Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Забор через всю страну»: почему строительство трассы М-12 огорчает экологов?

«Забор через всю страну»: почему строительство трассы М-12 огорчает экологов?

Оксана Петрова
Оксана Петрова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В России реализуется амбициозный проект – строительство суперсовременной трассы Москва – Казань протяженностью 800 км. Экологи считают, что недостатки проектирования могут привести к непоправимым последствиям.

Строительство трассы М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» началось прошедшей зимой. Это платная скоростная автомагистраль, часть международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай, воссоздающего исторический Великий шелковый путь. Проект разработала госкомпания «Автодор». Трасса пройдет по территориям Подмосковья (в обход городов Балашиха и Ногинск), Владимирской и Нижегородской областей, а также через Чувашскую Республику и Республику Татарстан.

В апреле 2021 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил продлить трассу до Екатеринбурга, а в июле того же года рекомендовал дойти до Тюмени и Челябинска.
Строительство должны завершить в 2024 году. В СМИ отмечают, что магистраль сблизит регионы, позволит России увеличить товарооборот не только с Китаем, но и с Европой. В «Автодоре» М-12 называют самым масштабным инфраструктурным проектом страны.

Но выгодное со всех сторон строительство может стоить в буквальном смысле слишком дорого.

Когда изучили флору и фауну?

По словам директора АНО «Зеленая цивилизация», руководителя по региональному развитию экологического движения «ЭКА» Дмитрия Фёдорова, часть природных территорий, по которым проходит магистраль, не исследовали в течении всех сезонов года, а поэтому невозможно установить, какие виды краснокнижных растений, животных и насекомых там обитают.

Дмитрий Фёдоров, кандидат биологических наук, директор АНО «Зеленая цивилизация», руководитель по региональному развитию экологического движения «ЭКА»:

– Вегетационный период многих растений занимает не более месяца. Например, первоцветы – наиболее уязвимые виды из средней полосы, которые нельзя найти в лесу за пределами апреля и начала мая.

Председатель совета экоцентра «Дронт» биолог Асхат Каюмов уверен, что при проектировании магистрали ее влияние на растительный и животный мир не изучили должным образом. В Нижегородской области исследования проходили в ноябре, когда кое-где уже лежал снег.

Асхат Каюмов, биолог, председатель совета экоцентра «Дронт»:

– Склон, по которому нарисованная дорога спускается к реке, насыщен краснокнижными растениями. Часть популяции погибнет. Сколько именно – никто не скажет, потому что никто не сосчитал ни площадь произрастания, ни количество особей и видов, – сказал Асхат Каюмов.

Виртуальные экодуки

На сайте проекта указано, что для миграции обитающих поблизости животных построят 60 экопереходов. В одном из релизов на сайте «Автодора» другие цифры: 12 экодуков и 22 ското- и зверопрохода под трассой.

Экодуками называют искусственные сооружения в виде тоннеля или моста, максимально замаскированные под естественный ландшафт для безопасного перехода дороги животными. Как правило, их оснащают шумоизоляционными экранами. Зверопроходы могут представлять собой туннели в насыпи трассы либо проходы под путепроводом в составе дороги.

– У каждого животного есть определенный ареал обитания. У семейства лосей это 30 квадратных километров, а кабаны в поисках корма могут проходить до 40 километров в день, – говорит Дмитрий Фёдоров. – Волки обитают на территории до 100 квадратных километров. Это ежедневные кормовые миграции. Все очень тонко: где-то животных побеспокоили и им нужно передвигать свой ареал в сторону. А там своя сложившаяся группировка – происходит конфликт, внутривидовая борьба за кормовые угодья, самок и так далее. Моментов, которые вообще никто не оценивает, много. А экопереходы построят в последнюю очередь.

По данным проектировщика, места для всех 34 проходов выбрали на основании статистики путей миграции диких животных и информации от местных властей о маршрутах прогонов домашнего скота. «Такой подход позволит сохранить сложившийся уклад жизни в регионах, по которым пройдет трасса, и не перекроет пути миграции», – отмечают в пресс-службе компании.

Асхат Каюмов заявляет: региональные власти предоставили проектировщикам информацию про пути миграции только охотничьих животных, прежде всего крупных копытных – кабанов, лосей. Их пути миграции известны от охотосообщества, но про остальной животный мир региональные органы власти не знают.

Зоологи также должны были проверить, где проходят пути миграции зайцев, лис, амфибий, рептилий, которые легко выявляются весной. Однако полевых исследований не проводили.

– В Нижегородской области сделают один экодук и несколько подземных проходов для миграции. Я думаю, их недостаточно. Учитывая протяженность трассы и неизученность вопроса, скорее всего, в первые годы какое-то количество животных будет погибать. Самое обидное, что никто нормально не посчитал этот ущерб, – отмечает эколог.

Журавли поперек дороги

Барятинское предотлетное скопление серых журавлей находится между Нижегородской областью и Чувашией. Серые журавли занесены в Красные книги обоих регионов. Каждую осень до 2 тыс. птиц собираются на болотах у берега Суры в Чувашии. Там они проводят ночи, а в дневное время кормятся на сельскохозяйственных полях Пильненского района Нижегородской области. Подкрепившись перед долгим перелетом, журавли отправляются в Африку.

Это скопление известно специалистам уже более 100 лет, оно включено в кадастр ключевых орнитологических территорий. Но охотники о нем не знают, поэтому при проектировании его не учли – дорога должна пройти ровно поперек этого скопления.

– Трасса пересекает Суру, рассекает место ночевки в Чувашии, а в Нижегородской области проходит по центру места кормления. Все попытки в течение полутора лет объяснить проектировщикам, что трассу надо подвинуть, ни к чему не привели. Нам сказали, это лишние четыре-пять миллиардов рублей на четыре-пять километров трассы, а главное – перепроектирование, кто его сделает? В итоге следующей осенью журавли обнаружат, что им катастрофически не хватает места для слета и кормежки, и полетят на юг голодными и ослабленными. Часть из них погибнет по дороге. Сколько мы потеряем в популяции, сейчас никто не скажет, – сказал Асхат Каюмов.

Найти новое место для слета станет непростой задачей для журавлей. Как рассказал председатель нижегородского отделения Союза охраны птиц России Сергей Бакка, для формирования скопления нужен уникальный ландшафт, который строящаяся трасса уничтожит.

Проектировщики пообещали принять меры по защите животного мира – установить шумозащитные сплошные экраны в местах ночевки серых журавлей. Но ученые уверены, что выход один – перенос мостового перехода через реку Суру за пределы участка между селами Языково и Барятино. Экологический ущерб по одному журавлю составит 43 млн руб.

С дорогой, но без леса

Дмитрий Фёдоров подчеркивает, что максимальный ущерб лесному фонду, ООПТ и краснокнижникам будет нанесен во Владимирской, Нижегородской областях, Чувашии и Татарстане.

В октябре 2020 года председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко рассказал, что под трассу придется оформить в собственность РФ примерно 11 тыс. га земли. Так, по данным СМИ, для прокладки трассы на нулевом этапе в Московской области объем вырубки леса составил 401,5 га. В Татарстане в земли промышленности перешли 280 га леса, а на шестом и седьмом этапах трассы в Чувашии вырубке подлежит 653,8 га и 90 га леса соответственно.

Во Владимирской области из-за строительства трассы из состава земель регионального лесного фонда исключили 1,3 тыс. га. По словам Дмитрия Фёдорова, там трасса пройдет через старовозрастные сосняки, дубравы. Будут потеряны фрагменты старых лесов, наиболее ценных для экосистемы. Галина Есякова, председатель Владимирской областной общественной организации Всероссийского общества охраны природы, заслуженный эколог России, рассказала, что планирует вынести вопрос строительства трассы М-12 на обсуждение в общественную палату региона.

– Любая трасса наносит экологический ущерб. У нас в зону трассы вошли 350–400 гектаров зеленого пояса Владимира. Не факт, что вырубят все деревья: какие-то участки могли наложиться на придорожную полосу. Но для прохождения трассы вырубается около тысячи гектаров. Застройщик сказал, что полностью восстановит вырубленные посадки. А что такое компенсационные посадки? Вырубаются возрастные деревья, и молодые их сразу не заменят. Поэтому посадок должно быть в несколько раз больше вырубки.

Первоначально хотели прокладывать магистраль по особо охраняемым природным территориям, потом она могла затронуть национальный парк «Мещёра». Было много полемики, трасса задевает жителей, в частности, микрорайона Мостострой и ряда деревень.

Сейчас проект утвержден – исключены особо охраняемые территории, не затронут национальный парк, а деревни оказались подальше. Но проект обязательно должен пройти экологическую экспертизу. Кроме того, над строительством важно вести общественный контроль и контроль со стороны специальных ведомств, – считает Галина Есякова.

Строительство трассы М-12 в Ибресинском районе Чувашии

Строительство трассы М-12 в Ибресинском районе Чувашии

Вырубка для строительства карьера возле поселка Мухтолово в Нижегородской области

Вырубка для строительства карьера возле поселка Мухтолово в Нижегородской области

Срубленные деревья «Автодор» реализует, а средства от продажи древесины направляет на лесовосстановление и строительство трассы. Для компенсационного восстановления во Владимирской области сформировали специальный реестр земельных участков общей площадью 1,2 тыс. га.

Асхат Каюмов к обещаниям о лесовосстановлении относится скептически.

– Ведь речь идет о кусочке от Москвы до Казани, но на самом деле это трасса до Пекина. Поэтому нужно брать в расчет территории от Москвы до Берлина и от Казани до Пекина – это сотни тысяч гектаров леса. Будет ли лесовосстановление? Думаю, что нет.

В России не сажают лес в объеме, равном вырубкам. Существенная часть леса восстанавливается в формате «содействие естественному лесовозобновлению»: где-то прогонят трактор, чтобы он вскопал почву, чтобы семена легче проросли, где-то оставят крупные семенные растения. Посмотрите статистику любого региона: сколько леса вырублено в гектарах и сколько государственные лесные структуры посадили в текущем году. Сажают гораздо меньше, чем вырубают, потому что это затратно. В прошлом году в Нижегородской области общий объем восстановления леса был меньше, чем планируемая вырубка под магистраль. Что-то посадят наверняка, какие-то отчеты проведут, пиар-акции устроят. Департаментам лесного хозяйства в регионах могут добавить денег на лесопосадки, но им не добавят земель лесного фонда. Где же будем сажать? На месте вырубки – трасса, а оттого, что мы на другой земле, где и так лес рос, еще деревья посадим, леса больше не станет, – говорит Асхат Каюмов.

Мы направили в «Автодор» запрос с просьбой прояснить ситуацию с числом экодуков и назвать актуальные объемы вырубаемого леса. На момент публикации статьи госкомпания не ответила.

Сколько мы заплатим?

Очевидно, что строительство трассы причинит значительный ущерб экосистемам, особенно территориям ООПТ регионального значения. Перевести его в денежный эквивалент без необходимых исследований невозможно.

Асхат Каюмов считает, что негативное воздействие на окружающую среду можно снизить, если выделить больше времени на проектные работы и сделать их качественнее. Отрезок трассы до Екатеринбурга можно сделать хорошо.

– Я вообще не сторонник строительства забора поперек страны. А это скоростная трасса, и забор будет с двух сторон. Нужно хорошо изучить пути миграции, привлечь специалистов, чтобы хорошо все обследовать. Нормальные гидрологические исследования позволят снять большую часть проблем. Но для этого нужно выделить на полевые работы два-три года, после чего еще год – на проектирование, – отмечает эколог.

 

Дмитрий Фёдоров уверен, что необходимо сплошное экранирование трассы, чтобы она была безопасна и для животных, и для машин. Выскочившего на дорогу кабана будет достаточно, чтобы перевернулся автомобиль, движущийся со скоростью 130 км в час.

– Европейские высокоскоростные трассы полностью ограждены, и попадание туда диких животных исключается. Где-то установлены электрозаборы, в населенных пунктах – экраны. Надеюсь, что здесь были заложены все эти схемы. Пока мы только догадываемся.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
20 сентября 2021
Владимир Панфилов
Владимир Панфилов
«Гламуром по экологии». Сергей Зверев посетил Орловскую область
Мнение
18 сентября 2021
Павел Арзамасцев
Павел Арзамасцев
Это вам не мусор!
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ДорогиТранспортЭкология