Собирается ежемесячно 46 812 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Рынок школьных учебников монополизирует «иностранный агент»?

Рынок школьных учебников монополизирует «иностранный агент»?

Игорь Олин
Игорь Олин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

В учительских кругах долгие годы обсуждается проблема школьных учебников, которые за годы постсоветской России становятся только хуже. В 90-е годы появилось великое разнообразие не слишком хороших учебников, хотя многим авторам нужно отдать должное за отдельные интересные идеи и находки. В нулевые с появлением федерального перечня, за рамками которого приобретать учебники стало невозможно, число их сократилось, а качество ухудшилось. Позднее с внедрением ЕГЭ и новых федеральных государственных образовательных стандартов учебная литература в пределах скукожившегося перечня в большинстве своем стала вовсе дрянной.

Существующий порядок допуска учебников в образовательные организации зачастую вызывал недоумение и скандалы. Из федерального перечня по неведомым для учительства причинам исчезали популярные издания по тем или иным предметам, что вынуждало школы переходить с относительно приемлемых книг на совершенно безобразные. На курсах учителей истории и обществознания мы с коллегами не раз оценивали разные учебно-методические комплекты, и у меня от этих занятий оставалось, как правило, одно-единственное впечатление - скучное, сухое, невнятное изложение материала, которое кроме отвращения к истории у детей ничего вызвать не может.

Нельзя не согласиться с инициаторами проекта "Сталинский букварь", когда они говорят: "В современных учебниках хромает логика, структура, последовательность; встречаются нелепые ошибки, противоречия, нестыковки. Зачастую получить по ним системные знания — непосильная задача. Не говоря уже о том, что учиться по ним просто скучно". Авторы этого проекта находят советские учебники, сканируют, используют для образования детей, и немалое число родителей подключается к ним (к примеру, в сообществе ВК у него более 50 тыс. подписчиков). Советский букварь, учебники по математике, русскому языку, биологии и др. оказываются нынешним школьникам намного понятнее и интереснее. Впрочем, историю XX века и основы социально-политических дисциплин по советским учебникам не узнаешь.

С недавних пор на рынке школьной литературы практически безраздельно господствует издательство "Просвещение". До 2011 года оно было полностью государственным, а теперь частное. Доходы его колоссальны, и обеспечиваются они решениями министерства образования и связанных с ним структур, обязывающими школы постоянно закупать учебники по тем или иным основаниям (к примеру, переход на новый ФГОС требовал наличие на учебнике должен соответствующего штампика, который нередко один и отличал значительную часть "новых" учебников от предыдущих изданий; ну и постоянные перетасовки в федеральном перечне). "Ведомости" писали, что в 2014 году доходы издательства от госконтрактов составляли 2,8 млрд руб.; в 2013 году оно получило 4,2 млрд руб. от государственных контрактов при выручке в 11,1 млрд руб., в 2016 году доходы от закупок школами составили 5,4 млрд руб., в 2017 году – свыше 4,5 млрд руб. Выручка головного АО «Издательство „Просвещение“» в 2020 году по РСБУ превысила, по информации базы СПАРК, 21,7 млрд руб., что почти на 11% выше, чем в 2019-м, чистая прибыль достигла 7 млрд руб. (+ 11% к предыдущему году).

РБК сообщает, что в 2020 году «Просвещение» объединило бизнес с корпорацией «Российский учебник» (управляло издательствами «Дрофа» и «Вентана-Граф» - главными конкурентами "Просвещения"). До этой сделки доля компании (ранее она купила издательства «Бином. Лаборатория знаний» и «Ассоциация 21 век») на рынке учебной литературы превышала 68%, после - она фактически монополизировала этот рынок. То есть и здесь отечественная "рыночная экономика" вылилась в монополию, близкую к государству. В 2021 году в капитал "Просвещения" вошли Сбербанк, «ВЭБ.РФ» и РФПИ в размере по 25% каждый. Оценка 100% бизнеса составила около 108 млрд руб.

Любопытно, что в 2017-м, когда Аркадий Ротенберг (как же без таких громких фамилий "капитанов бизнеса"?) продал свою долю в "Просвещении", то, по данным РБК, покупателем выступил зарегистрированный на Каймановых островах офшор, владеющий половиной кипрской Olma Media Group Ltd, которой на тот момент принадлежало 100% «Просвещения». Сейчас, наверное, уже меньший процент, но все же - практически во все российские школы, в тысячи и тысячи школ, на протяжении многих лет поставляет учебники (многие из которых сомнительного качества) компания, связанная с Кипром, офшором, Каймановыми островами. И никто не видит связи между подобным иностранным финансированием и состоянием нашего школьного образования, никто не объявляет "Просвещение" и его авторов иноагентами.

Оригинал

 

Материалы по теме
Мнение
16 дек 2021
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Иностранных агентов — ученых послали в андерграунд
Мнение
14 дек 2021
4
Сергей Маланов
Сергей Маланов
Какие могут быть последствия использования дистанционных форм обучения в вузах и школах
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ОбразованиеИностранный агент
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!