Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Каким должен быть главный архитектор города и как изменились городские ценности. Цитаты с урбанистического форума в Кирове

Каким должен быть главный архитектор города и как изменились городские ценности. Цитаты с урбанистического форума в Кирове

Архитектор бюро Wowhouse Виталий Стадников и сооснователь бюро «КБ-23» Максим Любавин — о творческой мысли, полезной городам

Наталья Петрова, Катерина Клепиковская, фото Сергея Юферова
Виталий Стадников (справа) и Максим Любавин
Фото Сергея Юферова
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Кирове 23 октября открылся первый урбанистический форум, участники которого ведут дискуссию — каким должен быть современный город, что для этого должны сделать общественность и власти и как им найти точки соприкосновения. Московские гости форума — урбанисты Виталий Стадников и Максим Любавин — прочитали лекцию о роли архитектора в развитии городских пространств и о том, как она менялась со временем. «7x7» представляет расшифровку их выступления.

 

Виталий Стадников — об архитекторе советском и современном

— Изменение роли архитектора произошло в постсоветский период. Тот главный архитектор города, который бил кулаком по столу, был правой или левой рукой первого секретаря — он ушел в прошлое. Сейчас у нас довольно тяжелый переход к правовой системе градорегулирования, где роль этого самого архитектора-демиурга должна снижаться, а повышаться — роль гражданского общества. А вместе с ним и роль документов регулирования: в первую очередь — правил землепользования, во вторую — генплана, потому что это документ не прямого действия, а скорее стратегический.

Роль же самого профессионала-проектировщика тоже меняется. Если раньше солидные мужики, заседавшие в Союзе архитекторов 30 лет назад, что-то решали, то теперь все понимают, что роль Союза архитекторов — плевая. Это просто одна из общественных организаций. В разных городах, конечно, по-разному. В Москве — помощнее, в Самаре наличие такой организации, можно сказать, — погрешность абсолютнейшая.

Можно сказать: «Help yourself [помоги себе сам], дорогой архитектор». Если хочешь быть на коне, изволь работать с клиентом, изволь работать с людьми, которые снизу. Они начинают решать все больше и больше. Что бы ни хотели сделать в центре, как бы ни повышали иерархию управления сверху, роль гражданина повышается прямо пропорционально росту процента оформленности земли и недвижимости. Как только появляются права у граждан, они становятся горожанами, а не никем, как это было в советское время. Поэтому есть города, в которых землю стараются не оформлять под граждан, потому что думают: вот приедут хорошие риелторы на белом коне, расселят всех обездоленных куда подальше, а тут мы построим красивый дом.

 


 

Виталий Стадников — о смене ценностей и привлечении людей

— Общественная позиция архитектора важна. Это привлечение людей. Раньше главными у нас были индустрия и молодость. Они крутили этот мир, и шестеренки в нашей стране крутились. Города были заточены под молодое топливо, о стариках никто и не думал, а про детей — только в плане того, чтобы они стали взрослыми и работали. Культура и история как фундаментальные ценности оставались на периферии. Такая среда практически не может быть преобразована в среду для человека. Это все было рассчитано на бюджетный федеральный подпор. Как только этот мост рухнул, содержать это стало некому.

Целеполагание XXI века — это практически меры, направленные на общедоступность города. Цифровой контроль увеличивается, а физический контроль уменьшается, доступность повышается. В этой теме культура и ментальные ценности вырастают в своей цене.

Самая большая ценность — возможность быть востребованным, интересным, нужным. А это происходит только через общение. Общение может быть только в определенном виде пространства. Смысл современного города или города будущего заключается в том, чтобы вернуться к физическому пониманию пространства города. Узкие улицы, широкие тротуары, места, где можно сидеть и общаться друг с другом. В России мы можем увидеть, как в начале XX века развивалось движение городов-садов. Это придумали в Англии, а в России они появились десятками. У нас вводить такое легко, так как согласия общества спрашивать не нужно, потому все у нас идет быстрее, чем в большинстве стран.

Другая тема — восстановление разных территорий. Тут важно вовлечь людей в проект, получить отклики. Не только в соцсетях, но и от мировых архитектурных сообществ. В итоге властям не остается ничего другого, как начинать обсуждение. Как только жители районов присоединяются к обсуждению, это начинает работать.

 

 

Виталий Стадников — о возможности городов зарабатывать

— В сравнении с европейскими, американскими городами у нас система бюджетного распределения ведет к тому, что муниципалитеты нищие. Но муниципалитеты и сами виноваты в этом. Наделение граждан правами по содержанию территорий — это не только им поблажка, но и возможность сбора налогов с этой территории. Правильное управление налоговой земельной политикой — тема номер один. Как только ты начинаешь смотреть на землю, а не здания, думаешь, как собрать с этой земли налог, понимаешь, что муниципалитет выступает в качестве инвестора этой территории и формирует спрос на помещения вдоль благоустроенных территорий. При правильном распределении управления этими территориями увеличится налогооблагаемая база.

 

Максим Любавин — о пространстве компромиссов

— Проектирование общественных пространств, где создается большое количество возможностей для досуга, где человек в городе может с комфортом этим пользоваться, — это тренд. Но чтобы этот дискурс не деградировал, важно понимать, что город — пространство компромиссов. Речь идет о приращении знания. Одно дело — заниматься легитимацией решений, отвечать на общественный запрос, и другое — изучать, что в городе происходит, кто является адресатом, горожанином на самом деле. Хипстерский урбанизм удерживает кривую и неполноценную фигуру горожанина, а из поля зрения выпадает много разных групп. Если мы не приращиваем знания, то дискурс деградирует, а мы упускаем огромное количество других адресатов.

Бизнес, общество, власть и специалисты — это необходимые элементы достижения компромиссов. Но нужно понимать ответственность специалиста за то, чтобы не размывать образ горожанина и не размывать этот дискурс.

 

 

 

Материалы по теме
Мнение
26 марта
Светлана Прокопьева
Светлана Прокопьева
40 дней со дня гибели двух очень важных для меня людей
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ГрадозащитаКировКировская областьОбщество