Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Бездомных людей в России не лечат — и они продолжают умирать от неизлечимых болезней

Бездомных людей в России не лечат — и они продолжают умирать от неизлечимых болезней

Александр Алексеев
Александр Алексеев
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Бездомный человек в нынешних реалиях не может получить качественную медицинскую помощь только потому, что у него нет документов. Эта проблема обрастала и продолжает обрастать конкретными историями людей, которых могли бы спасти, но не успели, потому что у них нет паспорта. Для нашего проекта «Маяк» - это история Виктора Дударева, который после резонанса в СМИ получил паспорт, но через месяц умер, потому что рак не ждет и не работает по режиму паспортного стола. Расскажу подробнее.

Когда мы познакомились с Виктором, он уже жил на улице около 20 лет. Я запомнил его как доброго, спокойного и, что удивительно для улицы, непьющего человека. Он жил тем, что сдавал металлолом, а летом грибы и ягоды (он просто обожал собирать грибы). Просто родился Виктор не в самой благополучной семье, уже с детства ему приходилось выживать на улице и ночевать в подъездах. Совсем без дома он оказался, когда его отец, наткнувшись на мошенников, или продал, или разменял квартиру на полусгнившую сараюшку. Дом очень быстро пришел в негодность, отец умер - и Виктор оказался на улице. Так и жил 20 лет, ночуя где придется: в подъездах и на теплотрассах.

В 2019 году он впервые узнал про наш приют «Маяк» - и  начал время от времени наведываться: переночевать, помыться. Так продолжалось несколько месяцев, пока мы не заметили у него на шее маленькую шишку.  Поначалу никто из специалистов нашего центра не обращал на нее внимания, опыта такого не было. Но проходило время, и шишка начала расти невероятно быстро: сначала разрослась до размеров куриного яйца, затем уже визуально вмещала в себя два яйца, а затем и целых три. Мы начали делать перевязки, еще толком не понимая, с чем столкнулись. Но однажды Виктор не пришел на ночевку. Оказалось, что растущая шишка стала невыносимо болеть, когда он был на улице, ему вызвали скорую, отвезли в больницу, там провели исследование и подтвердили злокачественное новообразование. Что дальше? Виктору просто сделали перевязку, но класть на лечение не стали: документов-то нет. Так и отпустили в 05:00 на все четыре стороны - и Виктор вернулся к нам.

Когда болезнь перешла в наступление, мы пошли в поликлинику №2, которая оказывали помощь клиентам нашего центра. Там по договоренности с руководством (документов-то, чтобы проводить системное лечение по-прежнему нет) ему и делали перевязки, но не всегда, а по настроению: есть время - сделают, нет - не сделают и отправят восвояси. Часто нам приходилось делать перевязки на гниющем новообразовании самостоятельно, что само по себе было психологически непростым занятием. По мере прогрессирования рака из шишки уже начинали «выглядывать» внутренние органы. Виктору нужна была серьезная помощь, а ее по-прежнему не было. Начали походы по больницам, выяснилось, что за сравнительно короткое время рак прогрессировал до четвертой стадии, а врачи говорили, что Виктору осталось жить не больше трех-шести месяцев. 

 
 
 

Один из медиков отметил, что Виктора уже бесполезно лечить, его нужно отправить в хоспис, где умирающему окажут помощь и хотя бы облегчат страдания. Но как туда положить человека, у которого нет документов? Мы созванивались с коллегами из московского фонда «Вера», советовались, что нам необходимо делать, если у человека нет документов. Общались с руководством хосписа. Сошлись на том, что необходимо решить вопрос через полицию, чтобы она выдала какую-либо, справку, подтверждающую личность Виктора. Мы обратились в МВД, где получили отказ: нам витиевато объяснили, что изготовление справки не стоит этого времени. Таким образом, мы достигли непробиваемой стены, за которую уже не могли запрыгнуть. Тогда и обратились в СМИ, чтобы осветить, казалось, неразрешимую проблему.

Журналист «Тайга. Инфо» Рита Логинова выпустила подробный сюжет о непростой истории, его опубликовали 8 декабря 2019 года. Материал набрал популярность, неразрешимую из-за бюрократических проволочек проблему начали обсуждать. На следующий день после публикации позвонили из приемной уполномоченного по правам человека, а затем на нас сами вышли все «шишки» от УФМС и полиции по Октябрьскому району. В тот же день к нам приехали из полиции - и начали происходить чудеса: сотрудники МВД сами сфотографировали Виктора на паспорт (просто натянули простыню около стенки и запечатлели его на ее фоне), уехали - и вернулись через пару часов с готовым паспортом! Интересно, что все это произошло в день рождения Виктора. То, что было невозможно за месяцы, осуществилось за один день! 

На руках был паспорт, можно было ложиться в хоспис, но рак уже захватил весь организм Виктора. Через два дня после выдачи заветного документа ему резко стало плохо, положили в больницу. Примерно в конце января мы приехали к нему в отделение, чтобы передать сотовый телефон, - и тут как обухом по голове: Виктор умер…. Смогли бы мы его спасти, если бы Виктору начали оказывать помощь в первые месяцы после обнаружения болезни, невзирая на отсутствие документов? Не знаю, но во всяком случае срок его жизни увеличился бы.

Частная история Владимира как в капле воды отражает общероссийскую ситуацию невозможности получения квалифицированной медицинской помощи бездомным. В конце прошлого года мы даже проводили акцию памяти Виктора Дударева, чтобы показать: проблема есть, ее надо решать. В настоящее время медпомощь бездомным оказывают энтузиасты и разные благотворительные организации, а системной государственной помощи как не было, так и нет. Чтобы ситуация изменилась, надо выстроить профилактическую систему помощи со стороны государства, потому что волонтерам одним не справится. Только в Новосибирске, по неофициальным данным, насчитывается от 30 до 50 тыс. бездомных! Страшная цифра, которую необходимо уменьшать совместными усилиями с государством. 

Материалы по теме
Мнение
18 января 2022
Валерий Розанов
Валерий Розанов
Добровольно бездомный
Мнение
30 декабря 2021
Александр Алексеев
Александр Алексеев
Невидимые люди: почему на улицах Новосибирска умирают тысячи бездомных
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
БлаготворительностьЗдравоохранениеФото