Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Тамбовская область
  2. История казачества: подмена по заказу или личные амбиции?

История казачества: подмена по заказу или личные амбиции?

Игорь Мартынов
Игорь Мартынов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

История казачества: поле битвы за будущее Отечества

История казачества является одним из самых загадочных явлений отечественной истории. Возрождение государством казачества в 90-х годах XX столетия привело к тому, что общество раскололось на два лагеря. Одни утверждают, что казачество – это сословие и стать казаком может любой желающий. Другие утверждают, что казаки являются народом, этнической группой. В обсуждение о происхождении казачества включились все без исключения. Психологи, социологи, филологи, культурологи, историки и в том числе те, кто о казачестве знает только по игре в казаки-разбойники.

О роли казаков в становлении Российского государства говорят нам не только страницы отечественной истории, но и сложившиеся в течении столетий народные предания и легенды. История казачества и воинской традиции российской армии говорит нам об атаманах Платове М. И., Бакланове Я. П., Краснове И. К. и других. Действия казачьих воинских соединений в годы Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны и других войн изучаются до сей поры в военных учебных заведениях.

Токарев Ф. В., Ткачёв В. М., адмирал Головко А. Г., генерал Карбышев Д. М. и многие другие в своей биографии имеют графу «из казаков». Бесконечное множество представителей науки (русской, советской и российской), духовенства (в том числе святые), военных и деятелей культуры и искусства являются потомками казаков. О казаках писали великие писатели и историки, поэты и прозаики. Казакам посвящали свои произведения живописцы и композиторы. О казаках говорили, говорят и будут говорить во всех уголках мировой цивилизации как о силе и лице России. История развития страны — это история казачества.

История казачества и историческая подмена: в чем причина?

Что же происходит сейчас, в наше время? Современная тенденция подхода к казачеству сводится к противостоянию на исторической арене. Битва за самобытность казачьей культуры, традиций, обычаев и за этническую идентичность казаков происходит жестко и беспощадно. Большую роль в этом противостоянии играют представители от исторической науки и мнения историков-любителей. Одним из способов «борьбы с казачеством» становится историческая подмена и историческая ложь. Такой метод является одним из эффективных путей борьбы с теми, кого не любишь, кого презираешь, на кого обиделся или кто мешает твоей политической или общественной карьере.

Ненависть к казачеству может вытекать из памяти предков или на основе личного жизненного опыта. У каждого своя причина и проблема. Большую роль играет политический заказ или государственная идеология, которая ставит определенную цель в дискредитации казачества. Примером этого могут быть события после 1917 года, массовые расстрелы в станицах и хуторах на Дону, Тереке, Яике и на других казачьих территориях.

С постепенными изменениями советскими историками роли казачества в общественном сознании строилась новая система и нужен был новый человек, с новым мышлением и новым сознанием. «Гомо советикус» — человек советского периода. Новой республике нужна была иная история казачества.

Время прошло, и мы сейчас живем снова в новом государстве, где снова меняется общественное историческое сознание. Появились новые требования к исторической роли казачества. Казаки как самобытный и особохарактерный этнос должны стать управляемы и объединены. Появляется множество законов о реабилитации казачества. В ходе такой «реабилитации», происходит не только историческая, но и культурологическая подмена в понимании казачьего традиционного образа жизни. Появляется потребность в новом подходе к исторической взаимосвязи казаков с историей России.

История казачества: две версии, два пути, две исхода

На сегодняшний день в общественном сознании культивируется теория происхождения казаков от беглых крестьян. Корни такой теории уходят еще в XVIII век, когда казаков решили усмирить и причислить к сословию. Позже эту теорию развили и поддержали большевики во времена строительства Советской Республики. Казаки стали в «исторической науке» не просто сословием и царскими «нагаечниками», а также потомками бежавших крестьян и холопов. Социалистическими темпами забыли, что казаки – это те, кто расширил и строил границы Российского государства.

Именно «потомкам крестьян и холопов» воздавали честь в Париже? Султаны, короли и цари торжественно принимали у себя во дворцах «потомков крестьян и холопов»? Им ставили и ставят храмы и памятники как великим воинам и освободителям во многих странах мира. Как вам, господа и товарищи? Только вот историки «от ума» не учитывают большое количество вопросов, возникающих к беглым крестьянам. Куда бежим? К кому бежим? Что и кто вас там ждет?

История казачества: подмена по заказу или личные амбиции? Кем себя воспринимали казаки XIX — начала XX века?

Теория о происхождении казаков как сословия молода и не имеет под собой исторического крепкого фундамента. Сословное деление в Российской империи появилось только в XVIII веке по решению Петра I. В тексте одного и того же закона казачество называлось «казачьим сословием», местами «казачьим состоянием» или «казачьим званием» и даже «казачьим населением». Причисление казаков к сословию являлось абстрактным понятием, чтобы легче было понимать место казаков в обществе. Декрет ВЦИК и СНК (РСФСР) от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения. Следовательно, на законодательном поле казаки как сословие отсутствуют с 1917 года.

Но все равно казаки на страницах истории ведут свою деятельность как в советский период, так и в постсоветское время. Они никуда не пропали, а также вместе строили и развивали новую республику. Воевали на полях ВОВ против немецко-фашистских захватчиков, формируя казачьи соединения. Отстаивали свою идентичность и хранили память предков в своем сердце. Казаки остались как часть российского общества, приняв на себя ответственность перед будущим своего народа, несмотря на декреты и репрессии. В то же время современное общественное мнение устойчиво придерживается взгляда о сословном происхождении казаков. На это есть причины, но это отдельная тема.

Что говорит «сословная» история казачества?

Еще один вопрос к тем историкам, которые стараются в угоду личных амбиций отстаивать «сословную теорию». Летописи, исторические документы, воспоминания современников и уважаемых историков однозначно говорят о казаках как о народе.

Таким образом на исторической арене в противостояние с «сословной теорией» о происхождении казаков вступает теория о казаках как о народе, этнической группе. Даже в современном подписанном президентом РФ законе о реабилитации казачества указывается, что казачество есть «исторически сложившееся культурно-этническая общность людей». Государство подтверждает своими законодательными актами, что казаки являются этнической группой, имеющей свою культуру, традиции и формы местного самоуправления.

Но закон закону рознь. Практика создания казачьих организаций, внесенных в реестр казачьих обществ Российской Федерации, привела к тому, что государство дало поддержку стороне «сословных теоретиков». Казаком теперь может стать любой гражданин Российской Федерации. Стали формироваться клубы по интересам и увлечениям серебряными погонами и георгиевскими крестами. Любой член реестровых казачьих обществ апеллирует на «сословное» происхождение казаков. Так удобней оправдать не только личный интерес, а также свои действия и поступки. У членов реестровых казачьих обществ сформирована своя история казачества.

Такое положение дел усилило противостояние между «сословниками» и «этническими». Это противостояние происходит не просто на страницах учебников истории или интернета. Битва за казачью истину перешла в поле межнационального и межэтнического конфликта. Это уже серьезно и может повлиять не только на исторические исследования или очерки о казачестве, но и на то, как будет восприниматься в будущем история казачества. Именно в этой сложившейся ситуации историкам и этнографам, культурологам и социологам нужно стать честными не только перед самими собой, а также перед исторической наукой. Мы, в том числе и историки, должны взять ответственность за будущее России, за ее единство и процветание.

Правдивая история казачества является важным фактором, который влияет на социальную стабильность в нашем обществе. Историческая правда – это основа истинного патриотического воспитания, формирования у молодого поколения любви к Отечеству, к своей традиционной культуре, к обычаям своего народа. Историческая наука должна строиться честно и правдиво, несмотря на личные амбиции историков или наличие у них «научного склероза».

Выводы: государство может потерять народ

Генезис казачества – одна из больших площадок исторических баталий, где правдами и неправдами идет борьба за историю тех, кто стал объектом лженаучных спекуляций.

Какие мотивации и цели преследуют те, кто подменяет историю казачества? Во-первых, это делается для того, чтобы настоящее и будущее поколение видело роль казачества в отечественной истории по-иному. Непонятная и сомнительная история казачества и страны, в которой ты живешь, формирует отрицательное отношение к ней, безразличие к ее настоящему и будущему. Создается другой тип личности, которая предстает как биологическое существо, не имеющее ответственности перед предками и потомками. Главная цель популяризации исковерканной отечественной истории – это формирование иного человека, который обязан будет влиться в глобальное человечество, стать таким, как все.

Во-вторых, ощущение народом связи времен, осознание каждым гражданином нашего Отечества личной принадлежности к истории страны является гарантией того коллективного бессознательного, которое формирует устойчивость «общественной психики». Кому-то нужно эту устойчивость расшатать, и историческая подмена является прекрасным инструментом.

В-третьих, «поддельщики» от истории знают, что на базе исторической памяти формируется основа жизни этноса, основа жизни любого народа. Именно историческая память является корнем этнического древа. Уничтожив корни этноса, люди остаются без прошлого, общество – без корней. В конце концов государство остается без народа.

Современное состояние в популяризации ложной и поддельной казачьей истории является продолжением уничтожения корней казачьего этноса, стиранием исторической памяти. Столетиями история казачества переписывается или по-иному преподносится общественному сознанию. Десятилетиями культура и традиции казаков подменяются и изменяются через организацию массового «оказачивания».

Таким образом формируется новая история казачества. В будущем эта «новейшая история» предстанет историками перед обществом как «историческая память» казачьего сословия. Прошлое казачества будет представлено совсем иным, а не таким, каким оно было и каким его видим сейчас. Государство потеряет народ, силой и славой которого, по словам Л. Н. Толстого, была сделана история России.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
29 июня 2021
Игорь Мартынов
Игорь Мартынов
Каледин. Трагическая судьба первого атамана Донского войска
Мнение
8 июня 2021
Игорь Мартынов
Игорь Мартынов
Союз донских казаков собрал книги для детей Донбасса
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКазакиТамбовская область