Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. Восемь ключевых выводов доклада о запрете некоторым гражданам быть избранными на выборах в 2021 году

Восемь ключевых выводов доклада о запрете некоторым гражданам быть избранными на выборах в 2021 году

Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник

Сегодня, 22 июня, наконец вышел доклад «Новые лишенцы»: за что граждан России массово поражают в праве быть избранными на выборах в 2021 году

Восемь ключевых выводов

1. Подсчитать точное количество граждан, попавших к настоящему моменту под лишение пассивного избирательного права, невозможно. Однако, опираясь на информацию органов власти, можно утверждать, что общее количество граждан, которым государство запрещает баллотироваться на выборах, составляет не менее 9 млн человек, то есть около 8% от общего числа избирателей (скорее всего, существенно больше). Вступление в силу новых «антиэкстремистских» поправок и признание экстремистскими организациями структур сторонников Алексея Навального ведут к тому, что под ударом в ближайшее время могут оказаться еще несколько сот тысяч политически активных граждан.

2. В сравнении с 2016 годом, когда проходили предыдущие выборы депутатов Государственной думы России, ситуация с правом граждан быть избранными существенно ухудшилась — с тех пор было уже две волны ограничений пассивного избирательного права: в 2020 году было введено полсотни новых уголовных составов, по которым граждане лишаются пассивного избирательного права, а в июне 2021 года в силу вступили поправки, лишающие права быть избранными лиц, «причастных» к деятельности организаций, которые были признаны экстремистскими. Всего же с момента распада СССР это уже четвертая волна наступления на избирательные права граждан (первая была в 2006–2007 годах, вторая — в 2012–2014 годах).

3. Самую большую категорию современных «лишенцев» составляют граждане со вторым гражданством или иностранным видом на жительство. По некоторым оценкам, их число может превышать 6 млн человек. В числе самых распространенных категорий «лишенцев» также осужденные по «народной» наркотической статье (статья 228 УК РФ), которая чаще всего фигурирует среди сфабрикованных дел (самое громкое за последние годы — «дело Голунова», а 17 июня 2021 по этой статье был задержан петербургский депутат Максим Резник). По ней только с 2010 по 2020 годы было осуждено более 300 тыс. человек, а число пораженных в правах на данный момент должно быть существенно выше, поскольку ограничения могут действовать длительный срок после отбытия наказания (до 18 лет после освобождения, т. е лишены избирательного права могут быть осужденные еще в 1990-е годы).

4. Число осужденных по традиционно политическим составам не так велико. Однако именно по ним проходят тысячи политических активистов, участников митингов, волонтеров политических штабов и т. п., то есть наиболее активные в политическом плане граждане страны. Так, по «экстремистским» уголовным статьям за 10 лет было осуждено 3363 человека. Статистика по аналогичным административным составам более впечатляющая — только за 2020 год за производство или распространение экстремистских материалов, а также за пропаганду либо публичное демонстрирование экстремистской символики было осуждено 4096 человек. С учетом новых «антиэкстремистских» поправок это число вскоре может вырасти многократно.

5. Потенциально могут оказаться в зоне риска для лишения права избираться около 10 тыс. человек, привлеченных за последние месяцы к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ за организацию или участие в несогласованных акциях. Особенностью этого состава является то, что при неоднократном повторении он может стать преюдицией к уголовной статье 212.1 («дадинская» статья), которая ведет к лишению пассивного избирательного права, например, как это случилось с московским муниципальным депутатом Юлией Галяминой.

6. Репрессивные нормы активно используются, чтобы ограничить участие в выборах действующих политиков. Только с конца мая 2020 года «Голос» выявил шесть политиков, ставших «лишенцами» (экс-координатор штаба Навального* в Архангельской области Андрей Боровиков; московский муниципальный депутат, организатор Земского съезда Юлия Галямина; бывший депутат горсовета Вологды Евгений Доможиров; лидер движения «За новый социализм» Николай Платошкин; депутаты региональных парламентов коммунист Юрий Юхневич из Тюменской области и элдэпээровец Антон Мирбадалев из Марий Эл). Кроме того, в списке тех, кому потенциально может угрожать такая перспектива, числится еще 75 человек из разных регионов страны. Нет сомнения, что часть из них в связи с таким давлением либо отказалась от выдвижения на предстоящих выборах, либо значительно снизила свои политические амбиции, выдвигаясь на более низком уровне, чем могли бы.

7. Постоянное расширение сверх установленных Конституцией России оснований для лишения граждан пассивного избирательного, поспешность принимаемых мер, отсутствие хоть какого-то обоснования их необходимости и разумности, а также практика использования новых положений закона для репрессий в отношении политических оппонентов власти лишь немногим уступает методам большевиков, которые в период установления и укрепления советского режима не церемонились со своими политическими оппонентами и никакой оппозиции не терпели. Формально действующее избирательное законодательство по количеству оснований для лишения пассивного избирательного права и по числу затронутых этими ограничениями лиц на данный момент в своей репрессивности уже превосходит советские законы начиная, как минимум, с 1961 года, когда в Уголовном Кодексе СССР поражение в политических правах как дополнительная мера наказания было упразднено. Реальная цель последних поправок — не защита суверенитета народа как источника власти, а максимальное его ограничение, фильтрация неугодных действующей власти кандидатов.

8. Лишение пассивного избирательного права в России происходит автоматически, действует безусловно по максимально установленным срокам и не может быть сокращено. Европейский суд по правам человека считает такое недифференцированное лишение избирательных прав группы лиц несовместимым со статьей 3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Полный текст: https://www.golosinfo.org/articles/145272

Оригинал

* В материале упомянута организация Штаб Навального, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
16 июня 2021
Александр Сайгин
Александр Сайгин
Какие аспекты влияют на признание подписей электората недействительными
Мнение
17 июня 2021
1
Сергей Кононов
Сергей Кононов
Угрожают увольнением? Абсурд!
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВыборыГолос*