Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Права человека
Собирается ежемесячно 31 535 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Диспетчеров делают крайними

Диспетчеров делают крайними

Альберт Сперанский
Альберт Сперанский

Недавно я побывал в штабе российского профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД). Сюда шли, в этот момент, звонки с разных концов России. Профсоюзные активисты докладывали, что пересылают деньги от своих организаций на помощь арестованным диспетчерам, их семьям. Этот профсоюз, как большая семья, в беде своих не бросает. В большинстве своем создаются благотворительные  фонды  для помощи людям, попавшим в беду, особенно,  при природных стихиях. Наша система управления в экономике, тоже в какой-то мере стихия, от которой можно защититься, только крепко взявшись за руки.

После октябрьской катастрофы французского самолета во Внуково,   руководителя полетов Романа Дунаева, диспетчера Александра Круглова и стажера Светлану Кривсун, выводили из служебного помещения в наручниках, Они были морально и физически истощены, 48 часов  допросов, без питания и сна. Не каждый выдержит такое испытание, по неволи, признаешься в том, чего даже не совершал,  например, что стал платным агентом ЦРУ. Светлане Кривсун, стажеру, после таких допросов с пристрастием, вынуждены были вызвать скорую помощь. Молодой организм не выдержал наскоков  следователей,  дал сбой. На самом деле  Светлана юридически вообще не должна  нести  ответственность за эти события. Она ещё не мастер, только училась, работала  за пультом под приглядом инструктора. Даже настоящей квалификации  авиадиспетчера у неё пока не было, но все равно её записали членом организованной группы. Как же иначе, страна в осаде, санкции льются, как из помойного ведра, а тут самолет друга страны, главы нефтяного концерна Total Кристофа Маржери, который набрался смелости, выступил против такого произвола, да ещё обещал какие-то деньги для инвестиций России, взорвали на взлете.

Теперь ищут виноватых, первыми, и хотят сделать их, очевидно,  последними, оказались  авиадиспетчеры. Не зорко, мол,  смотрели на взлетную полосу через непогоду. В тот вечер 20 октября в Московской области наблюдался сильный туман. Во Внуково не смогли приземлиться 18 рейсов, 12 из которых сели в Домодедово, а ещё 6 – в Шереметьево. Несмотря на это, француз рвался домой. Вечная, теперь, ему память. В полночь экипажу дали  разрешение на взлет. Пока самолет стал набирать скорость, на взлетную  полосу, без всяких предупредительных сигналов и связи с аэродромными службами, стала взбираться снегоуборочная машина. Видимость невооруженным глазом в этот момент была зафиксирована всего на 350 метров, а от диспетчерского пункта, до взлетной полосы, где делала маневр  одичавшая машина, почти километр. Попробуй, глядя в молочную дымку, проследи за вышедшим из-под контроля  комбайном.  Оборудование авиаузла, которое должно было при такой непогоде, предоставить поле обзора, оказалось устаревшим, непригодным для пользования. На экранах появлялись ложные точки, части каких-то объектов, настоящий мультсериал. Приходилось отвлекаться, перепроверять  показания. В декабре 2011 обещали поставить новые приборы, но что-то не срослось, перенесли приемку на более поздние сроки. Продолжают работать до сих пор  на старой технике.

Водитель снегоуборочной машины, который потерял ориентиры и связь со своими,  Владимир Мартыненко заявил на допросе: «Самолет шел на взлет, я его практически не видел и не слышал, потому что техника работает… И даже фонарей, ничего не было. Не видел я. И получился удар». Только и остается спросить у начальников, почему не было фонарей, которые должны были не только освещать местность, но подавать радиосигналы?

Этого нет, остальное  вышло из строя. Так и пришлось запустить, при этой неразберихе, самолет в мутное, ночное  небо. Он,  набирая скорость, зацепился крылом за возникший из неоткуда  снегоуборочный комбайн, перевернулся, загорелся. В результате, погиб экипаж и наш друг Маржери.

Зам. министра транспорта России Валерий Окулов, такой  неожиданный маневр снегохода, назвал управленческим «раздолбайством». Оказалось, что  подобный  случай в отечественной аэродромной практике совсем не редкость, немного раньше этой трагедии,  в тюменском аэропорту,  самолету совершавшему рейс до Надыма, пришлось  с 30 метров высоты пойти  на второй круг. Причина, несанкционированный выезд на полосу автомобиля сторонней организации. Славу богу, что тумана в этот момент не было, во время разглядели машину, успели дать нужную команду экипажу. Как выяснилось, с начала 2012 года во Внуково уже было  20 эпизодов несанкционированных выездов спецтехники на взлетно-посадочные полосы. Сколько, могло быть трагедий? К счастью обошлось. Вот на таком «авось» и продолжают работать  аэропорты нашей страны.

Как сказал представитель следственного комитета, Владимир Маркин, причиной катастрофы стало преступное попустительство должностных лиц, которые не сумели обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта.

И все равно обвиняют во всех грехах авиадиспетчеров. Как сказал, диспетчер-инструктор Александр  Круглов, который оказался сейчас изолирован от общества  в тюремной камере: «У водителя снегоуборочной машины должна была  связь с  начальником, мастером аэродромной службы. Те должны были согласовывать свои действия  с нами. О том, что машина должна выезжать, на полосу в диспетчерскую службу  не поступило никаких предупреждений. Мы приняли запрос от экипажа самолета, рассказали о метеоусловиях дали разрешение на взлет. Полоса в тот момент была свободная. И вот катастрофа». Кстати в 2007 году, Круглов спас 150 человек. Во время заметил задымление в двигателе самолета, и  дал команду экипажу идти на посадку и эвакуировать пассажиров. Александр не считает это героическим подвигом, просто, это его работа.

Слишком много недоработок, чаще всего отсутствие настоящей,  ответственности должностных лиц в нашем авиационном хозяйстве. Недавно трудовая инспекция выявила 14 нарушений трудового законодательства в аэронавигационной службе страны. Вот одно из таких нарушений, в Госкорпорации отсутствуют нормативы предельно допустимого уровня рабочей нагрузки на авиадиспетчеров. До сих пор здесь руководствуются приказом Министерства гражданской авиации от 1986 года. Интенсивность движения в небе с тех пор на много  увеличилась, авиадиспетчеру порой приходится обслуживать в два раза больше воздушных судов, чем полагается по норме. Эксперты Госинспекции заявили, что диспетчеры работают на износ. Профсоюз авиадиспетчеров неоднократно ставил этот вопрос перед компанией. Никаких результатов.

МАК (Межгосударственный авиационный комитет), который можно назвать экспертной организацией,  подтвердил, что на момент  разрешение на взлет французского самолета, полоса была свободна. Диспетчера, который раньше находился  рядом с взлетной полосой, и мог визуально фиксировать все, что происходит в этом районе, ради экономии средств, сократили. Устанешь перечислять все недочеты управленческих служб. И, все равно, в Бауманской судебной конторе Москвы, которая давно уже стала именем нарицательным, согласились с доводами следователя, что оставаясь на свободе, подозреваемые могут  скрыться, уничтожить улики, угрожать свидетелям и договориться с коллегами, дабы помешать расследованию. Суд  отказался выпустить Круглова даже под залог в 4 миллиона рублей.

Куда бежать, какие улики, как эти люди будут их  уничтожать? Если бы они могли подделать подписи на документах, так диспетчеры  бухгалтерией не занимаются. Тем более, почти все свидетели стали на сторону обвиняемых. Иностранные пилот, который был в тот день совсем рядом с местом катастрофы, заявил, что взлетная полоса во Внуково неровная и плохо освещена. Главной виной обвиняемых, наверно, в том, что они не сумели разогнать туман при непогоде, который стал одной из главных причин катастрофы.

Может быть, заметают следы сейчас совсем другие люди, которых  оставили на свободе. Как сообщила пресс-секретарь аэропорта,  гендиректор аэропорта «Внуково»  Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев, почувствовав  ответственность за произошедшее, избегая служебных разбирательств,  добровольно покинули свои посты. Газета «Известия» рассказала, как в этих коридорах  заметают следы. Компания, занимающаяся уборкой снега в аэропорту, сразу, на второй день после катастрофы, поменяла название и юридический статус, была ЗАО (закрытое акционерное общество) «Аэросервис», а стала на другой день ООО (обществом с ограниченной ответственностью) «Аэро-Сервис». В название организации появился дефис. Юридически нет прежней конторы. Придраться не к кому.  Я не я, и лошадь не моя. Если арестовать такого топ-менеджера, то  скандал уже не спрячешь в СИЗО. Это уже вина предприятия, организации, за которые придется платить  миллиардные штрафы, а с рядового работника, что взять.

Также от своих обязанностей были отстранены сменный директор аэропорта, начальник отделения эксплуатации аэродрома и ведущий инженер – руководитель. Управленцы гуляют на свежем воздухе, отдуваются за их недоработки чернорабочие.

В нашей стране чаще всего судят ни систему, ни «раздолбайство», как образно назвал нашу управленческую систему  зам. министра Окулов, ни королей на шахматной доске, а  пешки, стрелочников. Вот и при недавней катастрофе в метро, обвинили ремонтников, которые небрежно обмотали проволокой стрелочный механизм. Почему тот оказался  в таком состояние, вопрос не стоит.

Руководитель следственного комитета России Бастрыкин красочно рассказал на пленарном заседание Совета Федерации, о своем виденье катастрофы во Внуково.

- Горько и больно смотреть, на то, что происходит в нашей авиации, перевозящей наших пассажиров. Даже во Внуково взлетают, вы знаете, какие самолеты. В этом пункте управления аппаратура старая, за пультом управления сидела стажер. Аудио- и видеоконтроля, который должен быть, нет.

Я спрашиваю начальника центра: « В чем проблема, почему у вас такое все старое, несовершенное?» Посмотрел – монитор, глядя на который, не понять, кто передвигается, а кругом туман. Ни визуального контроля, ни телевизионного. Начальник центра говорит, что им задолжали за аренду. У нас договорные отношения с аэропортом «Внуково», мы не можем купить аппаратуру, у нас нет денег.

Я спрашиваю девочку и всех остальных диспетчеров: « А если вы не видите самолета (я утром ехал, тоже был туман, я не видел взлетающего самолета, и здесь я ничего не понимаю), что вы должны делать». Они говорят: « А мы не знаем, что мы должны делать». И правильно, даже в инструкции это не написано.

И после этого печального рассказа Бастрыкина авиадиспетчеры остались под замком. Круглов в СИЗО, а Кривсун и Леденев, на коротком поводке,  под домашним арестом. Может быть, сам Бастрыкин со своим пониманием ситуации работает ни в том комитете, который держит под арестом авиадиспетчеров, а в каком-то другом, виртуальном заведение?

Тем временем в квартирах Дунаева, Круглова, Кривсун был проведены обыски. Изъяты  ни только документы, связанные с профессиональной деятельностью подозреваемых, но  и документы на приобретение недвижимости. Следователей интересовало, каким способом семье Кругловых удалось накопить средства на однокомнатную квартиру в Раменском. Не убедил даже рассказ жены Юлии, что они семь лет копили на эту квартиру, а после ещё родители добавили недостающую сумму. Как рассказывает Юля, обыск продолжался около пяти часов, залезали в сливной  бачок в туалете, морозильную камеру в холодильнике, хотя требуемые документы Юля отдала сразу. Что искали сыщики в небольшой квартире,  хозяйке не сказали. Видно следствие зашло в тупик, нужно было найти хоть какую-то зацепку. Доказательств не хватает, а посадить надо. Может быть, ищут, расписки  об  оплате за проделанную работу от иностранных разведок. А вдруг, обнаружится, что есть у этих агентов  ещё и нетрудовые доходы. Сажают, мол,  они левые рейсы, им это сходит с рук. Конечно, семья Кругловых очень виновата,  потому что купили квартиру, а не современный локатор для работы.

Что скажешь, об этих обысках и допросах, они привели ещё к одной человеческой трагедии,  от нервных стрессов Светлана Кривсун потеряла ребенка, случился выкидыш. Кто ответит за это убийство, если несостоявшаяся  мать окажется не виноватой. Пока же по нынешним законам,  вина её не складывается, это и человеку без юридической подготовки ясно, а вот следователям нет.

Профсоюз авиадиспетчеров бьет во все колокола. Прошел митинг в защиту обвиняемых,  направили письмо президенту России, в адрес Генеральной прокуратуры. Главе СКР поступило также письмо по этому поводу от Михаила Федотова, председателя совета при президенте по правам человека. Ответил на этот запрос заместитель Бастрыкина, Василий Пискарев.

- В ходе предварительного следствия будут проверены все доводы , изложенные в вашем обращение, и установлены все обстоятельства данного преступления. В настоящее время оснований  для изменения меры пресечения, в отношении обвиняемых, не связанной с ограничением свободы нет.

Все течет по-прежнему, двое обвиняемых находятся под домашним арестом,  третий  коротает дни и ночи в СИЗО. Обвинения строятся пока на общих фразах, без конкретных доказательств. Крадут куски жизни  у этих людей, крадут право на свободу. И все потому, что они выбрали такую  нужную для страны профессию. Туман в природе долго не держится, а над многими  властными кабинетами в нашей стране разогнать его даже в солнечную погоду не удается. Можно не удивляться тому, что после совершающего сейчас показательного беззакония, значительно убавится количество желающих стать авиадиспетчерами.

Альберт Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы».

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!