Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Мурманская область
Собирается ежемесячно 15 609 из 50 000
  1. post
  2. Мурманская область

О проблемах диетического питания в местах принудительного содержания

Валерий Бабурин
Валерий Бабурин
Добавить блогера в избранное

     Еще одной важной проблемой системного характера выявленной в ходе работы ОНК Мурманской области является вопрос получения специального питания осужденными больными сахарным диабетом.

      Так, в прошедшем году во время проведения проверок учреждений уголовно-исполнительной системы Мурманской области в адрес комиссии от заключенных неоднократно поступали жалобы на отсутствие такой диеты.  По словам обратившихся, из-за отсутствия диеты, у них резко ухудшалось самочувствие, в связи с чем имелись достаточные основания опасаться за здоровье и жизнь.

     На сегодняшний день вопрос питания в учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется Приказом №125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения, осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», который никакого специального питания для больных сахарным диабетом не предусматривает.

   Считаю, что вопрос о рационе нуждающихся в диетическом питании осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, изоляторах временного содержания системы МВД и следственных изоляторах ФСБ, необходимо рассматривать прежде всего через призму Конституции РФ и ратифицированных Российской Федерацией международных актов, поскольку в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). 

     Делая краткий обзор международных норм, касающихся вопросов охраны здоровья, можно сказать следующее:

     Согласно Европейской Социальной Хартии, п. 11 части 1 предусмотрено, что каждый человек имеет право пользоваться любыми средствами, позволяющими ему поддерживать свое здоровье в наилучшем возможном состоянии. Статьей 11 Хартии предусмотрено, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья Стороны обязуются принять, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, соответствующие меры, направленные, в частности, на устранение, насколько это возможно, причин нездоровья.

     Как показывает опыт работы, люди, находящиеся в местах принудительного содержания, ограничены в возможности самостоятельно поддерживать свое здоровье в наилучшем возможном состоянии, особенно это касается вопроса диеты больных сахарным диабетом, а со стороны государства отсутствуют какие-либо меры для устранения причин ухудшения состояния здоровья вызванное отсутствием специального питания для этой категории заключенных.

     Согласно ч.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья. А в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, для полного достижения которого необходимо в том числе создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. Таким образом, международными договорами, ратифицированными Россией, признается права каждого человека на возможность поддержания и сохранения своего здоровья, а также признается обязанность государства такое право обеспечить.

     Переходя к законам Российской Федерации следует отметить следующее: согласно ч.1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Таким образом, право на охрану здоровья есть базовый и фундаментальный принцип, на котором должно базироваться все остальное, в том числе и уголовно-исполнительное законодательство.

     В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Однако в силу здравого смысла, а также принципов охраны здоровья, отсутствие специального питания для больных сахарным диабетом, не может быть оправдано законодательно, что естественным образом нарушает практически все основные принципы, предусмотренные ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Существующее положение нарушает права заключенных в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также дискриминирует их по признаку наличия временного статуса, связанного с осуждением к лишению свободы.

     В соответствии с ч. 2 ст. 12 УИК РФ, осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Лишение осужденного возможности соблюдать диету, соответствующую его здоровью, является ничем иным, как жестоким обращением.  В соответствии с частью 6 той же статьи, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

     Статьей 4 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Отсутствие специального питания в некоторых случаях являются ничем иным, как пыткой, причиняющей как физические, так и нравственные страдания, что также бесспорно является нарушением международных договоров РФ.

     Статьей 15 вышеуказанного закона предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, а ст. 22 гласит: "Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации". Невозможность обеспечения необходимым питанием при различных заболеваниях является фактором, способствующим подрыву здоровья и жизненных сил в целом, что не может не сказаться самым пагубным образом после освобождения.

     На основании ст. 26 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста обладают правом на получение медицинской помощи. Их временный правовой статус не может ни в коей мере умалять их человеческое достоинство, охрана их жизни и здоровья - обязанность государства. Фактически же именно их временный статус, не позволяет получать им соответствующее питание и умаляет их человеческое достоинство.

     В свете вышеизложенного и несмотря на то, что данный документ носит рекомендательный характер, не лишним будет вспомнить и Европейские пенитенциарные правила, согласно с п. 25.1 которых в соответствии с требованиями, установленными органами здравоохранения, администрация предоставляет заключенным в отведенное для этого время должным образом приготовленную и поданную еду, удовлетворяющую, с точки зрения качества и количества, разработанным нормам питания и требованиям современной гигиены, с учетом возраста, состояния здоровья.

     Важно отметить, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы оказываются не только взрослые, но и несовершеннолетние, в том числе дети, которые до 3 лет находятся вместе со своими матерями. Также необходимо помнить и о детских домах и школах–интернатах. В данному случае ситуацию с детьми во всех этих учреждениях необходимо рассматривать еще и через призму Конвенции о правах ребенка, а именно ст. 3, 4, 6 (ч. 2), 20 (ч. 1, 2), 24, 27, 37 (п. «с»).

     В связи с вышеизложенным, необходимо добиваться приведение норм нашего уголовно-исполнительного законодательства (включая подзаконные акты Правительства и соответствующих ведомств) и прочих норм, регулирующих режим содержания в изоляции в местах принудительного содержания, в соответствие со здравым смыслом и правом.

     Таким образом, вышеуказанная проблема требует, с моей точки зрения, самого пристального внимания, включая уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка, а также иных специалистов.

Комментарии (2)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Бронников Сергей
26 фев 2015 12:55

4 строчки о детях в конце статьи остальное об обеспечении и соблюдении прав осужденных...
А где анализ по колониям и осужденным отбывающих наказание и нуждающихся в диетическом питании в процентном соотношении к общему количеству осужденных, а так же детей в школах интернатах и детских домах,в общеобразовательных школах, в домах престарелых, в

26 фев 2015 15:48

Да, нет анализа, я пока такой цели и не ставил. Если вам интересно, можете заняться таким анализом сами. Такое ощущение, что я вам такой анализ обещал и не сделал.

Стать блогером

Новое в блогах

Рубрики по теме

Мурманск

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности