Собирается ежемесячно 46 262 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Местную власть встраивают в единую систему публичной власти страны. Что из этого получится?

Местную власть встраивают в единую систему публичной власти страны. Что из этого получится?

Анатолий Цыганков
Анатолий Цыганков
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Авторы законопроекта о единой системе публичной власти в России предлагают отказаться от нынешней двухуровневой системы организации местного самоуправления, перейдя на одноуровневую

Разница между двумя моделями в том, что сейчас основной корпус руководителей местной власти формируется на уровне сельских и городских поселений, представители которых затем делегируются на уровень муниципального управления, в районные советы. Предлагается от первого уровня (поселенческого) отказаться, сразу формируя муниципальный уровень.

В таком варианте основой местной власти становится муниципальный округ. Все поселения района (муниципалитета) объединяются в единое административное целое, не делясь на самоуправляемые территориальные единицы. Соответственно, все население района избирает себе один депутатский корпус муниципального округа (советов депутатов на уровне поселений не будет) и главу исполнительной власти, которого будут либо также всенародно избирать, либо из числа депутатов окружного муниципального совета рекрутировать (законопроект предлагает жителям самим определиться с формой избрания/назначения мэра).

Для районов, в которых немного поселений и они расположены компактно, данная форма организации очень даже подходящая. Можно вспомнить, что общественные активисты Сортавальского района еще в 2019 г. предлагали создать Сортавальский городской округ, все поселения района — их тогда вместе с городом Сортавалой было пять — объединив в одну самоуправляющую структуру (округ), ликвидировав поселенческий уровень власти. Идея не была принята правительством Карелии, и «реформирование» ограничилось тем, что к городу Сортавале присоединили соседнее поселение Хелюлю. Хотя муниципальный округ мог возникнуть уже тогда. Наименование для него в качестве «городского округа» не подходящим было, конечно, но суть та же предлагалась, что и авторами думского законопроекта. Потому сейчас на базе Сортавальского района безболезненно создан будет Сортавальский муниципальный округ. В городе Сортавале проживают сегодня две трети населения муниципального района, другая треть — в остающихся трех поселениях.

Гораздо сложнее обстоять дела будут в тех районах Карелии, где между поселениями сотни километров, а транспортная связанность сел и деревень со своим районным центром катастрофически низкая. Где-то и автомобильных дорог нормальных нет. Здешними поселениями (территориями) управлять из муниципального окружного центра непросто будет. Само административное управление неустойчивым окажется. Это особенно негативно может отразиться на северных районах Карелии, считающихся теперь арктическими. Оставить их без территориальной власти не получится. Значит, нужно будет в поселениях вводить должности представителей исполнительной окружной власти, скажем старост поселений, и плюс развивать территориальное общественное самоуправление, замещающее депутатский корпус. В поселениях нужно пестовать именно самоуправление. Механически передать управление с основного (!) уровня жизни населения — из поселений, на уровень окружного муниципального центра вовсе не будет означать укрепить местную власть.

Одноуровневая модель местной власти выглядит привлекательно

С одной стороны, одноуровневая модель местной власти выглядит привлекательно. При такой системе самоуправления ресурсы сосредотачиваются в одном финансовом центре, нет необходимости содержать затратные для поселенческих бюджетов органы исполнительной власти (глав поселений, администрацию сельскую). Жители поселений станут решать проблемы своих территорий, напрямую обращаясь в органы власти муниципальных округов, где их поселения будут представлены их же депутатами. Поселковая администрация исчезает, так как отпадет нужда в «пересылочном пункте» для жалоб населения, поскольку заявления жителей все равно перенаправляется для решения в районный центр (там реальная местная власть, с деньгами). Это плюсы. Из минусов — неизбежно рвущаяся связь окружного центра с населением. Авторы законопроекта почему-то, напротив, утверждают, что отказ от территориального принципа организации местного самоуправления приблизит власть к населению. Но этого как раз тема для дискуссий.

В Карелии пока нет удачных примеров передачи поселениями своих полномочий на  уровень своих райцентров (завтрашних муниципальных округов). Предпринималась правительством республики попытка создать Муезерский муниципальный округ, и поскольку для этого требовалось согласие жителей поселений, то организовывались публичные слушания в трех селах. Результат для правительства отрицательный. Участники слушаний выступили против объединения, как раз опасаясь того, что совсем жители поселков останутся без внимания районной власти. Своя — плохая, критикуемая, но она вот — рядом. А изменись конструкция управления, попади потом в кабинеты власти муниципального округа?!

У людей нет категорического отрицания одноуровневой модели организации местной власти (все видят бессилие нынешних глав и депутатов поселений), но и сомнения наваливаются на сельских жителей: не останутся ли они вообще брошенными? Особенно когда для решения житейских проблем в каких-то случаях надо будет добираться до райцентра и 100, и 200 км. О транспортной связанности территорий лучше промолчать.

Буквально на днях жители села Вешкелицы Суоярвского района на проводимых у них публичных слушаниях также выступили против образования Суоярвского муниципального округа. Страхи те же – опасение оказаться в состоянии безвластия. Люди лишаются прав избирать себе глав и депутатов поселений, а где гарантия, что власть, сосредоточенная на уровне кабинетов муниципального округа, станет внимательнее к жителям Вешкелицы? Модель единого округа пока непонятна и потому не принимается людьми. Хотя это препятствие легко будет преодолено, если законопроект о формировании одноуровневой модели местной власти примут депутаты Госдумы. Тогда и обсуждать ничего ни с кем не придется, надо будет исполнять федеральный закон.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
14 дек 2021
Анатолий Цыганков
Анатолий Цыганков
Законопроект о единой системе публичной власти в России многим находящимся в этой системе точно затруднит жизнь
Мнение
10 дек 2021
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
Даже при полной поддержке главы волости у сельского депутата нет никакой власти
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
РазмышленияКарелияВласть
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!