Собирается ежемесячно 62 051 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Лихие 90-е. Мой детский хеппенинг

Лихие 90-е. Мой детский хеппенинг

Настя Орлова
Настя Орлова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Как же много всего!

Почему сейчас все иначе?

Куда исчезла дворовая культура и рок-н-ролл? Сейчас по-другому? Или нет. Я про время старых добрых рок-концертов, про рок-идолов, смотрящих на нас с плакатов, и про добрую атмосферу единения, про душевные песни под гитару и тексты, которые хочется цитировать и петь хором? Где волнительно-веселое ожидание сейшна? Я сейчас буду рассуждать очень глубоко. Вы, вероятно, даже потеряете нить повествования. Но будет интересно.

У нас есть все в открытом доступе. Мы приклеены к мониторам и разнообразным движущимся картинкам в цифровом пространстве.

И прямо сейчас - ненавистный полыхающий ковид, уносящий жизни людей, и ограничения, ломающие концертную индустрию. Кажется, это никогда не закончится. Новая реальность все сильнее зацикливает нас на гаджетах и приковывает к интернету. Вообще, глобально как же сильно сказывается влияние Сети и яркого YouTube-контента. Материалы на любой вкус, каждый второй - блогер, каждый третий - эксперт. Бесконечный TikTok, видео Reels, слив каждого шага в Сеть и клиповое мышление как норма времени. Можно почитать научные статьи и принять это как факт. Мне нравится всевозможный технический прогресс и развитие, но есть побочка.

Меня угнетает запущенность концертной индустрии в малых городах и отсутствие реальной жизни с глубиной погружения в суть, невостребованность нераскрученных творцов, отсутствие площадок в провинции (нет должных условий, нет возможностей). Нет и спроса. Неинтересно современному зрителю сидеть в зале без инсталляций, видеоряда, пиротехники, спецэффектов и прочего. Публика перенасытившаяся, искушенная, избалованная, цинично настроенная. Нам теперь слишком долго, длинно, сложно по содержанию - просто по оформлению, скука. В провинции "сдулись" энтузиасты, а оставшиеся мастодонты - усталые от жизни и обескураженные грустные люди. Новое поколение воспитано в другой культуре и с другими ценностями. "Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?" Я из тех, у кого нет TikTok, кто не сделал ни одного видео Reels, кто не использует мультяшные маски на селфи-камере. Я пишу огромные философские полотна, которые читает (по диагонали) не так много людей. И продолжаю это делать, играть в Толстого. Я скачиваю музыку на комп и делаю плейлисты, млею от вида и звука виниловой пластинки, плачу от звучания симфонического оркестра, часто пересматриваю черно-белые фотографии в пыльном семейном альбоме. Я играю маленькие концерты под гитару и организую квартирники. Я знаю актуальные механизмы и алгоритмы рекламы соцсетей, но не пользуюсь ими. Почему? Не хочу. Что-то внутри не может работать в этой системе. Меня постоянно зовут в Питер и в Москву, предлагая крутые проекты. Не люблю мегаполисы. В мире и так слишком много бесконтрольного хаоса и идиотов, а в мегаполисе это количество только увеличивается, меня это пугает и расстраивает сенсорику моего биополя, я устаю от 10 минут нахождения в метро, меня тревожит концентрация всего и сразу, трудноперевариваемое нечто. И я свято верю в идею быть человеком, который честно делает искусство в провинции и пытается развивать культуру в маленьком городе.

Я росла в сельском дворе с палкой для лапты в руках

Я росла в сельском дворе с палкой для лапты в руках и гоняла в футбол драным, триста раз зашитым футбольным мячом, который был единственный на всю улицу и передавался по кругу, и все это - под музыку Земфиры, Цоя, «Арии», «КиШ». Просто факт. Сейчас 12-летние ребята тусят у торгового центра с электросамокатом под музыку Моргенштерна, звучащую из последнего айфона. Тоже - просто факт. Я прохожу мимо и прислушиваюсь к их разговорам. Чаще всего я слышу ржач по поводу свежевышедшего ролика в TikTok и вижу, как парни в припадке гормонально-пубертатного бунта всячески задирают девчонок, пытаясь их то ли нежно удушить, то ли заваливать на землю, а те с визгом и писком вырываются, делая вид, что им нравится происходящее. Своеобразная репетиция будущего семейного абьюза, ага. Рядом стоящие ребята снимают это на видео и тут же заливают в Сеть. И все это под мизогиничные тексты Моргенштерна и какого-нибудь Фараона. Было у нас такое в 90-е? Ну, сейчас буду вспоминать. Были "Муси-пуси" и "Это секшл революшн" Моисеева, "Полиция нравов" с двумя лысыми солистками и «Сектор Газа» с "Потому что на мне были грязные, вонючие носки". Однако всегда есть категория детей, которая ходит на танцы, в музыкалку и художку, но это другой социальный срез, совсем непоказательное меньшинство, такие и на "Мой поэт" в «Агри» заглядывают, чтобы Мандельштама со сцены почитать, и струнный квартет с удовольствием послушают. Я не берусь давать оценку явлениям нынешнего времени, я просто говорю о том, что это радикально отличается от того, как формировалась я в своем детстве лихих 90-х. Я хочу рассказать про свое становление и мой бесконечный детский хеппенинг. Я родилась в провинции всех провинций - поселок Лоухи, 40 км от Полярного круга, болотистая зона с одной прямой дорогой, в семье самодеятельных артистов. Бабушка работала на звероферме, мама - в Доме культуры, мы совмещали постоянные гастроли с походами в лес и ведением хозяйства. Это такая цыганская жизнь, когда у тебя и культурные выступления на сцене, и работы на огромном картофельном поле: когда не видно человека, стоящего на другом конце плантации. Я лишь провожу параллели с нынешней реальностью и ностальгирую. Все сравнения и суждения - это лишь мои очень личные ощущения и некоторая опора на психологические знания с анализом существенных различий. Это не хорошо, не плохо, просто так есть. Думаю, что многим откликнется.

Компьютер у меня появился в 14, медленный ADSL-интернет и личный мобильник - в 15 лет. Сейчас ребенок в коляске даже на прогулке с родителями смотрит всевозможные мульты, залипая в экране с кучей ярких мелькающих объектов. Или играет в какую-нибудь бессмысленную тыкалку на сенсоре. Я рада, что в моем детстве если я гуляла, то я гуляла - познавала, черт возьми, мир вокруг и искала себе приключений на задницу. У меня было денди и тетрис, были «Том и Джерри» на видеокассетах, мы обменивались картриджами с «Контрой» и «Флинстоунами», но все это чередовалось с активными играми во дворе; когда мы строили из снега военные базы и придумывали себе вымышленные имена, пытались косплеить Терминатора, Робокопа, Черепашек-ниндзя и сериал «Спецназ» (кстати, играли и мальчики, и девочки в одной компании). Для меня двор всегда был в приоритете, потому что ничто не могло заменить тот адреналин, когда ты бегаешь по крышам сараек, прячешься в разваленной машине от выдуманных монстров, прыгаешь в сено, потом грызешь сухой «Роллтон», типа на привале. Я играла в фишки с изображениями Пикачу и «Мортал Комбат», еще были «Рейнджеры»! Фишки - самая ценная валюта! Я хорошо владела техникой выбивания заветного комбо и много выигрывала, поэтому обменивала выигрыш на деньги среди ребят, потом за эти деньги каталась за рулем мопеда - красного «Дельта» (парень катал на байке за монеты), вот тебе - начало бизнеса! Проехать две остановки стоило 10 руб.! = «Сникерс». Мир - такой большой и захватывающий, и в каждом камушке можно было увидеть какое-то сказочное животное, в каждом шорохе услышать волшебство. Мы разглядывали кучевые облака и искали там летающие тарелки, всегда находили между прочим! Мы представляли, что большие комары - это монстры из «Чужого» (ага, я представляла себя сержантом Рипли, Сигурни Уивер - моя любовь!). Мы с бабушкой осенью, прямо после школы, ходили в сосновый бор за грибами и за ягодами. Я знала все виды грибов лучше многих взрослых, разбиралась в отличиях поганок, псевдобелых и годных боровиков, типа понимала, где там ножка волосатая, а где у гриба есть юбочка и т. п. На ужин потом всегда была вкуснейшая жареха.

А еще я обожала выжигать лупой на солнце. Сидишь себе и рисуешь огненным лучом на деревянной поверхности, и как вкусно пахнет жженым деревом! Или пишешь выжиганием какой-то лозунг. Я вот всегда выжигала слово "Rock", представляете? Хотелось пропагандировать и показывать всем, как круто слушать рок, как понтово! А вот еще интересно: как-то парни сделали мне пугач - это когда в тонкую медную трубочку из запчастей автомобиля заталкивается спичечная сера, вставляется изогнутый гвоздь с натянутой резинкой, ты заряжаешь это устройство и в один момент словно спускаешь курок и стреляешь, раздается очень сильный хлопок, прям выстрел. Все вокруг подпрыгивают, это ж так весело! Порой закладывало уши, а руки были в саже. А еще мы играли в ножички! И в попА: это когда кидаешь палки-коряги а-ля копье и выбиваешь бутылку. Травмоопасненько так, но мы выжили. Мы даже хлев как-то подожгли, потому что учились курить «Беломор», стыренный моим корешем у деда. Мы спрятались в сене - в предбаннике хлева и подожгли папиросы. Ни одна корова не пострадала, но после этого я была наказана и лишена прогулок на целую неделю. Весь двор скулил под окнами моего дома с мольбами: "Настя, скинь мячик!"

А что было у поколения еще старше меня? Деревянные игрушки, лагеря на Черном море, походы с палатками в лес, значки пионеров и комсомольцев как повод для гордости, казаки-разбойники и 12 палочек. Я тоже успела это застать и поиграть с ребятами постарше. Помню, что даже взрослые присоединялись к нам, и мы играли целыми семьями. Это еще более прикладное искусство в плане познания мира и социализации. Мне всегда интересно слушать про детство своих родителей. Кстати, бабушка и отчим всегда водили меня в библиотеку, мы брали там энциклопедии, я любила с отчимом читать про космос, в восемь лет я знала все планеты Солнечной системы, что такое астероид и метеорит. Почитаешь после обеда и бежишь во двор.

День начинается так: купишь у бабушек жареные семечки в кульке из газеты за 3 руб., потом сорвешь с веревки в сарайке вяленых соленых окушков, по пути надерешь зеленого лука и гороха в огороде и бежишь играть в квадрат, а там - очередь из 20 человек. Я серьезно. Все стоят вокруг поля и о чем-то общаются, а четыре человека в квадрате играют. Кто-то показывает новые фишки, кто-то читает журнал "Ровесник", у кого-то появился первый во дворе кассетный плеер, и он хвастается новой кассетой «Арии», кто-то из пацанов красит старой вонючей краской изогнутые крылья на мопеде... Подходит твоя очередь, и вот ты сражаешься в самой захватывающей битве до заката солнца... Потом приходит мама и зовет тебя мыться в баню. Ты не хочешь, капризничаешь, ты умоляешь маму разрешить поиграть еще, это слышат все ребята, и тебе становится стремно, но ты торгуешься с мамой еще на 20 минут игры... мама разрешает, и, о боже, ты пинаешь-нагоняешь мяч, представляя себя Роналдо (тогда все фанатели от "Зубастика"), и это такое счастье, что до сих пор дух захватывает.

Ну что, потеряли нить и связь с рок-концертами? Это все хеппенинг!

Такое времяпровождение сформировало мою открытость и коммуникабельность на разных уровнях

Времяпровождение с ролевыми играми, естественным, живым общением во дворе вкупе с доверительными отношениями в семье сформировало мою открытость и коммуникабельность на разных уровняхЭто когда ты уже взрослый легко находишь общий язык (тебе интересно) и с маргинальным дворником, и с кандидатом наук, и с высокопоставленным чиновником, и с чемпионом мира по тайскому боксу, и с виртуозными артистами «Метрополитен-опера». Я беру в руки гитару и пою. И все, кто слушает, мои друзья. Я рассказываю истории. Это нравится людям. Я знаю, что этот навык спасет в тюрьме, не просто так, однако это работает, неслучайно. Жизнь - хеппенинг. Жизнь - это ваш акт искусства, где все зависит от всего.

Итак, детство, ты бегаешь с длинной веткой, полностью ощущая, что это автомат, и нет никаких сомнений, что вот эта куча хлама из поленьев и дров - космический корабль, а груда песка и сена - это строящийся город в новой галактике, который тебе нужно защищать от космических монстров... И если кто-то из ребят не верил в это, скептически пытался обескуражить меня, я всегда находила слова, чтобы убедить его в том, насколько это круто и весело - строить новый мир вокруг себя. Я и сейчас так делаю - убеждаю.

Сколько постоянных изобретений и выдумок, как организовать себе досуг и развлечь себя. Мне кажется, это прямая связь с развитием творческого мышления. И вот ты самозабвенно сражаешься с инопланетянами, а тут к тебе подходит бабушка и говорит, что умер дядя Ваня и надо ехать на похороны. Тревога. Страх. Боль. Черные платки, завешенные зеркала, венок в углу... мы собираем вещи и едем на похороны. И видишь все прелести похоронных ритуалов русской деревенской чернухи. Как вы думаете, оставляет ли это след? В 15 лет я начну писать стихи и обязательно упомяну там и про ветки ели, и про марганцовку, и про грязную мокрую землю в ладошке, которую ты кидаешь на гроб в могиле, и про вой плачущих родственников, и про ощущение всепоглощающего горя. В 16 лет я напишу песню, в которой появится такая строчка: "Когда умру, везите меня вперед головой". Вот такой вот хеппенинг. Способность творчески мыслить помогла мне справиться. Помогает справляться и сейчас.

Мое желание познавать мир и перерастало в способность что-то создавать, например писать свою музыку, рассказывать свои истории, придумывать необычные занятия, промышлять, фантазировать. Мне кажется, это развивало творческую составляющую. И так у многих моих сверстников, столкнувшимися с прелестями жизни. Вот у вас было так?

И как раз музыка, создание рок-группы было для многих способом справляться с трудностями, возможность выкричаться, проораться и в то же время творчески прокачиваться. Многих моих друзей со двора били отцы и матери - нагретой бляхой от военного ремня и шнуром от кипятильника, например. Вот играет со мной в фишки грустный мальчик, гоняет мяч по двору, а я вижу у него синяки на руках. Он рассказывал мне за игрой в лапту, когда до одурения сильно бил палкой по мячу, что тот улетал почти за километр, как его зверски бьет отец, а мать ставит на горох. Потом этот мальчик захотел играть на гитаре и петь, написал песню, в которой рассказал об этом. Это собирательный образ, но история достоверна. А сколько таких историй? Большой мечтой для ряда ребят были выступления на сцене, чтобы быть замеченными и оцененными. Мы видели в передаче "До шестнадцати и старше" и по MTV, как Земфира и «Король и Шут» собирают стадионы, и мы хотели точно так же. Мы обвешивали комнаты постерами с кумирами, носили напульсники и банданы с символикой звезд... Жизнь, которую я описываю, была у многих. Рок-группа действительно являлась чем-то модным, и привлекательным, и спасительным, все хотели играть на гитаре, подбирали на слух любимые песни, по тыщу раз перематывая кассету, крутя ее на карандаше. И это было целебно! Думаю, логика понятна. Другие времена сейчас. Другие интересы. Другие форматы времяпровождения. Другие способы рефлексии. Совсем иное восприятие продукта искусства - его теперь не нужно искать и добывать. Слишком доступно = менее ценно. Другая скорость жизни, другое мышление. И тонны информации, поток, который сложно зафиксировать и осознать, что создает кашу в голове. Сложно сконцентрироваться и радоваться простым вещам, которые мы перестаем замечать. Если мы, будучи детьми, в грозу выбегали в подъезд дома и считали количество увиденных молний, обсуждали страхи - уже тогда, в 8–10 лет, мы делились тем, что нас волнует, что мы чувствуем по поводу силы стихийных природных явлений, обсуждали страх смерти, страх одиночества... Мы гадали с зеркалом в хлеву, вызывая Пиковую даму и Пушкина, пока коровы мычали, а свиньи хрюкали, ну вы прикиньте! Смешно. И страшно же ж! Сейчас я все реже вижу детей на детской площадке, играющих друг с другом, подростков, вовлеченных в процесс фантазирования, показывающих друг другу аккорды любимой песни на гитаре...а рок-группа, ансамбль, концерт в клубе - это как раз про социализацию и взаимодействие с уважением к товарищу, с выражением и проживанием чувств. Я уверена, что творчество формируется в детстве как идея, как способность настраивать контакт с миром и предъявлять себя этому миру. Даже если вы уже взрослые, вы все равно можете, например, прямо сейчас включить любимую музыку и порисовать абстрактные каракули. Вы можете сходить ко мне на квартирник в «Агри» и потанцевать у сцены, а потом выпить со мной кофе и поболтать об искусстве. И если вы идете с ребенком гулять, покажите ему летающую тарелку из облаков, постройте вместе с ним космический корабль из шишек, веток и камней.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
13 окт
1
Анна Межова
Анна Межова
Пережившие ад дети не должны оставаться один на один со своей бедой
Мнение
23 сен
Олег Сидоров
Олег Сидоров
Физические наказания — это полное признание несостоятельности родителя
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
РазмышленияДети
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!