Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Самокаты и велодорожки! Почему важно строить полосы для велосипедов даже в нашем климате

Самокаты и велодорожки! Почему важно строить полосы для велосипедов даже в нашем климате

Георгий Красников
Георгий Красников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Вся эта история с самокатами, их ограничениями и запретами, увы, только демонстрирует заскорузлость общественного мышления. Даже не конкретно нашего постсоветского, а в целом.

Кто не в курсе, ситуация следующая. Разные компании стали расставлять по городу электросамокаты по типу "каршеринга": берешь в одном месте - сдаешь в другом. Вы, наверное, сами видели россыпи этих самокатов в Москве, Питере, Крыму, Краснодарском крае и многих других городах. Однако у этих электросамокатов высокие скорости (до 25 км/ч), и не очень опытный водитель может наломать дров, особенно если ездит по тротуару, где куча людей. Собственно, так и стало происходить - все больше и больше наездов и травм.

Чиновники же решили проблему просто: сначала ограничили скорость для самокатов до 10 км/ч в большинстве мест, а потом вообще приказали все на фиг убрать (в Питере).

Пользовался разок этим средством - было очень удобно доехать в 2:00 от Петроградки до Новочеркасской всего за 240 руб. и не беря такси. Ночной Питер, дыхание Невы и пустые набережные, где ничто и никто не мешает втопить по полной... Романтическая была поездка! В Питере самокаты вообще очень легко было взять и сдать: качаешь приложение, кладешь деньги на счет, и они даже не пристегнуты! Просто стоят на остановках, как ни в чем не бывало. Некоторые прокаты дошли до совсем далеких районов типа Сосновой Поляны.

Да, я совершенно согласен, что самокатам со скоростью 25 км/ч - не место на тротуарах... Я понимаю аргументы сторонников жестких мер против них. Мне самому как отцу двоих детей уже порой страшно с ними ходить, зная, что по нему может гонять кто попало: пьяный, удолбанный и криворукий. Да, водители машинок хотя бы на права сдают и медсправку приносят, а самокат может взять абсолютно кто угодно...

Что же делать? Ограничить скорость самокатов? Запрещать их? Конечно же нет: нужно строить велодорожки и велополосы. Там - самое место для скоростей 15–30, и пешеходам там они мешать не будут.

Но, к сожалению, пока выглядит все примерно так:

1. Какие велодорожки: у нас девять месяцев зима, большой город, никто не будет по нему в здравом уме на велосипедах ездить!

2. Ой, что-то велосипедов и самокатов так много, пешеходам мешают, давайте-ка мы им скорость ограничим!

Прямого противоречия этих двух пунктов не понимают не только чиновники и лица, принимающие решения, но и простые граждане - причем как автомобилисты, так и пешеходы. Действительно, зачем велодорожкам все отдавать - все же ВСТАНЕТ!

Но велоинфраструктура - это далеко не только про велосипеды. Это в том числе про те самые СИМы: самокаты, гироскутеры и прочие транспорты. Все ездящее быстрее пешехода, но медленнее автомобилей.

Все просто: объекты разной массы и разной скорости должны двигаться по разным траекториям с минимальными пересечениями. Поэтому городское пространство и поделено на тротуары для пешеходов с массами до 100–150 кг и скоростями до 5–6 км/ч и проезжие части для автомобилей массами от 1 тонны и выше и со скоростями 60–80 км/ч. Никто не делает за редкими исключениями совместные зоны движения машин и пешеходов, особенно с типичными для них скоростями. Все прекрасно понимают, к чему это приведет...

Но факт, что чем дальше, тем деления на две зоны все больше не хватает. Нужна специальная зона для объектов с промежуточными массами и скоростями. Потому что, если ее нет, они должны либо подвергать опасности более медленных пешеходов, либо подвергаться сами опасности, либо не реализовывать полностью потенциал своих транспортных средств.

Тем не менее велодорожки продолжают восприниматься в обществе как некое баловство. Всегда приходят аргументы из п. 1. Каждый из которых элементарно опровергается:

Необязательно ехать на велосипеде или самокате через весь город: большинство поездок ими совершается на расстояние до 10 км. Если возможности проехать на них нет, человек создаст лишнюю нагрузку на общ. транспорт или вообще поедет на машине.

Необязательно хранить велосипед у себя на балконе - есть куча станций проката и самокатошеринг: вы можете доехать от метро до нужного места "последнюю милю", а обратно прогуляться пешком или уехать на НОТе или такси.

Необязательно кататься только летом в теплую погоду: зимой на велоинфраструктуру спрос также есть: он меньше, но он есть.

Да хотя бы возьмите тех же курьеров! Нам часто говорят, что новые дороги важно строить, потому что по ним не только же машинки ездят, но и всякие товары возят! Но когда точно также товары возят курьеры на велосипедах, то этот аргумент почему-то не работает...

Да, конечно, нужно будет заняться регулированием езды на электросамокатах: проверять ездящих на трезвость, возможно, даже штрафовать за езду по тротуару при наличии велополосы. Но сеть связных и неразрывных велодорожек и велополос в любом случае необходима для нормального функционирования города.

Велоинфраструктура - очень большой нераскрытый потенциал, который вполне может снизить нагрузку на обычные дороги. Где брать место: ну да, откусывать полосы у автомобилей, ничего тут не поделаешь. Просто нет ни одного аргумента, почему человек с машинкой должен иметь приоритет над человеком с самокатом и велосипедом. Это разные классы мобильности, работающие в своих нишах - и оба имеют равное право на городское пространство. Хотя если мы будем ранжировать по выбросам и занимаемому на этом пространстве месту... Так или иначе, если до сегодняшнего момента еще как-то можно было ссылаться на то, что велодорожками никто не пользуется, то вся эта история только показывает, что их нужно рисовать повсеместно в срочном порядке!

Но пока же средневековость и кондовость побеждают. В новом проект реконструкции улицы Красная Пресня велодорожки просто выкинули. Подтянув под это "мнение жителей".

Велосипеды остаются в сознании общества "развлекухой", а не полноценным транспортным средством. "Катайтесь в парках", — открыто говорит нам департамент транспорта Москвы.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
26 октября 2020
Александра Коробейникова
Александра Коробейникова
Пять причин, почему я не пользуюсь велосипедом в Кирове
Мнение
14 июня 2021
Ярослав Костров
Ярослав Костров
У нас в стране очень редко бывают продуманные решения
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
БлагоустройствоТранспортФото