, что ЖМВД - это "Журнал Министерства внутренних дел". Статья в нём помещена анонимно. Кто атрибутировал авторство, я пока не нашёл. Может, Н. Варадинов в «Тридцатилетии Ж. М. В. Д.» (СПб., 1859)? (Этой книжки пока тоже не нашёл.)

Библиографический указатель "Традиционная вера народа мари (язычество)" (2012) даёт аж две ссылки:

85-а. Кроковский, M. М. Горные черемисы в Казанской губернии // Журнал Министерства внутренних дел. - 1853.- Т. XLI. - С. 221 (С. 22).

Д 21. Кроковский, М. Горные черемисы в Казанской губернии / М. Кроковский // Журнал Министерства внутренних дел. - СПб., 1853. - Ч. 41, № 2. - С. 221-239 (с. 113). 


Вторая точней.

Вот места, к которым отсылает Калинина:

"Горные черемисы совершают браки свои обыкновенно в первых числах июля месяца. Впереди поезда, состоящего из нескольких кибиток, наполненных ближними и родными жениха и невесты, едут верхами человек до пяти парней, в красных кумачных кафтанах. Во время проезда от дома жениха до жительства невесты и потом от сей последней до самой церкви, беспрерывно бьют в два или три барабана и неумолчно играют в пузыри" (с. 229).

"...сваха новобрачной дарит новобрачному изготовленные дары, именно: рубаху, пояс и исподники. Новобрачный, приняв эти дары, немедленно отправляется к ближайшей реке или ручью, где должен искупаться и потом надеть на себя новую подаренную рубаху" (с. 230).


И что мешало автору дать точные ссылки - со страницами?

...Так, погодите-ка. У Калининой: "...жених, получив от невесты дары в виде рубахи, пояса и штанов..." А в оригинале: "...сваха новобрачной дарит новобрачному...". Сваха, а не невеста! 

И не жениху, а новобрачному, т. е. уже мужу!

И не штаны, а исподники (типа кальсоны)!

Ну, и что за хрень?

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
9 мая
Мария Попова
Мария Попова
Что делать с борщевиком? Основы
Мнение
25 мая
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
Ни мэр, ни губернатор, ни президент не достают из личной кубышки личные сбережения
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Понятно
30 июн 2016 21:57

Ошиблись русские библиографы. А новобрачный и муж синонимы.

1 июл 2016 10:59

Вот именно, что новобрачный = муж. Но новобрачный и жених - не одно и то же. Новая одежда, которую новобрачный надевает, омывшись (уже ПОСЛЕ бракосочетания), символизирует переход в новую жизнь, в новое состоянии. Он никак не мог надеть новую одежду, ещё будучи женихом, т. е. ДО бракосочетания. Это противоречило бы глубинному смыслу обряда.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураМарий Эл