Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Законопроект Шрёдингера: почему проект закона о домашнем насилии не защищает жертву от агрессора

Законопроект Шрёдингера: почему проект закона о домашнем насилии не защищает жертву от агрессора

Алия Байназарова
Алия Байназарова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Совсем скоро в Госдуме в очередной раз рассмотрят поправки к законопроекту о защите жертв домашнего насилия. Но в нынешней формулировке он одновременно рабочий и нерабочий, потому что читается двояко, можно его и так, и так применить. А то, что в настоящее время женщина с детьми, попавшая в ситуацию домашнего насилия, по-прежнему никак не защищена - это факт.  Она вынуждена подчиняться правилам, если мужчина взял себе цель ее наказать. Как он оказывал на нее психологическое давление, так он может оказывать на нее и правовое давление: такая возможность и право у него есть - и агрессор зачастую им активно пользуется. Учитывая, что женщина с детьми не может полноценно работать и должна обслуживать детей, то, соответственно, она не может зарабатывать бОльшие деньги и ограничена в ресурсах. Агрессор свободен от обязательств: он больше зарабатывает и имеет возможность нанять адвокатов - и еще сильнее преследовать и разворачивать этот самый закон в свою сторону против женщин и детей. И такая возможность у него тоже есть. И все это на самом деле не может быть, а уже есть.  

Даже если женщина прошла медицинское освидетельствование и доказала, что семейное насилие в ее жизни существует, то максимум, что первые три раза грозит ее супругу-агрессору, - это административный штраф в пользу государства. И таким образом женщина понимает, что, если она обратится с заявлением в полицию, из семьи уйдут деньги, а муж останется дома с еще большей агрессией. В принципе, понятно и логично, почему женщины боятся обращаться в полицию. Хотя мы настаиваем: все равно подавайте, потому что заявления в последующем помогут при разводе, при определении порядка общения с ребенком, помогут отстоять права в суде. 

И даже если женщина уже ушла от мужа, идет бракоразводный процесс и порядок общения с ребенком определен, то муж все равно может продолжить правовое насилие - и чаще всего он это делает. Например, пишет заявление в полицию, что жена увезла детей в неизвестном направлении и их уже продали в рабство. Бедная женщина в восемь утра вместо того, чтобы отвести детей в детсад/школу, вынуждена бежать в полицию с детьми и доказывать, что с ними все хорошо. Или муж подает заявление на розыск, даже несмотря на наличие записки от супруги, что она с детьми в безопасности, - и это заявление в полиции принимают. А раз заявление есть, то полиция начинает розыск, находит женщину у нас, требует объяснения, указывает адрес в объяснительной - и адрес может попасть к мужчине, который получает возможность выследить жертву. Только потому, что у нас были хорошие отношения с уголовным розыском отделения по месту нахождения центра, то в ответе на заявление адрес чаще всего не попадал.

Таким образом, защиты у женщины действительно никакой нет. Как можно было бы изменить законопроект в лучшую сторону? Закрепить понятие охранного ордера - в случае доказанного жестокого обращения приоритетное право оставаться в квартире должно быть у женщины с детьми. Еще бы весомее решило проблему, если бы жестокому обращению в семье давали оценку не административного правонарушения, а  все-таки уголовного преследования. Вот эта мера по-настоящему бы остановила многих агрессоров.  Будет ли это принято? Сомневаюсь. И сомневается каждый, кто занимается защитой женщин.  Сейчас агрессоры продолжают чувствовать свою безнаказанность - и они действительно безнаказанно могут делать все что угодно. Женщина вынуждена со своими детьми ходить и доказывать, что она не нарушала правила, а просто живет и пытается выжить, в то время как супруг развлекается в свое удовольствие заявлениями в полицию. Шансы на перемены в положительную сторону по-прежнему невысоки, поэтому пока приходится бороться тем, чем можем, физически защищая каждую женщину своей спиной.

*Пояснение к закону

Проект о профилактике семейно-бытового насилия впервые внесли в Госдуму в 2016 году, однако он не прошел первое чтение. В 2017-м был принят закон о декриминализации семейных побоев, инициированный группой депутатов и сенаторов, включая Елену Мизулину. В конце 2019 года законопроект о профилактике семейно-бытового насилия снова появился на сайте Совета Федерации. Авторы документа предложили ставить на профилактический учет агрессоров. Согласно законопроекту, необходимо также обязывать виновных в насилии покинуть место проживания с жертвой и прекратить общение с ней.

Материалы по теме
Мнение
24 ноября 2021
Алия Байназарова
Алия Байназарова
Почему жертвы насилия выбирают жизнь в опасности рядом с мучителем, несмотря на помощь. Как исправить ситуацию с помощью коучингового подхода
Мнение
24 ноября 2021
Сергей Балабаев
Сергей Балабаев
Ювенальная юстиция – борьба с тенью, которой нет
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьДомашнее насилиеОбщество