Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Свято-Стефановский собор в Сыктывкаре в скором времени обретет новую святыню

Свято-Стефановский собор в Сыктывкаре в скором времени обретет новую святыню

Возможно, это одна из икон, которая находилась в храме до его разрушения в 1929 году

Максим Поляков
Олег Кублицкий
Фото Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Фрагмент полотна более 20 лет назад спас от уничтожения сотрудник исторического музея Валентин Кублицкий. Впрочем, абсолютной уверенности в том, что найденный холст — икона из разрушенного собора, у него не было. Но на днях его сын Олег, скорее всего, нашел тому доказательство. Возможно, у него дома находится одно их трех полотен, которые были пожертвованы более 100 лет назад Свято-Стефановскому собору из Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Сейчас владелец иконы хочет передать ее в храм.

«7х7» публикует рассказ Олега Кублицкого от первого лица:

— Мой покойный папа работал реставратором по дереву в историческом музее. Мастерская у него была напротив пожарной каланчи, в маленьком деревянном домишке. Там он ремонтировал историческую мебель и предметы экспозиции.

Однажды он заметил, что кто-то из сотрудников устраивает во дворе костер, что-то туда тащит. Поинтересовался, что. Ему ответили, что какие-то холсты сгнили, и их решено списать, а попросту — сжечь. Папа попросил показать, что это за холсты.

Оказалось — написанные на холстах иконы Богородицы («Умиление») и Христа с детьми; около двух метров в высоту, причем сгнили они примерно наполовину. Элементарно от сырости. Не знаю уж, где они там лежали — в подвале, на чердаке...

Ну, поскольку мой отец окончил академию художеств, был известным в республике искусствоведом, он, разумеется, сразу оценил ценность увиденной живописи. Он понял, что перед ним — полотна XIX века, причем написанные рукой крупнейшего мастера… И выпросил не сжигать эти остатки, а оставить ему. Впрочем, отца попросили не афишировать этот факт…

И вот он на свой страх и риск занялся реставрацией полотен. Оказалось, что холсты были повреждены весьма основательно — низ сгнил, верхняя часть растрескалась, местами облупился красочный слой. Слава Богу, в основном эти повреждения пришлись на фон. Лики практически не пострадали.

 

 

 
 
 

 

Что делать? Раньше отец никогда не занимался реставрацией живописи, а потому пришлось ему изучать эту технику.

И вот он отрезал сгнивший холст, где-то восстановил краску, проклеил полотно в тех местах, где основа была повреждена. Он рассказывал, что раскопал рецепт воскового лака (сложнейший по технике нанесения) и покрыл им отреставрированные полотна.

В итоге обе иконы остались у него. Правда, после того, как он удалил сгнившую часть, иконы из двухметровых превратились в поясные (около метра в высоту).

Разумеется, отец пытался разузнать историю икон. Он предполагал, что иконы эти — работы Тимофея Неффа (или его учеников) — русского художника итальянского происхождения, академика Императорской академии художеств. Известно, кстати, что Нефф писал иконы для храма Христа Спасителя в Москве, для церкви академии художеств в Санкт-Петербурге и… для Исаакиевского собора. Тогда фотографии полотен отвезли в Русский музей. Вот там-то и подтвердили, что живопись — мирового уровня. Добавив при этом, что мы в нашем Сыктывкаре вообще с ума сошли… На этом история вроде бы и закончилась.

В дальнейшем обе картины висели у папы дома. Но вот ведь — судьба — в его доме в Красном Затоне случился пожар. И одна из икон, Богородицы, погибла. Не сгорела в музее, но огня не избежала… Отец тогда еще говорил мне, что, наверное, надо было отдать ее в храм…

Вторая икона, Христа, в конце концов, после смерти отца, досталась мне.  Домой я смог забрать ее только прошлым летом. Я изготовил для нее раму и повесил в квартире. Но мне очень хотелось узнать: что же это за икона, откуда она в Сыктывкаре. И действительно ли она ранее висела в Стефановском соборе.

Известно, что, когда строился первый Стефановский собор до революции, туда были пожертвованы три большие иконы из Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Причем именно написанные на холсте. Но я нигде не мог найти гравюр или литографий с интерьерами старого собора, чтобы «опознать» иконы. Какие же иконы там были? Что на них было изображено? Вот главный вопрос.

 

 

 
 
 

 

И вот только 12 января 2016 года я наткнулся в интернете на труд некого Лебедева — дореволюционного историка, путешествовавшего по Зырянскому краю: «От Вологды до Ульянова монастыря, на дальнем севере у зырян».

Лебедев побывал в Усть-Сысольске и, в частности, описал подробно Стефановский собор. Цитирую его труд:

«В иконостасе замечательны три большие иконы на холсте из  С.-Петербургского Исаакиевского собора: Спасителя, благословляющего детей,  Владимирской иконы Божией Матери и Снятие со креста»…

Когда я прочитал эти строчки, мне все стало ясно. Естественно,  не так и много в принципе икон, написанных на холсте. Тем более — именно с этими сюжетами. Тем более — сама живопись (скорее даже светская живопись на религиозную тему, чем икона) — все это подтвердило догадку, что полотна эти и были теми самыми, присланными из Питера иконами.

А значит, и место сохранившейся иконе — в храме. Потому что икона — не предмет интерьера. Перед ней должны молиться.


Реклама. Как преобразить интерьер комнаты? Для этого существует множество вариантов. Один из них - художественная роспись стен на сайте www.matiss.com.ua/hudojestvennaya_rospis. Это добавит изюминку и оригинальность в ваш дом.


 

Материалы по теме
Мнение
5 декабря 2023
Софья Шиманская
Софья Шиманская
Женщины не хотят рожать, потому что идет война
Мнение
7 декабря 2023
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
У Матросов есть вопросы к президенту
Комментарии (19)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Зырянин-язычник
14 янв 2016 14:06

Русский художник итальянского происхождения- замечательно.

Правильно, избавляйтесь от этих икон , где христос кажет тряпку со своим изображением, и заставляет трепетать перед ней паству, пока не сгорело и не утонуло всё вокруг этих икон.

Прекратите!

зырянин-язычник Татьяне
14 янв 2016 19:26

Прекратить что?
Говорить то как оно есть?
За иллюзиями вы можете ходить в специально отведенное место - темные храмы греко-римских ортодоксов.
Там вам никто не будет мешать и раздражать разрушением ваших иллюзий.
В школы к детям и в светское общество только не тащите свои иллюзии за деньги с налогоплательщиков.
И всё будет хорошо.
Сможете? )))

Хожу куда хочу. А вы не трогайте иконы.

Зырянин-язычник Татьяне
14 янв 2016 23:06

Ходите куда хочется, я только за.
А даже можете молиться греко-римским старцам на картинках, только не называйте себя учениками ХРИСТА, называйте АНТИХРИСТАМИ.
Ибо это противоречит учению Христа, и он учил противоположному.

Бред какой-то!

Зырянин-язычник
15 янв 2016 05:16

Ну конечно бред. )))
Не бред носить распятие с прибитым трупом замученого человека на груди, молиться портретам угрюмых греческих старцев и приходить за "светом" в темные церкви.

Вы почитайте чему учил ЕВАНГЕЛ хотя бы , только ВДУМЧИВО, как стригольники, которых ваши византийские ортодоксы топили, что бы отличать мрак от света. )))

Рогачев
14 янв 2016 14:29

Олег, а ведь есть фотография иконостаса с этими иконами. Правда, очень плохого качества, но разобрать можно. У меня должна быть копия (давно не разбирал свой архив, но постараюсь найти). Сейчас даже не вспомню, откуда она у меня взялась.

Олег
14 янв 2016 14:48

Очень любопытно посмотреть

14 янв 2016 14:42

Великолепный гражданский шаг О.В.Кублицкого! - общественное достояние (отчасти культурное наследие) не может принадлежать частному лицу.

И описан интересный факт: БогоРОДица сгорела...

зырянин-язычник Рубцову
14 янв 2016 15:52

Оно не станет общественным достоянием, оно станет поповским достоянием, которое они будут использовать в своих корыстных целях для заманивания паствы в свои темные церкви.
Они всегда так делают. Почему они ставили свои церкви на месте срубленных священных берез? Потому что тропа к тем местам не заростала, заодно можно и свечку продать и обряд за деньги провести.

Ценность картин в художественном исполнении, а не в сюжете, потому и в художественной галерее они куда более общественны будут и в безопасности. А попы и продать их могут, повесив копию.

Хотя судя по прошлому картин, пусть в церкви висит и вместе с ней сгнивает. )))

14 янв 2016 19:57

"зырянин-язычник" Рубцову,13:52, 14 января
_______________________________________

...Какой Вы мелочный! ))
А разве "поповское достояние" (имущественно-материальное, а не достоинство, которого у ПОПов нет и отродясь не было - они только чужое поганят), не есть часть общенародного достояния?

Ладно, хоть с местом определились... )),
а то в частный быт и жизнь врывается - больно громоздкое в интерьере как я вижу.

БогоРОДица сгорела... а второй, э-э-э... гниет.

Зырянин-язычник
14 янв 2016 23:02

Нет , поповское достояние не народное, и даже не государственное, ибо они даже налогов не платят.
Тебе напомнить , последние претезания попов на здания и земли Руси, когда-то до революции принадлежавгшие их сете? ))))

А насчет гниет, то о каких условиях в темной церкви может идти речь?

Это произведение принадлежит сейчас только семье реставратора Валентина Кублицкого. И больше никому. Потому что ОН сохранил и в ложил свой труд в него. Ни прошлые попы , ни комуняки не сделали этого.
Дальше вступает закон - НЕ ВОЗЖЕЛАЙ НИЧЕГО БЛИЖНЕГО СВОЕГО.


Если, картина действительно знаменитого итальянского автора и ценна, то является мировым достоянием.
Лучший вариант продать её в музей, где за ней будут следить и сохранят.
А теперешний ХОЗЯИН получит вознаграждение.
Это и будет справедливостью.
Каждый получит своё и хозяин, и музей, и поклонники.
Вечная Халява может успокоится.


Правда после публиций, ортодоксы скорее уже не дадут продать её и предъявят свои права на неё....

Как эти картины будут смотреться среди новодела? Найдётся ли им достойное место? Будут ли обеспечены условия хранения? Много вопросов...
Много вопросов возникает при передаче Церкви музейных ценностей. Не лучше ли в Галерею?

Олег
14 янв 2016 16:34

Была она уже в музее...

Радость какая!

надежда
14 янв 2016 18:47

Все правильно надо отдать в церковь.

Владимир Пыстин. Сыктывкар
14 янв 2016 21:06

Эти иконы фактически в собственности у Олега, он наследовал их. И только он сам вправе решать, как ими распорядиться. Если он посчитал, что их место в храме, то это его выбор. Не забывайте, что они представляют материальную ценность. Но он не продал их. Поступок Олега достоин уважания. Я так считаю. Давно не виделся и не общался. Хороший человек, с нравственными устоями. Уважаю.
В старых храмах российских городов нередко можно увидеть высокохудожественно написанные иконы. Хожу иногда в них, как в музеи. И любуюсь вместе со всеми.

Хорошая новость, и отличный материал.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КомиОбществоРелигияСыктывкар