Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Коми
  1. article
  2. Республика Коми

Пешком по Усть-Сысольску: «Город на старых картах»

Исторический центр, дома известных людей, Солдатская слобода

Дмитрий Степановский, видео автора, фото Игоря Бобракова

Член регионального отделения Всероссийского историко-просветительского общества «Мемориал», общественник Вячеслав Слюсарев 20 июля провел очередную пешеходную экскурсию по Сыктывкару. Темой прогулки стал вид города и его план застройки на старых картах. Интернет-журнал “7x7” представляет видео с экскурсии. 

Исторический центр города и план его застройки

Вячеслав Слюсарев начал экскурсию в Кировском парке. По его словам, это самое старое место в городе, откуда начинались основные пути связи погоста с остальным миром. Чтобы лучше представить место, которое выглядело в те времена, Вячеслав прочитал цитаты из старых документов.

— На протяжении 350 лет это место [Кировский парк] — центр города. То есть не Стефановская площадь, не базарная площадь, а именно это место. Здесь все: и соборы, и крестные ходы, и соборная площадь, здесь ярмарки и торги, которые проводились каждую неделю. Здесь, фактически в колокольне, до 1864 находилась школа, где обучали детей. Нигде в городе школы к этому времени не было. На этом месте записывали, кто когда родился, кто когда женился, кто умер.

 
 
 

Уже потом город застраивался по плану. Ранее он был всего лишь погостом: небольшой квартал с деревянными домами, над которыми возвышались сначала деревянная церковь, а потом уже каменный собор. При этом сам погост был окружен большим количеством деревень, грездов, починков. Починок — это один двор на новом месте:

— Приезжал крестьянин, вспахивал пашню, рядом ставил небольшом дом и начинал там жить. Со временем к нему подселялись все новые и новые соседи, починок разрастался, появлялась деревенька, потом деревенька соединялась с соседней деревенькой — появлялось село. И так город постепенно прирастал сельскими окраинами. Зафиксированы следующие названия: починок Каменный, починок Емовский, Ерёменский, Ивановский, Федоровский, Ежова, Боровинка, Гудникова и так далее.

 

Городским властям приходилось заставлять людей строить дома по плану. Из-за того что раньше люди ставили дома, как хотели и где хотели, город строился медленно. Лишь к XX веку он стал похож на тот классический план города, к которому теперь привыкли все сыктывкарцы.

Подробнее на видео. 

О старых домах известных семей

Во время экскурсии Вячеслав Слюсарев часто читал воспоминания людей, которые жили в то время. Благодаря им сейчас можно представить, где раньше располагался дом-типография Следникова, дом мясника Клыкова и дома семьи Куратова и Юхнина. В районе современных улиц Ленина и Горького место считалось “литературным и интересным”, потому что там раньше жили известные в городе люди. В 1930-е годы на окраине города началось бурное строительство: овраг засыпали строительным мусором, убрали деревянный мост, выпрямили улицу и начали строить новые кварталы. Например, в этом месте раньше была баня №2.

 

— Лесная дача — это лесной участок, на котором местная власть разрешала вырубать под продажу или строительство домов. Первая дача на территории Сыктывкара — это Дырнос. В 1902 году там была создана практически первая сельскохозяйственная ферма. Мальчиков из крестьянских семей учили сеять, косить, ухаживать за скотом. Там же находились кустарные кирпичные заводы, так как в Дырносе большие залежи глины. В двух ямах мужики голыми ногами месили глину, рядом ее формовали в деревянных формах, сушили в печке и складывали в амбар — вот и весь завод. Так строили и дома Сухановых, и церкви. 

Подробнее на видео.

Солдатская слобода

Ранее место, расположенное на улице Красных партизан и улице Крутой, называлось Солдатская слобода. Слюсарев предположил, что здесь селились солдаты и их семьи, которые ждали отправки на фронт русско-японской войны:

— Возможно, именно эти солдаты сыграли очень важную историческую роль в жизни Сыктывкара. Например, в июле 1905 года в городе было рекрутировано 800 запасных солдат. Их должны были отправить на фронт. Эсеры, революционеры и большевики, которых отправляли сюда в ссылку, беседовали с солдатами, рассказывали им о нарастающей борьбе рабочих и крестьян. 14 июля были разбросаны листовки к запасным солдатам, которые разоблачали антинародную политику царизма и империалистическую сущность русско-японской войны. Естественно, солдаты взбунтовались. Городские власти перепугались, изолировали солдат, посадили их на корабли и отправили на фронт. Вроде бы вот так у нас был отголосок революции 1905 года.

 

Общественник рассказал и о других историях с солдатами. Например, в 1914 году в городе четыре тысячи солдат подрались с 30 полицейскими. Полицейские применили оружие — убитых не было, но были пострадавшие. А в сентябре 1917 года революционер Юрьев создал солдатскую ячейку советской власти и партии большевиков. 1 января 1918 года эти солдаты и жители окраин объявили о поддержке октябрьского переворота в Петрограде и потребовали передать власть новому совету солдатских депутатов. Спустя 3 дня появился новый совет, который был организован жителями этих слободок. Отсюда пошел революционный настрой.

Подробнее на видео. 


Проект «Пешком по Усть-Сысольску» начался в марте 2016 года. Историки, журналисты, научные сотрудники рассказывают сыктывкарцам об истории города, каждый раз выбирая одну тему. Несколько прошлых экскурсий были посвящены «Деревянному Сыктывкару, который мы скоро потеряем». Всего состоялось более 30 экскурсий. Они проходят один или два раза в месяц.
 

Дмитрий Степановский, видео автора, фото Игоря Бобракова, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово