Собирается ежемесячно 52 176 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Анализ составов участковых избирательных комиссий в Российской Федерации (по субъектам выдвижения)

Анализ составов участковых избирательных комиссий в Российской Федерации (по субъектам выдвижения)

Андрей Бузин
Андрей Бузин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Введение

Портал ЦИК РФ содержит некоторую информацию по составам избирательных комиссий, в частности участковых избирательных комиссий (далее - УИК). Информация, как это принято у ЦИК, представлена в виде, неудобном для использования, но благодаря навыкам российских граждан, в частности Сергея Шпилькина, она была собрана в единую таблицу. Таблица собрана из данных ЦИК РФ по состоянию на 1 сентября 2021 года и содержит сведения о 842749 членах УИК с правом решающего голоса.

К сожалению, деятельность УИК определяется не только законом, но и персональным составом УИК. Руководители УИК (особенно председатель и секретарь) обычно играют в этой деятельности бóльшую роль, другие члены – меньшую. На поведение членов избирательных комиссий влияют их характер и привычки, о которых у нас, естественно, нет данных и которые плохо поддаются количественному оцениванию. Огромную роль в поведении членов играет их место работы, и это был бы объективный параметр, который надо было бы изучать при исследовании деятельности комиссий. Эти данные обязательно известны территориальным избирательным комиссиям (ТИК), которые и формируют составы УИК и назначают их председателей. Но система избирательных комиссий скрывает эти сведения, вероятно предполагая нежелательные для организаторов выборов результаты.

Таким образом, из имеющейся в публичном доступе информации мы использовали лишь информацию о субъекте выдвижения, то есть о том, какая организация или какой орган предложил территориальной комиссии назначить данного члена УИК. Эти данные известны для всех основных четырех уровней избирательных комиссий (УИК, ТИК, региональных комиссий и ЦИК РФ).

Отметим невысокое качество представленной на портале ЦИК информации. Во-первых, у 385 членов УИК информация о субъекте выдвижения отсутствует. Во-вторых, в некоторых случаях очевидно, что информация устарела. Так, например, два члена комиссии выдвинуты партией «Новая Россия», ликвидированной еще в 2015 году, и, наоборот, новая и активная на нынешних выборах партия «Новые люди» выдвинула в комиссии лишь трех членов. Заметим также, что в настоящее время, как всегда перед выборами, идет активная обновление составов избирательных комиссий.

В данном исследовании нас интересует распределение членов и руководителей УИК по субъектам выдвижения, а также различие регионов по структуре субъектов выдвижения.

Распределение членов УИК по субъектам выдвижения

Распределение общего числа членов УИК по субъектам выдвижения представлено на Рисунке 1.

Рисунок 1

Из Рисунка 1 видно, что «партийное» представительство составляет чуть больше половины составов УИК, при этом 37% составляет представительство «парламентских партий».

Часть «Другие партии» состоит из 70 «непарламентских» партий (некоторые из которых уже ликвидированы). Распределение представительства среди них очень неравномерно (см. Рисунок 2).

Рисунок 2

Распределение руководителей УИК по субъектам выдвижения

Распределение руководителей УИК – председателей, заместителей председателей, секретарей – сильно отличается от распределения рядовых членов.

Единственный субъект выдвижения, который имеет свою стабильную долю для всех статусов членов УИК, – собрания избирателей «по месту работы». Полагаю, что так происходит потому, что «место работы» - это «надежная» организация, аффилированная с администрацией (сама администрация, унитарное предприятие, школа, поликлиника, Дом культуры и т. д.).

Среди председателей УИК преобладают выдвиженцы от «места работы» и партии «Единая Россия» (Рисунок 3). Напомним, что председателей УИК назначает вышестоящая ТИК.

Рисунок 3

Для заместителей председателей и секретарей УИК мы имеем другую картину (Рисунки 4 и 5). Заметим, что заместители и секретари УИК не назначаются, а избираются самой УИК.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунки 4 и 5 очень похожи друг на друга. Такое впечатление, что избрание заместителей и секретарей проводится по разнарядке.

Совсем удивительным фактом является распределение руководителей УИК по «непарламентским» партиям. Неясно, почему непарламентские партии имеют практически одинаковую долю среди председателей, заместителей и секретарей УИК (Рисунок 6).

Рисунок 6

Различия между регионами

Если говорить о России в целом, то по доле назначенных председателей УИК выделяются два субъекта выдвижения: партия «Единая Россия» и «место работы» (Рисунок 3). Суммарная доля выдвинутых этими двумя субъектами председателей УИК колеблется от 42% в г. Севастополе до 90% в Республике Ингушетии (Рисунок 7). При этом распределение между двумя этими субъектами выдвижения различается в разных регионах.

Однако два региона представляют явные исключения: это Москва и Ивановская область. В них роль «места работы» играют «представительные органы местного самоуправления». При этом большую роль также играют мелкие, непарламентские партии. На Рисунке 8 приведена диаграмма распределения председателей УИК по субъектам выдвижения в городе Москве (часть названий субъектов скрыта).

Выводы

Хотя представленная на портале ЦИК РФ информация о составах УИК дает мало возможностей для глубокого анализа (поскольку важнейший параметр, который мог бы объяснить зависимость УИКов от администрации - место работы членов УИК, – не публикуется), тем не менее можно с уверенностью говорить о следующих явлениях:

1. Среди председателей УИК преобладают выдвиженцы либо партии «Единая Россия», либо выдвиженцы собраний «по месту работы».

2. Выдвиженцы партии «Единая Россия» занимают непропорционально большое место среди председателей УИК по сравнению с их долей в общих составах УИК.

3. Собрания избирателей «по месту работы» играют большую роль в выдвижении кандидатур в УИКи, что, по-видимому, свидетельствует о тесной связи этих собраний с местными администрациями.

Рисунок 7

Рисунок 8

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
7 сен
Евгения Сибирцева
Евгения Сибирцева
Не понимаю людей, которые не ходят на выборы
Мнение
7 сен
Анатолий Цыганков
Анатолий Цыганков
На что жалуемся? Оцениваем содержание жалоб участников избирательного процесса в Карелии
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Наблюдение за выборамиВыборыСтатистика
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!