Собирается ежемесячно 52 587 из 250 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Архангельская область
  2. «Живите долго». Режиссер Юсуп Разыков о кино вообще и Arctic open в частности

«Живите долго». Режиссер Юсуп Разыков о кино вообще и Arctic open в частности

Леонид Черток
Леонид Черток
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

Неокупаемость российского кино давно стала притчей во языцах. В самые благополучные годы из 60 (средняя арифметическая) вышедших в прокат картин вернули деньги и показали какую-то прибыль 7-8 от силы (данные из открытых источников). Остальные… пример самого громкого провала-2015 – фильм Владимира Бортко «Душа шпиона» собрала кассу в 1,2 млн рублей, когда на его производство было затрачено 640(!) млн. И это отец «Собачьего сердца»…

О причинах такого положения можно спорить бесконечно. Кто-то кивает на то, что с Голливудом тягаться бесполезно – родной зритель, стоя у афиши, в 9 случаях из 10 выберет импортное, такова ментальность. Другие кивают на непрофессионализм и жадность отечественных продюсеров, которые не умеют продвигать продукт и вкладываться в его раскрутку, плюс отсутствие внутреннего чутья на то, что привлечет зрителя (не зря у нас на экранах разного формата такое засилье адаптированных сюжетов). Третьи винят Фонд кино, дающий огромные деньги на всякую шнягу, но обязательно с «духоподъемной» составляющей, сетуют на полную непрозрачность такого отбора (разговоры даже об откатах). И все по-своему правы.

А тут еще проклятый ковид! В кинозалы-то не пускают совсем, то с дурацкой шахматной рассадкой. Сначала преданный публичному просмотру зритель (за последнее двадцатилетие простой поход в кино вылился в целый развлекательный фетиш со многими сопутствующими составляющими) тихо постанывал и скучал по хрусту попкорна. Но потом открыл для себя, что то же самое можно делать на родном диване и за гораздо меньшие деньги. Это даже не удар отечественному кинопроизводству под дых, но на несколько сантиметров ниже.

Наступила эпоха, если не эра, различных интернет-платформ. Но и там правят бал сериалы со свободной ненормативной лексикой. Фильмы экранного формата выходят в прокат, дай бог, два раза в месяц. Патриотизм из них так и хлещет, иногда с неприятным привкусом политической провокации (это я о распиаренном «Солнцепеке»), а значит, такое кино планово-убыточное.

Чуть больше года назад, когда все уже катилось в тартарары, мы с Юсупом Разыковым обсуждали патовую ситуацию в важнейшем для нас обоих искусстве. Друг бодрился, говорил, что появилось время заглянуть в себя, сделать выводы, а, возможно, и открытия. Сейчас продолжили.

Справка: Юсуп Разыков – российский и узбекский кинорежиссер, сценарист. Считается «отцом узбекского сериала», несколько лет был директором и художественным руководителем киностудии «Узбекфильм». В российском кино снял по своим авторским сценариям полнометражные фильмы «Стыд», «Турецкое седло», «Керосин», «Танец с саблями», несколько телесериалов. Участник двух кинофестивалей Arctic оpen в Архангельске – в 2018-м как лауреат (лучший сценарий), в 2019-м как председатель жюри полного метра.

Спрашиваю у собеседника (мы старые друзья, поэтому на «ты»), куда деваются новые фильмы, если в кинотеатрах практически нет премьер своего, отечественного.

- Лежат до лучших времен, сейчас продюсерам невыгодно выпускать их на экран. Ну, как лежат… они на интернет-платформах. И это не мое решение, как автора, а продюсерское. Прокат просел, аж страшно.

- И на чем продюсеры зарабатывают, отбивают расходы?

- Как и любой блогер или телевидение – на рекламе. Минимум 5 минут на один показ.

- То есть, перефразируя Рудольфа из «Москвы слезам не верит», «ничего не будет, будет один сплошной интернет»?

- Не думаю, что до такой степени. Да, сборы в кинотеатрах стали значительно меньше, но есть надежда, что это временный эффект. Кино наше живо, оно высоко котируется на международных кинофестивалях, которые постепенно возобновляют свою работу. Надо просто пережить.

- Твой последний фильм «Живите долго»…

- Остались мелочи для доработки прокатной версии. Увы, в программу последнего «Кинотавра» нас не взяли…

- ?!

- Говорят, что из-за малобюджетности, не их формат. Этот кинофестиваль ориентирован на хиты, а я в своей любимой авторской нише.

Тут позволю себе лирическое отступление. Не думаю, что дело только в этом. Его такой же малобюджетный «Керосин» (как говорит Юсуп, «снимал на пенсии исполнителей главных ролей») в 2019-м в Сочи получил престижную среди профессионалов премию Гильдии киноведов. Я уже смотрел рабочий вариант «Живите долго». Черная, едкая комедия на тему нравов российской провинции, в том числе, и политических. Вот это точно неформат официального «Кинотавра». Хотя… автору видней.

- Ты только что закончил съемки «Крысолова», о задумке которого мне рассказывал два года назад в Архангельске…

- Ну он уже снимался под рабочим названием «Французский мастер», «Крысолова» сильно потрепали недавно вышедшим телесериалом. Наш совместный проект с Алексеем Гуськовым, где он выступает как продюсер и как актер.

К слову, Алексей Гуськов стал всенародно узнаваем в самом начале 90-х после выхода на экраны криминальной драмы «Волкодав», Юсуп был одним из соавторов сценария.

- В двух словах, о чем?

- Про элитного массажиста, пользующего моделей с подиума. Ну и они его, конечно, пользуют.

- А в чем изюм?

- Как искусство превращается в дизайн. То есть, его полная коммерциализация. И что в этом случае происходит с художником. С любым.

- Снова авторское кино?

- Авторское, но прокатное. Это минкультовский проект в смысле финансирования.

- Снимал, конечно, в Ярославле?

- Куда я без этого города, там, как говорится, все схвачено.

- Снимать стало сложнее?

- Безусловно. Во многие места просто не пускают, а у нас локации в школе, в больнице… Где-то требуют справки о прививке со всей съемочной группы, где-то просто вешают стоп-сигнал. Что усложняет рабочий процесс, да и просто нервирует, чувствуешь себя некой ходячей заразой.

А большего он мне все равно не расскажет, хотя друг. Потому что и нечего, и рано. Я и не настаиваю, для меня кино лучше смотреть с чистого листа. Поэтому переходим к фестивальной проблематике.

- У современных кинофестивалей, ориентированных на российское кино, есть одна особенность, она же проблема – звезды экрана известны зрителям, прежде всего, по телевизору, - сетует Юсуп. – А это другое.

- Размыв двух жанров, - поддакиваю я.

- Скорее, смысла. Ведь кинофестивали, прежде всего, это поиск новых картин, которые будут иметь успех в прокате, первая их проверка на будущую популярность. А это профессиональная работа. С другой стороны, фестиваль – это праздник для народа, зритель идет на узнаваемые лица. Пример – на последнем «Кинотавре» на сцене постоянно присутствовал Александр Петров, который не снимался НИ В ОДНОМ фильме из программы фестивале. А как народ на него пер…

- Ты-то «звезд» в своих картинах не привечаешь, предпочитаешь сам их зажигать.

- А вот тут мимо, в «Французском мастере» у меня снялись Анна Чиповская, Ирина Купченко, Ирина Шевчук, Виктор Добронравов, тот же Гуськов. Куда уж звездней, говорю же, мы изначально ориентировались на широкий прокат. Но и мои любимые старички тоже на экране.

- Со звездами как-то по-особенному?

- Я работал в привычной для себя манере. Они ее приняли и вписались.

А привычная для Юсупа манера – это сделать из каждого члена съемочной группы соратника, единомышленника. Поэтому уже много лет рядом одни и те же люди, готовые отказаться ради работы с ним от любого блокбастера.

- Ты вспоминаешь наш Arctic open?

- Не только вспоминаю, но и грущу, скучаю по нему. Только вам еще надо поработать над концепцией.

- ?

Юсуп рассказывает о фестивале в Эдинбурге, где был несколько раз. Организаторы – местное Русское историческое общество, зритель съезжается со всей Европы, но там понятно – целевая аудитория, мимо которой не проскочишь. Она сама тебя выловит, хочет смотреть именно русское кино. А здесь…

- Публика у вас, сам видел, хочет смотреть умное кино. На мой взгляд, нужно оттачивать тематическую направленность, чтобы понятно было – почему Север, почему Архангельск. А вообще, понять, что именно хочет смотреть зритель, самое сложное в фестивальном деле. Представляешь, даже фестиваль комедий Аллы Суриковой, самый, казалось бы, популярный киножанр, стал проваливаться. Потому что непонятно, о чем это – на фестивальную дорожку в разных городах выходят одни и те же люди. Да, на них сейчас идут, но скоро от них бежать будут.

- И, все-таки, наш Arctic…

- …мне он представляется как кинофорум, больше ориентированный на специалистов. Например, в области экологии севера. Я не очень понимаю, что у вас делают якуты, это совсем не их регион.

Тут мы немножко поспорили, но не пришли к общему знаменателю. Ничего, между друзьями такое бывает. К тому же я все время помню, что мой друг снимающий кинематографист, а не фестивальный отборщик. Юсуп, кстати, не возражает. Но дает еще совет.

- И подумать над рабочей программой. Прежде всего, для ее приглашенных участников. Для них это не только тусовка, но и важная работа.

- У нас же проводятся мастер-классы…

- В том, что видел лично я, было больше самолюбования малоизвестного европейского деятеля. Возможно, это интересно для зрителя, и то не всегда, но не для профи. На некоторых фестивалях центральным событием становится не открытие-награждение, а итоговая пресс-конференция. Не столько для журналистов, сколько для участников, где коллеги по профессии делятся своими впечатлениями, размышлениями о новых векторах развития нашего любимого из искусств. Та же проблема проката… кого она сегодня не волнует? Западных, кстати, даже в большей мере. Еще бы посоветовал провести широкий опрос зрителей – какое кино в своем городе они хотят видеть, и на эти результаты ориентироваться в дальнейшем.

- Это ты об интересах профессионалов в рамках кинофорума. А интерес зрителя?

- Повторяю, зрителя интересует ТОЛЬКО кино. Здесь нужно искать золотую середину.

- Ты, наверное, слышал, к нам в Архангельск Жигунов собирался везти свои «Сполохи», фестиваль сериалов.

- Я в принципе не понимаю, как такой форум проводить и кому он может быть нужен, кроме организатора. Так что не будем это даже обсуждать.

- Ты к нам еще приедешь?

- Мог бы и не спрашивать, обязательно. Если пригласите.

«Если доживем», хотел я добавить. Но не стал. Просто вспомнил название его фильма – «Живите долго». И как-то сразу полегчало…

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
11 июл
1
Леонид Черток
Леонид Черток
Александр Герштанский. Человек из Пензы и архангельский министр
Мнение
4 июл
Леонид Черток
Леонид Черток
«Времена не выбирают, но мы держимся». Председатель Архангельской городской думы Валентина Сырова о политическом полугодии
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Интервью в блогахКультура
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!